Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема коррупции является, пожалуй, одной из самых актуальных проблем не только в нашей стране, но и во всем мире. Стоит признаться, что коррупция была в России всегда. Год за годом, век за веком люди берут взятки, начиная от самых низов и двигаясь вверх по социальной лестнице. К сожалению, в настоящий момент не созданы эффективные мехaнизмы, способные бороться с данной проблемой. И, безусловно, именно в наши дни вопрос коррупции актуален, как никогда, так как обусловлен значительным распространением исследуемого явления. Коррупция смогла проникнуть во все сферы жизни общества, разрушая правопорядок, она является чуть ли не главной причиной недоверия граждан к власти. Изучение коррупции, ее причин, видов необходимо для разработки рекомендаций по совершенствованию методов борьбы и с данной проблемой, а также для создания условий, в которых ее появление впредь было бы невозможно. Объектом исследования является явление коррупции как социально-экономическое явление.
1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и признаки коррупции
Действующий Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ дает этому явление вполне четкое определение. Под коррупцией понимается – «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица» .
По сути, в законе понятие коррупции сводится к простому перечислению правонарушений, которые составляют суть данного должностного преступления, однако, если уж и сводить все к перечислению преступлений, то следует указать все возможные варианты правонарушения, а представленный список сложно назвать полным. Определение коррупции в законе сводят к обыкновенному взяточничеству, не указывая при этом иные формы данного явления. Например, отсутствуют такого рода должностные преступления как нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное участие в предпринимательской деятельности госслужащими и многое другое. Таким образом, определение, указанное в законе может быть подвергнуто критике, так как оно имеет довольно узкую направленность, в то время как существуют множества иных форм коррупции. Вследствие этого можно понять, что существует необходимость расширения классификации и определения данного явления в законе. Например, путем соединения ее признаков и составляющих из международного законодательства с отечественным. Международно-правовые нормы антикоррупционного характера содержатся, например, в «Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию» (Страсбург, 1999 год), Конвенции Совета Европы «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» (Страсбург, 4 ноября 1999 год), «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», принятом Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года и др.
1.2 Антикоррупционная политика
Борьба с коррупцией стала одним из приоритетов современной государственной политики, направленной на укрепление правопорядка. Противодействие коррупции выступает в качестве системообразующего фактора государственной деятельности. Именно этот фактор во многом определяет изменение содержания законодательства, а также институциональную основу правопорядка (изменение системы и структуры исполнительных органов, распределение компетенций между ними); участие в защите и укреплении верховенства институтов гражданского общества (расширение субъектного состава); трансформацию содержания правовой идеологии, системы образования, в том числе юридической.
Антикоррупционная политика – это научно определенная, последовательная и целенаправленная системная деятельность всех субъектов права (особенно государства), которая осуществляется соответствующими юридическими и внеправовыми (политическими, организационными, техническими, финансово-экономическими и т. д.) мерами, в целях противодействия коррупции, устранения или минимизации факторов, порождающих коррупцию в различных сферах жизнедеятельности российского общества, а также устранения или минимизации ее негативных последствий. Кроме того, антикоррупционная политика – это комплекс целей, задач, идеологий, программ, установок, реализуемых в сфере противодействия коррупции и устранения ее причин, формирования «нулевой терпимости» общества даже к малейшим ее проявлениям.
1.3 Правовая основа антикорупционной политики
Коррупция является одним из основных препятствий на пути развития государства, вследствие чего что борьба с нею должна проводиться по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительных и судебных систем до образования граждан в духе нетерпимости к любым, в том числе и повседневным проявлениям этого социального зла.
Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления, в том числе деятельность государственных органов и судов, должны стать открытыми для общественности. Именно это содержится в законах, принятых за последние годы, которые включают положения об открытости государственных органов и обеспечении доступа к информации о деятельности судов. В соответствии с ними была установлена процедура размещения информации в Интернете о деятельности судов. Опубликованные тексты судебных актов дают более четкое представление о работе судов, проблемах законодательства и судебной практики. Все это способствует преодолению правового нигилизма.
Считается, что впервые антикоррупционные меры как объект направления деятельности системы органов государственной власти получили нормативное закрепление в 90-х гг. XX в. после того, как Президентом Российской Федерации были изданы указы от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и от 8 апреля 1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
2.1 Особенности уровня, структуры и динамики коррупционных преступлений в органах государственной власти Пермского Края
Пермский край – субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа, расположен на востоке Восточно-Европейской равнины и западных склонах Северного и Среднего Урала, граничит: на севере с Республикой Коми, на востоке – со Свердловской областью, на юге – с Республикой Башкортостан, на востоке – с Удмуртской республикой и Кировской областью.
Система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.
Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
Исполнительные органы государственной власти Пермского края создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Структура исполнительных органов государственной власти Пермского края определяется губернатором Пермского края в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Пермского края и настоящим Законом.
В структуру исполнительных органов государственной власти Пермского края входит Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа.
В соответствии с “Национальной стратегией противодействия коррупции и национальным планом противодействия коррупции на 2018–2023 годы”, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 460, разработана “Программа мероприятий по противодействию коррупции в Пермском крае на 2020–2025 годы” (утверждена указом губернатора от 20.05.2019 г. № 28)1. Программа охватывает весь комплекс антикоррупционных мер, предусмотренных федеральным законодательством в данной сфере. Определен государственный орган, уполномоченный по реализации антикоррупционной политики – Администрация губернатора Пермского края, а именно Контрольный департамент.
2.2 Противодействия коррупции в органах исполнительной власти Пермского края
Комплекса мер по противодействию коррупции возложено на департамент по вопросам государственной службы, кадров и государственных наград.
В Пермском крае была принята целевая региональная программа (план) противодействия коррупции на период с 2020 по 2023 годы. В настоящее время в области действует план противодействия коррупции.
Также наряду с программой противодействия коррупции существует план — «дорожная карта» как приложение к программе. В программе отражены основные цели и задачи, направления реализации данной программы, источники финансирования, ожидаемые результаты. В плане же определены конкретные мероприятия для реализации программы, закреплены исполнители и определены сроки.
В области создано Управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Пермского края, которое согласно п. 1.2 Положения об Управлении находится в непосредственном подчинении губернатора Пермского края.
2.3 Проблемы реализации поставленных задач
В реализации государственной антикоррупционной политики в Пермском крае действенным механизмом должно стать тесное взаимодействие органов власти и СМИ в вопросах профилактики коррупции и освещения наиболее резонансных мероприятий по привлечению к ответственности уличенных в коррупции конкретных должностных лиц. Открытость и твердая единая позиция СМИ и органов власти в этом вопросе являются неотъемлемыми атрибутами формирования в нашей стране гражданского общества. Однако существует опасность превращения борьбы с коррупцией в популистское мероприятие. Поэтому, измерять эффективность антикоррупционной деятельности числом публикаций в СМИ, включая электронные, неуместно. Следует указать и на то, что подавляющее большинство материалов, размещенных в СМИ органами власти региона, ограничиваются констатирующей информацией о фактическом положении дел (информация о совещаниях по борьбе с коррупцией, о судебных процессах в отношении должностных лиц, сведения о принятых документах в антикоррупционной сфере и т.п.)1.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Предложения по совершенствованию противодействия коррупции в органах государственной власти в Пермском Крае
Для противодействия коррупции необходима консолидация усилий как государства в лице органов власти всех уровней, так и граждан. Только объединив усилия власть, правоохранительные органы, институты гражданского общества, представители бизнессообщества и все кто имеет активную гражданскую позицию способны организовать эффективную работу по искоренению коррупции.
В Пермском крае, начиная с 2015 года, проводится системная работа, направленная на достижение данной цели. За пять лет данный институт прошёл стадию организационного становления и ряд правовых изменений1.
Для совершенствования противодействия коррупции в органах государственной власти в Пермском крае, можно предложить ввести должности помощника Уполномоченного по противодействию коррупции в Пермском крае в следующих государственных органах Пермского края:
– помощник Уполномоченного по противодействию коррупции в Министерстве здравоохранения Пермского края;
– помощник Уполномоченного по противодействию коррупции в Министерстве строительства и инфраструктуры Пермского края;
– помощник Уполномоченного по противодействию коррупции Министерству дорожного хозяйства и транспорта Пермского края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги курсовой работы, можно сделать вывод, что коррупция становится нормой в жизни общества. Государственные органы, также пораженные данным явлением, не имеют возможности эффективно бороться с данной проблемой.
В первой главе работы было рассмотрено правовое регулирование противодействия коррупции в органах государственной власти. Изучив историю коррупции, ее виды, признаки, характеристики можно прийти к выводу о том, что на данный момент существует множество способов борьбы с данным явлением, однако вряд ли какой-то из них можно назвать однозначно самым действующим. Безусловно, борьба с коррупцией должна стать приоритетным направлением в деятельности государства, даже если процесс этот очень труден.
Коррупция превратилась в одни из самых серьезных сдерживающих факторов социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности. Истоки коррупции коренятся в деформациях политической системы, вовлеченности государственных структур, политической элиты и чиновничества в отношения собственности, распределения капиталов и товарно-денежных потоков.