Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
1. Понятие страховой медицинской организации, ее права и обязанности 5
1.1. Страховые медицинские организации 5
1.2. Права страховых медицинских организаций 7
1.3. Обязанности и ответственность страховой медицинской организации 9
2. Актуальные вопросы деятельности страховых медицинских организаций 15
2.1. Контроль за выполнением своих обязанностей страховыми медицинскими организациями 15
2.2. Проблемные аспекты выполнения прав и обязанностей страховыми медицинскими организациями 20
Заключение 24
Библиографический список 26
Фрагмент для ознакомления
2
59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» необоснованно направлены в комитет по здравоохранению и администрации районов для осуществления ведомственного контроля.
В нарушение ст. ст. 10, 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. п. 25, 28, 60 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 января 2015 г. N 13н, контроль за исполнением выданных должностным лицам администраций районов Санкт-Петербурга предписаний об организации ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в подведомственных учреждениях здравоохранения не осуществлялся, внеплановые проверки по истечении сроков исполнения предписаний не проводились, соответственно, вопрос о привлечении к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ не решался.
При этом в ходе проведенных прокуратурой города и прокуратурами районов Санкт-Петербурга проверок во всех администрациях районов установлены нарушения Порядка организации и проведения ведомственного контроля, утвержденного Приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1340н.
Указанные факты нашли отражение в представлении прокуратуры города, внесенном в адрес руководителя территориального органа Росздравнадзора.
Ненадлежащее осуществление контрольных полномочий установлено и в деятельности комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.
При наличии полномочий на проведение лицензионного контроля комитет длительное время уклонялся от проведения проверок по обращениям о нарушениях лицензиатами порядка предоставления платных медицинских услуг.
Эти нарушения были устранены только после внесения представления прокуратурой города.
Особый вид контроля качества медицинской помощи - вневедомственный контроль, осуществляемый в рамках законодательства об обязательном медицинском страховании (далее - ОМС).
Согласно ст. ст. 38 - 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» на ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга» и страховые медицинские организации возложены обязанности по экспертизе качества оказанной медицинской помощи, контролю за объемами, сроками и условиями ее предоставления, применению финансовых санкций.
Согласно законодательству страховые медицинские организации обязаны осуществлять защиту прав и законных интересов граждан в сфере обязательного медицинского страхования.
В силу приведенных норм жалобы граждан на некачественное оказание медицинской помощи по договору платных услуг в частной медицинской организации могут быть проверены только органом Росздравнадзора, тогда как подобные обращения в отношении государственных учреждений здравоохранения могут быть рассмотрены как органом исполнительной власти в рамках ведомственного контроля, так и органом Росздравнадзора. В случае же, если медицинская организация (независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности) участвует в системе ОМС, жалобы вправе рассмотреть также страховая медицинская организация и территориальный фонд ОМС.
К сожалению, Федеральным законом N 323-ФЗ не урегулированы вопросы очередности рассмотрения обращений, относящихся к компетенции одновременно различных органов контроля, а также взаимодействия таких органов при выявлении нарушений.
Практика прокуратуры Санкт-Петербурга свидетельствует о том, что есть сложности с оценкой доводов заявителей об оспаривании актов территориального органа Росздравнадзора по случаям некачественного, по мнению заявителей, оказания медицинской помощи.
В соответствии с ч. 3 ст. 58 Федерального закона N 323-ФЗ гражданам гарантировано право на проведение независимой медицинской экспертизы на условиях и в порядке, которые установлены положением о независимой экспертизе, утверждаемым Правительством РФ. Однако такое положение до настоящего времени не утверждено, что препятствует реализации гражданами предоставленного права.
С учетом этого обстоятельства при обращении граждан в органы прокуратуры в некоторых случаях в бюро судебно-медицинской экспертизы направляются поручения с вопросами, подлежащими оценке по приложенной медицинской документации с учетом доводов заявителей о допущенных дефектах. На основании ответов экспертов решается вопрос о возможности применения мер прокурорского реагирования.
Отдельным блоком в Федеральном законе N 323-ФЗ регулируются вопросы создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями (далее - независимая оценка).
Показатели, характеризующие критерии независимой оценки, и требования к информации, размещаемой в сети Интернет, установлены Приказами Министерства здравоохранения РФ от 28 ноября 2014 г. N 787н и от 30 декабря 2014 г. N 956н. Однако в ходе проверки комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга был выявлен факт неразмещения на официальном сайте требуемой информации, что нашло отражение в представлении в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга. В настоящее время приняты организационные меры в целях проведения независимой оценки.
Прокуратуры районов, в свою очередь, провели проверки учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий, по обеспечению размещения на сайтах в сети Интернет информации, необходимой для независимой оценки. По выявленным нарушениям внесены представления руководителям медицинских организаций.
Результаты проверок свидетельствуют о том, что вопросы контроля за качеством медицинской деятельности требуют постоянного внимания со стороны органов прокуратуры.
С учетом изложенного представляется необходимым: принятие Правительством РФ положения об условиях и порядке проведения независимой медицинской экспертизы; определение в Федеральном законе N 323-ФЗ очередности рассмотрения обращений граждан, когда оценка доводов относится к компетенции одновременно различных органов контроля; установление порядка взаимодействия между различными органами контроля.
2.2. Проблемные аспекты выполнения прав и обязанностей страховыми медицинскими организациями
В рамках данной работы нет возможности проанализировать все проблемы в деятельности страховых медицинских организаций, рассмотрим такой актуальный вопрос, как проблемы оплаты оказанной медицинской помощи и пути их решения. м
Несмотря на то что становление системы современного законодательства и системы отношений в ОМС в России произошло в 2011 году, появление ныне действующей системы ОМС относится к 1 января 2013 г. и связано с переходом на преимущественно одноканальное финансирование. Суть последнего заключается в том, что основное финансирование должно следовать по одному каналу: с использованием средств ОМС через Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственное здравоохранение в целом финансируется из трех источников: средства ОМС, федеральный бюджет, региональные бюджеты. При этом средства ОМС составляют основную часть. Размер денежных средств, которые в течение финансового года может получить медицинская организация из средств ОМС, определяется в тарифных соглашениях (ст. 30 Закона об ОМС).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
7. Приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» // Российская газета, N 20, 02.02.2011.
8. Приказ Минздрава России от 06.08.2015 N 536н «О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н» // Российская газета, N 235, 19.10.2015.
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» // Российская газета, N 47, 05.03.2011.
10. Приказ Минздрава России от 21.12.2012 N 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» // Российская газета, N 136, 26.06.2013.
11. Приказ Минздрава России от 28.11.2014 N 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями» // Российская газета, N 299, 31.12.2014.
12. Приказ Минздрава России от 30.12.2014 N 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» // Российская газета, N 53, 16.03.2015.
13. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.02.2016 N Ф01-5924/2015 по делу N А28-1158/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.03.2015 N Ф02-342/2015 по делу N А19-5063/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.10.2015 N Ф03-4037/2015 по делу N А04-2440/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.07.2016 N Ф05-7964/2016 по делу N А40-75934/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Воробьева Л.В., Савина Л.В., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.В. Воробьевой // СПС КонсультантПлюс.
18. Зорькина А.В. Контроль и надзор за качеством и безопасностью медицинской деятельности // Законность. 2016. N 3. С. 16.
19. Мандрюков А. Споры между страховыми компаниями и медицинскими организациями в рамках предоставления медицинской помощи по ОМС // Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. N 2. С. 45 - 54.
20. Маслова Т.А. Медицинское страхование граждан: новшества, возможности выбора. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. С. 118.
21. Митричев И.А. Некоторые аспекты защиты прав медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования // Судья. 2015. N 4. С. 31
22. Михайлов В.И. Взаимодействие страховых медицинских организаций и медицинских учреждений в аспекте финансово-правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2014. N 3. С. 37 - 39.
23. Костюшов Е. Система ОМС потерпела в нашей стране сокрушительное фиаско // Медицинский вестник. Портал российского врача. 16 августа 2013 г.
24. Шманцарь А.А. Страховые медицинские организации в системе обязательного медицинского страхования // Социальное и пенсионное право. 2015. N 2. С. 29 - 32.