Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Готовность выпускника учреждения высшего образования к профессиональной деятельности определяется ря-дом факторов, имеющих свою специфику в зависимости от профиля обу-чения. Поскольку профессиональная деятельность строится на базе учеб-но-профессиональной, то и профессиональная успешность человека опре-деляется практически теми же факторами, что и успешность в учебной дея-тельности. В непосредственном образовательном процессе наиболее до-ступным и очевидным критерием измерения уровня обученности и подго-товки является академическая успешность.
Успешность обучения – это категория, отражающая качество про-хождения по ступеням обучения, овладения знаниями и умениями, разви-тия личностного потенциала, формирования социальной компетентности, дальнейшего вхождения в профессиональную деятельность. Учебная успешность – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка педагога, но и позитивная самооценка и самоощущение самого обучающегося.
В настоящее время исследователи уделяют большое внимание поиску прогностических критериев, факторов и личностных детерминант, влияю-щих на успешность и неуспешность студентов в учебной деятельности. Академическая успешность студентов рассматривается во взаимосвязи с особенностями интеллекта, эмоционального интеллекта, с копинг-поведением в стрессовых ситуациях, индивидуально-типологическими особенностями, самооценкой, перфекционизмом, любознательностью и др. Исследователями отмечается, что важнейшим фактором успешного обуче-ния в вузе является характер учебной мотивации. Однако, данные исследо-ваний часто противоречивы.
В целом, для успешного обучения студента уже с первого курса, по-мимо когнитивных способностей, повышается значимость таких качеств, как ответственность, самостоятельность, организованность, самоотноше-ние, что связано с возрастанием объема самостоятельной работы студен-тов, коммуникативные способности, возрастает роль мотивации.
Особое значение приобретает определение факторов успешности учебной деятельности, когда начинают формироваться профессиональные компетенции и уже на этом этапе образовательного пути молодой человек ищет свое место в профессии или области применения. В этой связи вопро-сы установления факторов успешности учебной деятельности приобретают особую актуальность.
Цель исследования: выявить факторы академической успешности студентов.
Объект исследования: успешность в учебной деятельности.
Предмет исследования: факторы академической успешности студен-тов.
Гипотеза исследования. Предполагается, что на академическую успешность студентов влияют личностные особенности, самооценка, учеб-ная мотивация, уровень саморегуляции и стрессоустойчивости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы академиче-ской успешности студентов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование эмпириче-ское исследование факторов академической успешности студентов.
3. Разработать практические рекомендации по результатам исследо-вания.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы;
- эмпирические методы: анализ документации, тестирование, опрос, наблюдение;
- математико – статистические методы обработки данных.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1 Психолого-педагогические исследования академической успешно-сти
Учебная деятельность – это деятельность субъекта по освоению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, которые специально поставлены преподавателем, на основании внешнего контроля и оценки, переходящих в последствии в самоконтроль и самооценку [10].
Учебная деятельность преднамеренно направлена на приобретение опыта одним из её участников. Она даёт этот опыт, обеспечивая познание в качестве главного или прямого продукта. Под обучением следует пони-мать целенаправленный, управляемый процесс овладения и укрепления знаний, умений, навыков, а также адаптацию к различным ситуациям, ко-торые помогают в становлении личностных качеств субъекта обучения.
Понятие успешность образовано от понятия успех. А он складывает-ся из удач в планируемых делах и достижении поставленных целей; оценки со стороны окружающих, выражающейся в одобрении чьей–либо успеш-ной деятельности; умении признавать чужие достоинства [17].
Впервые, мнение об успешности обучения было высказано Б.Г. Ана-ньевым. По его мнению, учебная успешность выражает наилучшее совме-щение темпа интенсивности, индивидуального стиля работы, степени тру-долюбия и действий, которые использует субъект, для получения опреде-ленных результатов [1].
Опираясь на точку зрения В.А. Якунина успешность обучения фор-мируется благодаря высокой продуктивности учебно–познавательной ак-тивности учащихся, при которой высокие психологические результаты до-стигаются при наименьших физических, психологических и материальных затратах [28].
В обучении заложена деятельность, у которой есть цель и результат, уровень совпадения цели и результата проявляется в успешности обуче-ния. В качестве необходимого условия на современном этапе развития об-щества выступает ориентир на благополучное освоение педагогической си-стемы. Таким образом, успешным будет тот учащийся, который в процессе обучения смог справится со своими страхами, трудностями, переживания-ми, дезорганизованностью. Такой учащийся будет испытывать удовлетво-рение самим собой и своей проделанной работой [18].
Успешность обучения – это умение учащегося достигать больших результатов при меньших затратах сил и времени. Успешность условно можно определить двумя главными критериями – педагогическим и пси-хологическим. Педагогический критерий был рассмотрен такими учеными как Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др. Он определяется с точки зрения качества образования, про-явлений накопленных знаний, умений и навыков, а также эффективности и результативности обучения [19].
Известно, что косвенным показателем успешности обучения является успеваемость по дисциплинам, которая выражается в итоговых отметках. При том акцентировать внимание необходимо на баллы, которые получе-ны за самостоятельные и контрольные работы, выполненные индивиду-ально.
Успеваемость определяется как степень усвоения объема знаний, навыков, умений, которые установлены учебной программой, с точки зре-ния их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость вы-ражается оценочными баллами. Характеристика системы обучения произ-водится по сравнительным данным оценок по конкретным предметам. Вы-сокой успеваемости учащихся можно достичь с помощью системы дидак-тических и воспитательных средств, оптимальной организации учебной деятельности [13].
На сегодняшний день, популяризированная балльная система не мо-жет дать точного понимания о степени полученного результата обучения учащимся. Доказательства этому можно найти в трудах А.И. Захарова, Г.Н. Пивоварова и Т.П Симеона, в которых указывается, что отметка яв-ляется слишком обобщенной оценкой, чтобы точно измерить поведение учащихся и стимулировать их учебную деятельность. Успешность же сле-дует понимать как особое эмоциональное состояние, которое выражает положительную мотивацию к обучению, проявлением желания учиться, личное отношение к деятельности и ее результатам, адекватно-позитивную самооценку, адаптированность в социальной среде, положительную дина-мику в обучении, комфортное состояние здоровья [18].
Анализ научных подходов (А. Анастази, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанцев, Г. Харман, В.А. Якунин и др.) к вопросу оценки учебных до-стижений позволили выявить такие показатели успешности как познава-тельная активность, самостоятельность и креативность. Креативность ко-торая проявляется в особо остром восприятии личностью недостатков, противоречии и нехватке компонентов в системе собственных знаний [3].
При решении любой задачи учащемуся приходится осуществлять перенос знаний, актуализировать необходимый способ действий, опреде-лять пути. Тем самым, через самостоятельность, человек реализует себя как субъект деятельности и личности, тем самым прокладывая свой непо-вторимый, особый путь.
Одной из главных условий успешности учебной деятельности являет-ся знание, осознание и восприятие учащимся ее целей, задач, содержания, технологий, методик и результатов, а при необходимости и своевременная их корректировка. Это возможно при наличии развитой рефлексии и са-морефлексии, которые обеспечивают анализ собственного сознания и учебной деятельности в целом как системы.
Структуру академической успешности составляют деятельностно – практический, психологический и аксиологический компоненты.
Деятельностно – практический компонент связан с достижением лич-ностно значимых целей обучения, которые могут существенно отличаться у разных людей. Однако они связаны с формализованными показателями, в дея
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 т. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С. 129–267.
2. Ашырбекова А. С. Психолого-педагогические факторы академиче-ской успеваемости и неуспеваемости студентов в процессе становле-ния специалистами // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №3. – С. 1 – 7.
3. Бирина О.В. Понятие успешности обучения в современных педагоги-ческих и психологических теориях / О.В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8. – С. 438-443.
4. Габай Т.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Т.Ф. Габай. – М., 2003. – 156 с.
5. Гордеева Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и сту-дентов: структура, механизмы, условия развития: дис... д-ра психол. Наук / Т. О. Гордеева. ‒ М., 2013. ‒ 444с.
6. Гусева Т.А. Психологическая характеристика стиля познавательной активности субъекта / Т. А. Гусева // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 62. – С. 236–243.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Издатель-ство «Питер», 1999. – 368 с.
8. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Спб.: Пи-тер, 2007. – 592 с.
9. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессио-нального развития / Э. Ф. Зеер. ‒ Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. – 194 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2015. – 447 с.
11. Изотова Е.Г. Специфические особенности структуры учебной дея-тельности школьников и студентов / Е. Г. Изотова // Яросл. пед. вестн. ‒ 2009. ‒ № 1. ‒ С. 151‒155.
12. Ионина О.С. Психологические основы академической успешности студентов // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психоло-гии. – 2013. – № 2.
13. Ищеева – Филатова М.М. Психологические факторы повышения эф-фективности обучения и воспитания учащихся / М.М. Ищеева – Фи-латова. – Нальчик: Эльбрус, 2017. – 432 с.
14. Канашевич Т. Н. Общая характеристика понятия «учебная успеш-ность» обучающихся / Т. Н. Канашевич, В. Н. Синькевич // Непре-рывная система образования "Школа - Университет". Инновации и перспективы: сборник статей ІІІ Международной научно-практической конференции, Минск, 31 октября – 1 ноября 2019 г. / Белорусский национальный технический университет; редкол.: О. К. Гусев [и др.]. – 2019. – С. 107-109.
15. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб.: Речь, 2001. – 112с.
16. Коверец Е. С. Профессионально-познавательная активность студен-тов / Е. С. Коверец // Социальная психология здоровья и современ-ные информационные технологии : сб. науч. ст. ‒ Брест: БрГУ, 2019. ‒ С. 56‒62.
17. Кузнецов Ю.Ф. Деятельности подход к учению и основные категории педагогики / Кузнецов Ю.Ф // Народное образование. Педагогика. 2006. – №6. – С. 21–35.
18. Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеоб-разовательных школ / Т.Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. – СПб, 2011. – С. 106–109.
19. Леонова Е.В. Методы психолого–педагогической оценки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.В. Лео-нова. – М.: Нац. исслед. ядерный ун–т "МИФИ", 2012. – 423 с.
20. Практикум по общей психологии для студентов педагогических ву-зов / Под ред. Т.Н. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. - М., 1996. - 176 с.
21. Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В. Киршева, Н.В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.
22. Реан, А.А. Психология личности / А. А. Реан. - Москва: Питер, 2016. - 286 с.
23. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
24. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от де-ятельности к личности. М.: ИЦ Академия, 2010.
25. Уддин М. А. Сравнительный анализ личностных и мотивационных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на при-мере студентов-психологов): дис… канд. психол. наук / М. А. Уддин. – М., 2014. ‒ 235 л.
26. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успешности студентов / М.Р. Шабалина : дис. … канд. пед. наук. – М., 2009. – 229 с.
27. Шлыкова Т. Ю. Взаимосвязь характеристик субъективности студен-тов в учебной деятельности и академической успеваемости / Т. Ю. Шлыкова, Н. О. Ларионова // Перспективные технологии и техниче-ские средства в сельскохозяйственном производстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 11‒12 апр. 2013 г. : в 2 ч. ‒ Минск : БГАТУ, 2013. ‒ Ч. 2. – С. 233‒238.
28. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Яку-нин; Европ. ин–т экспертов. – 2–е изд. – СПб. : Изд–во Михайлова, 2000. –348 с.