Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В научном плане проблема правового нигилизма еще не исследована должным образом. Между тем необходимость его изучения давно назрела, поскольку эти социально-правовые явления широко распространены в практической жизни, сознании людей, политике, культуре, правотворчестве, государственной и общественной деятельности, среди юристов, которым необходимо иметь как можно более полное представление о сущности этих аномалий, их деструктивной роли, причинах, формах проявления и путях их устранения.
Эта тема представляет для меня большой интерес, так как правовой нигилизм - самое распространенное явление в России.
Объектом исследования является правосознание российских граждан.
Предметом исследования являются закономерности существования правового нигилизма в Российской Федерации.
Методологической основой исследования является диалектический материализм в сочетании с частными приемами и методами познания явлений объективной действительности, использующими системный, логический и исторический методы познания.
Глава 1. Правовой нигилизм как явление правовой культуры
1.1. Понятие правового нигилизма
Правовой нигилизм — это разновидность социального нигилизма как родовое понятие. Суть его в общем негативно-негативном, неуважительном отношении к закону, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин - в правовом незнании, инерции, отсталости, правовом незнании большинства населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы являются элементом, особенностью, свойством общественного сознания и национальной психологии, отличительной чертой культуры, традиций, образа жизни. Речь идет о невостребованности этого права со стороны общества.
Во-первых, мы должны понять, что такое нигилизм вообще.
Нигилизм — это в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни. Часто нигилизм предшествует стихийным социальным протестам и является их частью.
Нигилизм - одна из форм социального поведения, сознания и личностных установок. По мнению большинства философов, нигилизм возник давно, но наибольшее распространение он получил в XIX веке (в основном в России и Западной Европе). Нигилизм как часть идеологической доктрины связан с именами таких философов, как Якоби, Ницше, Прудон, Хайдеггер, Кропоткин, Бакунин и ряда других авторов. Нигилизм чрезвычайно разнообразен и может принимать различные формы выражения, такие как политические, правовые, моральные, культурные, идеологические и т. Д. Форма выражения нигилизма зависит от того, в какой области знаний и в какой сфере общественной жизни существуют определенные ценности. отказано.
По мнению С.Л. Франка, для России характерен нигилизм, нигилистическое отношение к большинству ценностей того периода: «Русский интеллектуал не знает ни абсолютных ценностей, ни критериев, ни ориентиров в жизни, кроме моральной дифференциации людей, действий, жизненных ориентиров. состояние на добро и зло, добро и зло. Морализм - лишь отражение его нигилизма. Под нигилизмом я подразумеваю отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей».
Известный русский теоретик анархизма М. А. Бакунин (18 мая 1814 г. - 1 июля 1876 г.) частично раскрыл причины нигилизма в своей книге «Государственность и анархия»
«Мы, русские, все до последнего человека, можно сказать, знаем, что такое наша дорогая Всероссийская империя, с точки зрения ее внутренней жизни. Для небольшого числа, может быть, для нескольких тысяч человек, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и всеми благородными слугами, это неисчерпаемый источник нравственных ценностей; для более многочисленного, но еще узкого меньшинства, состоящего из нескольких десятков тысяч человек, высших военных, гражданских и церковных чиновников, богатых помещиков, купцов, капиталистов и тунеядцев, она-благодетельная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и высокодоходного воровства; для огромной массы мелких служащих, еще ничтожных по сравнению с народной манной, она-скупой кормилец; для бесчисленных миллионов рабочих она-злодейская мачеха, беспощадный грабитель и убийца, палач, который загоняет тебя в могилу».
При таком отношении даже теоретика к государству (оно во многом правильно) неизбежно возникают предпосылки для формирования нигилистического отношения к государству.
В работах философов (в основном социалистов) нигилизм упоминается в очень позитивном контексте. Так, Ф. Энгельс писал: Возникновение молодой буржуазии отразилось в либерально-конституционном движении, а рождение пролетариата-в движении, которое принято называть нигилизмом. Вообще, борьба с антинародными режимами (или «революционным движением») не может быть нигилизмом в полном смысле этого слова. Здесь происходит слияние нигилизма и естественной борьбы с устаревшей системой.
Несмотря на ряд положительных ситуаций (в частности, упомянутую выше), нигилизм в общественном сознании сочетается с деструкцией (объект деструкции зависит от формы выражения нигилизма). Очень часто нигилизм принимает очень радикальные формы своей реализации, приводя к антиобщественным и антиобщественным действиям. В самых крайних и редких своих проявлениях она объединяется с анархистскими, левыми и правыми движениями, политическим экстремизмом и максимализмом.
Проявления социокультурного нигилизма можно наблюдать в поведении членов панк-движения (современной или относительно современной молодежи, характеризующейся радикализмом во взглядах, отрицающей необходимость государства и государства в целом; они отличаются стилем поведения, одеждой, прическами и т. д.) и скинхедов ( неонационалистов, характеризующихся резким политическим нигилизмом единства наций). Вообще радикализм характерен для молодежи, и, по словам Н. И. Матузова, «Нигилизм — это стереотип мышления любого радикала, даже если он этого не осознает».
1.2. Эволюция правового нигилизма
Одним из ключевых моментов правового нигилизма является высокомерно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, его оценка не как основной, фундаментальной идеи, а как вторичного явления в общей шкале общечеловеческих ценностей, которая, в свою очередь, характеризует степень цивилизованности общества, состояние его духа, установок, социальных чувств, привычек.
Стойкое предубеждение, неверие в высокую цель, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость закона — таков морально - психологический генезис этого явления. Наконец, отношение к закону может быть просто безразличным, что также свидетельствует о неразвитом правосознании людей. Сказывается отсутствие должного юридического опыта, навыков и грамотности.
Отрицательную роль играет и простое незнание закона. Уместно услышать слова И. А. Ильина о том, что люди, не знающие своей страны, ведут внеправовую жизнь или довольствуются неустойчивыми зачатками права. Люди нуждаются и заслуживают того, чтобы знать законы, это часть правовой жизни. Поэтому такой порядок абсурден и опасен, при котором знание закона недоступно народу. Невозможно человеку, как духовному существу, жить на земле вне закона.
Корни этой болезни уходят в далекое прошлое. В специальной литературе отмечается, что правовые доктрины в России отражали широкий спектр взглядов «от правового нигилизма до правового идеализма. Идея закона ассоциировалась с главой государства, монархом, а не с правовыми нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как порядка государственной власти». В народе настойчиво культивировалось представление о законе как о предписании «власти» — то, что приходит «сверху», от власти, есть право. Но все же Фейербах заметил: «В государстве, где все зависит от милости самодержца, всякое правление становится шатким».
Глава 2. Разновидности правового нигилизма
2.1. Теоретическая (идеологическая) форма правового нигилизма
Правовой нигилизм может иметь две разновидности или формы — теоретическую (идеологическую) и практическую. В первом случае происходит теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (я думаю, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае эти взгляды и учения претворяются в жизнь, что нередко приводит к террору государства против своего народа, к миллионам жертв среди населения, к превращению правящей элиты в криминальную клику (именно поэтому становится естественным и легким опираться на криминальные элементы при проведении государственной политики государственными органами и должностными лицами, например, органами безопасности, тюремной администрацией и т. д.).
Учитывая многообразие причин, порождающих правовой нигилизм и правовой идеализм, можно предположить, что эти явления могут иметь самые разнообразные формы выражения. На самом деле так оно и есть.
В эту группу входят все уголовные деяния, административные и гражданские правонарушения, а также дисциплинарные проступки.
Партия, выражающая здесь правовой нигилизм, — это в основном преступники (правонарушители).
Так, непосредственно в период политики «перестройки» и «гласности» уровень преступности (отсюда и правовой нигилизм) в нашей стране возрос и весьма существенно. В чем причина этого?
Во - первых, это устранение «старой» идеологии, сковывавшей сознание людей. Почувствовав небольшую степень свободы, общество решило, что они «могут все» и стало действовать по принципу «Делай, что хочешь». Объяснение этого явления лежит в психике человека, в особенностях мышления и сознания, и я не берусь его объяснять.
Во – вторых, это отсутствие четкой системы законодательства (стоит хотя бы вспомнить конституцию 1977 года-главный документ! - к которому до 1993 года были приняты бесчисленные поправки). Несоблюдение конкретных правовых норм создавало условия для более активного проявления правового нигилизма.
Несмотря на анализ уровня преступности в последние годы, я считаю, что правовой нигилизм, отраженный в этой форме, не уменьшился.
Массовое несоблюдение правовых норм. Такое явление связано с одной из форм реализации права – соблюдением закона.
Как известно, при соблюдении норм права поведение индивида может быть юридически индифферентным, законным и незаконным. На мой взгляд, два последних вида правовой оценки соблюдения закона напрямую связаны с правовым нигилизмом.
Нигилистическое отношение к закону может выражаться либо в простом неверии в закон, являющийся юридически безразличным фактом (неважно, верите вы в закон или нет, соблюдаете его), либо в нарушении правовых норм, являющемся противоправным поведением индивида.
При такой форме правового нигилизма субъекты (как физические, так и юридические лица, в том числе государственные структуры) не соотносят свое поведение с конкретными предписаниями, содержащимися в нормативных правовых актах и иных источниках права.
Иногда (и довольно часто) члены государственного механизма и сотрудники государственных органов публично нарушают те или иные законы, считая, что это неправильно. Их не волнует тот факт, что закон имеет свои особенности верховенства и универсальной обязанности в обществе. Такая обструкция приводит к тому, что простые люди, видя «беспредел» чиновников, либо перестают подчиняться закону, либо разочаровываются в них. Так или иначе, это создает социальный уровень проявления правового нигилизма.
Глава 3. Проявление правового нигилизма в России
3.1. Истоки правового нигилизма в России
В современной России правовой нигилизм чрезвычайно распространен. Несмотря на то, что эта проблема часто поднимается на страницах газет и журналов, многие об этом знают, правовой нигилизм все еще существует, охватывая все слои общества, проявляясь в самых разнообразных формах, начиная с обыденного и заканчивая высшим ведомственным уровнем. Мы укажем лишь на некоторые из этих форм, наиболее острые и очевидные из них.
1. Прежде всего, это прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов (умышленные или непреднамеренные). Они составляют огромный, труднодоступный массив уголовных преступлений, а также гражданских, административных и дисциплинарных правонарушений. Корыстная уголовная преступность - самый грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий обществу неисчислимый вред- физический, материальный, моральный.
Криминогенная обстановка в стране оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, оползень, беспредел. Преступность приобрела мафиозно-организованный характер с преобладанием насильственных форм насилия. Произошло ее слияние с коррумпированной частью государственного аппарата, что, собственно, и является характерной чертой мафии. Законы попираются цинично, открыто и почти безнаказанно. Преступный мир диктует свои условия, ведет наступление на само государство, претендует на власть. Слово «нигилизм» слишком мягко отражает то, что происходит в этой области. Это своего рода трансценденция.
2. Повсеместное и массовое неисполнение (несоблюдение) правовых норм, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) просто не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Неисполнение законов - признак бессилия власти. Часто федеральные и региональные чиновники, отдельные члены Федерации, производственные коллективы публично отказываются выполнять те или иные законы, потому что, по их мнению, они «неправы». Либо они выдвигают ультиматумы - вы этого не сделаете (не дадите), мы этого не сделаем, либо мы примем контрмеры (перекроем газ, шоссе и т. д.). Неподчинение законам наносит обществу не меньший ущерб, чем их прямое нарушение.
Неуважение к закону как высшему источнику права является характерной чертой ведомственного (местнического) правового нигилизма. Это отражается и в самом законодательстве, в той мере, в какой административная система влияет на законодательный процесс (декларативность законов, их неполнота, отсылочность), и в общем отношении рассматривать закон как акт преимущественно общего характера, действующий не столько непосредственно, сколько после его «уточнения», «детализации», «конкретизации» в ведомственном порядке. Такой стереотип прочно утвердился на верхних и нижних этажах административной системы. Высшие и средние чиновники уверены в своем праве исправлять закон, «откладывать в сторону» определенные его нормы, а нижние уровни привыкли к тому, что надо следовать не закону, а указаниям и указаниям, идущим сверху.
Заключение
Итак, правовой нигилизм, в силу вышеупомянутых исторических причин, несовершенства государственного строя в это время, прочно укоренился в сознании людей. Как решить эту болезненную проблему, что нужно сделать на государственном и личном уровне, чтобы вышеупомянутые «гримасы времени» перестали существовать (или хотя бы были сведены к минимуму).
Таким образом, правовой нигилизм и правовой идеализм являются явлениями, разрабатываемыми и реализуемыми обществом и государством. Причем главной причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать именно государство. Это доказывает ряд следующих фактов: