Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе является интенсификация миграции. Все больше и больше государств становятся вовлеченными в миграционные процессы. Растущие миграционные потоки основательно меняют Европу. В последнее время происходит переход монокультурных государств в мультикультурные. Идея решения национальных конфликтов путем формирования мультикультурного общества не теряет свою актуальность, как и термин «мультикультурализм» до сих пор.
В настоящее время глобализация характеризуется увеличением социальной мобильности. Международная миграция, обычно происходит, когда народы пересекают государственные границы и остаются в принимающем государстве в течение некоторого периода времени. Этот процесс в современном мире становится всеобщим и рассматривается как форма мобильности населения в обществе. С развитием цифровых и информационных технологий, связи и транспорта процессы миграции адаптируются под мировую глобализацию и становятся все более многомерными. Люди все чаще начинают выезжать за пределы своих стран, с целью обучения, в поисках работы или ведения бизнеса на международном уровне.
В мире возникают условия для устройства на работу не только высококвалифицированных специалистов в области финансов, права, банковского дела, но и для трудовых мигрантов в сфере строительства, благоустройства территории, общественного питания. Очевидно, что воздействие мультикультурализма влияет на суть миграционных процессов, поскольку существуют трудности для страны в экономической сфере (например, использование более дешевой рабочей силы – мигрантов). К тому же постепенное стирание государственных границ, обусловленное глобализацией, провоцирует массовые и трудноконтролируемые миграционные потоки.
Объект исследования – миграционная политика ФРГ.
Предмет исследования – влияние мультикультурализма на миграционную политику ФРГ на современном этапе.
Хронологические рамки исследования охватывают XXI век, начиная с 2005 года по 2018 год. Это обуславливается тем, что с 1 сентября 2005 года ситуация в миграционной политике Германии начинает меняться со вступления в силу Закона о миграции, до этого момента получить немецкое гражданство было довольно просто.
Территориальные рамки исследования охватывают Западную Германию с 1949 по 1990 и ФРГ с 1990 года по 2018 год.
Степень изученности темы. Исследования, посвящѐнные проблемам мультикультурализма, весьма обширны. На их формирование повлияла значимость и актуальность проблемы.
В исследовании были использованы работы российских авторов, которые занимаются изучением современного состояния мировой политики и геополитических стратегий ведущих государств, таких как: Э. Паин, В. Малахов, Е. Пец. Среди зарубежных авторов были использованы труды теоретиков основоположников мультикультурализма: У. Кимлики, предлагающего подробный анализ мультикультурализма, Ч. Тейлора, Ч. Кукатаса, А. Куропятника, который описывает уровни мультикультурализма и дает его развернутое определение. При анализе позиций ведущих политических партий Германии по проблеме «мультикультурализма» были использованы работы Ф. Мерца, Т. Саррацина.
Целью исследования является изучение влияние мультикультурализма на миграционную политику ФРГ на современном этапе и прогнозирование дальнейшего ее развития (до 2025 г.).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «миграционная политика» с позиции разных подходов, определить цели ее и задачи. Прежде всего, представляется важным рассмотреть разные подходы к трактовке сущности миграционной политики. В данном аспекте будут изучены определения разных авторов в выделены ключевые основы изучаемого понятия. Далее будут определены цели и задачи миграционной политики, которые, в свою очередь, обосновывают ее структуру и обозначают критерии, по которым разделяется миграционная политика по типам и моделям. Также важно изучить механизмы миграционной политики, применяемые в современном мире.
2. Изучить эволюцию миграционной политики ФРГ в период 2000 – 2018 гг., Исторический экскурс позволит рассмотреть основные этапы развития миграционной политики в данный период, выделить факторы, которые влияли на процесс осуществления тех или иных решений в данной области, а также определить предпосылки и условия становления современной модели, исторические истоки ее проблем. Особое внимание в данном параграфе будет уделено изучение такого аспекта миграционной политики как мультикультурализма, который стал определяющим не только для ФРГ, но и других стран в начале 2000-х годов, существенно изменил социально-экономические аспекты миграции, а также стал основой для многих научно-политических дискуссий и даже международных и национальных социально-политический конфликтов.
3. Выявить перспективы развития миграционной политики ФРГ. Проведенный ситуационный анализ позволит определить особенности современной модели миграционной политики, ее основных субъектов и механизмы управления. В данном параграфе будут выявлены недостатки миграционной политики и определены возможности для корректировки с учетом потенциала стратегии развития государства и изменения внешнеполитической обстановки.
Источниковая база исследования включает в себя: официальные документы, определяющие цели и задачи государственной политики в области миграционного контроля, и этнокультурных взаимоотношений (Закон об иммиграции ФРГ, документы Национального института статистики и экономических исследований Франции (INSEE) и другие).
Данные документы определяют принципы государственного устройства, национальной и культурной политики, декларируют права граждан. Они являются основой проведения всех государственных мероприятий в области национально-культурного строительства и введения любых элементов мультикультурализма на практике. Особую группу источников представляют собой материалы периодической печати («Der Spiegel», «Deutsche Welle»). Отдельную группу источников составляют выступления политических деятелей стран ЕС (А. Меркель).
Также в качестве источников используются монографии и научные публикации по вопросам миграционной политики зарубежных стран и в частности ФРГ, проблемам современной миграционной политики и перспективам их решения.
В процессе работы были использованы теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, сравнительно-исторический анализ, ситуационный анализ, SWOT-анализ, классификация, описание, систематизация, аналогия, схематизация, сравнение.
Теоретическая значимость работы обусловлена рассмотрением и структурированием миграционной политики Германии, разделением ее на этапы развития. Выведением причинно-следственной связи.
Практическая значимость обусловлена проведением ситуационного анализа миграционной политики Германии и выделением 5 путей развития дальнейшей политики до 2025 года.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, главы, разделенную на параграфы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты миграционной политики ФРГ
1.1. Миграционная политика: цели, задачи, модели
Вплоть до середины XX века, в отличие от США и Канады, Западная Европа не сталкивалась с критическим миграционным потоком. Ситуация в корне изменилась после Второй мировой войны. Начиная с середины XX века, Европейские страны столкнулись с огромным наплывом мигрантов, что порождает экономические проблемы, социальную напряженность и общественные конфликты до сих пор. Для начала обозначим, что такое политика в целом. Любая политика — это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения. Такое определение нам дает демографический понятийный словарь [Рыбаковский А.А., 2003, с. 170-173].
Определив, что политика – это совокупность решений и способов воздействия на социальные процессы, можем перейти к рассмотрению термина миграционная политика. Обратимся к демографическому понятийному словарю, который дает нам одно из определений миграционной политики.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей. Политика должна проводиться в соответствии с теми принципами, которые составляют фундаментальные основы государства (Конституция, международные правовые акты и т.д.).
Политика не сводится только к системам мер, хотя еще не так давно к ней относили лишь совокупность мероприятий, регулирующих данный процесс [Рыбаковский А., 2003, с. 170-173].
Рассмотрим характеристику понятия «миграционная политика», которое приводится ведущими исследователями в сфере миграционных процессов. Так, А. Рыбаковский под миграционной политикой понимает «систему общепринятых на уровне управления идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества» [Рыбаковский А., 1987, с. 167].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балацкий Е., Государственное регулирование импорта рабочей силы// Мировая экономика и международные отношения. 1994. - № 7. - С. 136146.
2. Белояр А., Толковом словаре демократического Новояза и Эвфемизмов, 2007. С. 146
3. Бенхабиб С., Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. – М.: Логос, 2003
4. Бойко С., Возможности ограничения интеллектуальной миграции // Экономист. 1994. № 7. С. 22-28.
5. Большова Н., Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.02.2019)
6. Гавриленко Н., Политика мультикультурности в Канаде: 60–90-е годы XX в. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2000. № 6. С. 136–141
7. Гобозов И., Несостоявшийся мультикультурализм // Философия и общество. 2011, № 3, 5-20 с.
8. Головкина О., Глобальный - не значит одноцветный. Современный мир нуждается в сохранении языкового и культурного плюрализма, 2004, 13 с.
9. Джери Д., Джери Дж., Большой толовый социологический словарь, 1999, С.445
10. Ермилов А., Курсовая работа «Современная германская политика управления культурным многообразием». М., НИУ-ВШЭ. 2013. С.24-28
11. Ермилов А., Мультикультурализм и этническая идентичность // Философия права. 2012, № 5, 10-59 с.
12. Золин И., Управление миграцией// Проблемы теории и практики управления. 2008. № 5. С. 27-33
13. Кирабаев Н., Культурная идентичность, плюрализм и глобализация в современном философском дискурсе //Культурная идентичность и глобализация Доклады и выступления 5-й международной философский симпозиум «Диалог цивилизаций Восток-Запад». М. 2002. С.15–20.
14. Коданьоне К., Опыт иммиграционной политики для Италии и некоторые уроки для России. С. 131
15. Кузина С., Мультикультурализм и этническая идентичность // Философия права. 2001, № 5, 98-102 с.
16. Кузнецов А., Формирование мультикультурных наций в условиях глобализации: Канадский вариант. // Метод. 2010. № 1. с.174.
17. Кукатас Ч., Теоретические основы мультикультурализма, режим доступа: http://polit.ru/ (дата обращения: 01.03.2019). 1
8. Куропятник А., «Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ //Журнал социологии и социальной антропологии» Т. 3. 2000. № 2. с. 62.
19. Куропятник А., «Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ» СПб. 2013 г., 140 с.
20. Малахов В., Мультикультурализм в Западной Европе: по ту сторону риторики режим доступа: http://russiancouncil.ru/ (дата обращения: 14.03.2019). 21. Мировая экономика и международные отношения, 2008, №7, С. 50
22. Некрасов С., Некрасов Н., Платошина В., Американский мультикультурализм , 2011
23. Паин Э., Закат вульгарного мультикультурализм как возрождение культуры модерна. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/ (дата обращения: 19.03.2019).
24. Петриковская А., Австралийский мультикультурализм: опыт этнической политики. Этнографическое обозрение. 1993. № 2. С. 28- 44
25. Погорельская С., Германия и мультикультурализм.- Актуальные проблемы Европы, 2011,№4, стр. 100
26. Погребинский М., Толпыго А., Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики.-М: «Весь мир», 2013.- стр. 39
27. Полян П., Опыт иммиграционной политики государства и положение иностранцев в Германии. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России. М, 2002. С. 41
28. Померанц Г., Столкновение или диалог культур? Альтернативы для Европы // Актуальные проблемы Европы. Западная Европа перед вызовом иммиграции: сб. науч. трудов / РАН ИНИОН, 2005, 17 с.
29. Рыбаковский Л., Миграция населения: прогнозы, факторы, политика: учебник/ Л.Л. Рыбаковский. – М.: Наука, 1987. – 167 с.
30. Рыжова Т., Социальные коммуникации в условиях мультикультурализма современного общества. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ c. 110 (дата обращения: 05.03.2019).
31. Сахарова В., Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада, 2011. – C. 176
32.Стеблинская А., Кризис мультикультурализма: в единой Европе нет единого решения. Режим доступа: http://www.cogita.ru/ (дата обращения: 11.02.2019).
33. Философский энциклопедический словарь, 2010
34. Фомина Д., Современный миграционный кризис в Европе: позиция Германии. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 22.02.2019)
35. Шнайдер Э., Мультикультурализм в Германии // Россия и мусульманский мир. 2012, № 11, 166-169 с.
36.Cultural Diversity in Organizations. San Francisco, Berrett K., 1993 P.28.
37.Dowty A., The assault on Freedom of Emigration. Wold affairs. 1988. Vol 151, Iss 2, pp 85-92.
38.Glazer N., We are all multiculturalists now. — Cambridge: Harvard univ press, 1977
39.Herder J., Samtliche Werke/ Hrsg. Von Bernhard Suphan: 33 Bde.- Berlin, 1877-1913. Bd.5. S.350
40.Ikenberry J., Mastanduno M. And Wohlforth W. Unipolarity, State Behavior, and Systemic Consequences. // World Politics. Vol.61. N.1. January 2009. P.12
41.Lopez M., The Origins of Multiculturalism in Australian Politics, 1945– 1975. Melbourne: Melbourne University Press, 2000. С. 43
42.Munscher A., Immigration, integration, Ethnic Relationship - German, by Elschnbroich D., International migration. 1988. Vol. 26, Issue 4, pp. 479480.
43.Ospina S., «Managing Diversity in Civil Service: A Conceptual Framework for Public Organizations.» In UNDESA_IIAS (ed.), Managing Diversity in the Civil Service. IOS Press: Amsterdam. 2001. P. 15.