Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
СМИ, так или иначе, способствуют выполнению функций идеологического и политического влияния, а они необходимые для поддержания общности, информирования населения, а также образования и развлечений.
Телевидение, радио, пресса, Internet могут задавать тон в этом процессе и достаточно мощно влиять на массовое сознание.
Современная журналистика как форма коммуникативной практики, развивающаяся совместно с глобальным проектом информационного общества, приобретает ряд качественно новых свойств.
В частности, в медиапространстве постепенно утвердилась и расширяется зона Интернет-журналистики, которая обладает свойствами гипертекстовости и интерактивности. Наблюдается также усиление влияния Интернет-журналистики на печать, телевидение и радио.
Данные процессы происходят на фоне формирования новой информационной парадигмы, которая характеризуется усилением коммуникативного аспекта журналистской деятельности. Это приводит к расширению медийного пространства за счет процессов, которые используются нежурналистскими носителями информации и технологий.
Следствием этих процессов являются:
1) структурные изменения в системе отечественных СМИ и в системе массовых коммуникаций (СМК) в целом;
2) изменения параметров профессионализации журналистов;
3) перераспределение роли и значения региональных и центральных изданий;
4) появление новых стандартов стилистики публикаций.
Императив интерактивности продиктован не только тем, что современные информационно-коммуникативные технологии (Интернет в частности) ориентированы на диалоговость и гипертекстовость, но и тем, что поле журналистики все в большей степени становится областью согласований, как в отношении собственных бизнес-процессов, так и в отношении смыслового взаимодействия СМИ со своими аудиториями.
Иными словами, в журналистских проектах усиливается значение использования обратной связи, осуществляемой, в том числе и в единомоментном (симультанном) режиме .
Современные реалии мира таковы, что с помощью открытого доступа в Интернет (по данным проекта Internet.org) 37.9% населения Земли имеет возможность высказывать свое мнение во всемирной паутине.
Цель исследования – исследовать основные характеристики и особенности современной on-line журналистики.
Объект исследования – теоретические особенности современной гражданской журналистики.
Предмет исследования – интернет-журналистику как вид гражданской журналистики, ее характеристики.
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности журналистики как инструмента взаимодействия с пользователями;
- рассмотреть Online-журналистику как элемент современной гражданской журналистики;
- проанализировать интернет-журналистику и её основные аспекты;
- охарактеризовать развитие блога как элемент гражданской журналистики в России.
Структура работы: работа состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1. Гражданская журналистика как инструмент взаимодействия с пользователями
Современные СМИ превратились в один из главных инструментов манипулирования общественным мнением .
Civic journalism – профессиональная журналистика, направленная на развитие гражданской активности читателей. Суть сводится к призыву не быть наблюдателями или жертвами в социальной или политической сфере, посредством СМИ создавать поля для дискуссий и принимать в них участие.
Citizen journalism – участие простых граждан в формировании информационной повестки. Мы видели всплески такой активности во время «Арабской весны», Occupy Wall Street, российских и украинских акций протеста, а также множества стихийных происшествий.
В современном мире очевидец происшествия, сообщивший о нем в соцсети, играет не менее важную роль, чем журналист, сообщивший о нем на страницах новостного издания. Практически ни одно событие, будь то праздник или катастрофа, митинг или карнавал, не обойдется без участия «гражданских журналистов» – обычных людей со смартфонами.
Индустрия новых медиа всё более развивается на основе традиционных средств массовой коммуникации, которые, стараясь не потерять конкурентоспособность на рынке и руководствуясь логикой развития мультимедийных технологий, интенсивно обеспечивают свое присутствие в интернете.
Классические медиа переживают своеобразный транзитный период, переходя к онлайновой информационной парадигме. Такой шаг вызван цифровой революцией, потребностью аудитории в оперативной и удобной форме освещения событий, конкурентоспособностью интернета .
В современных условиях значительно активизируются усилия сторонников новых средств коммуникации создавать «посттелевизионные медиа» в интернете с максимальным привлечением интерактивных технологий, ведь «дальновидение» всегда было одним из доминирующих средств коммуникации, сочетая в себе аудио- и визуальные каналы информирования.
Классификация жанров в журналистике, как и в любой науке, имеет свои законы. Специалисты, редакторы и журналисты, с помощью разбора журналистских материалов, смогли объединить их по жанрам.
Настоящий, практикующий журналист ежедневно использует и активно смешивает в своей работе больше количество разных жанров. К счастью, строгое жанровое разделение возможно лишь в теории, а в реальности жанры проникают друг в друга, их границы являются достаточно размытыми.
Условно газетные, радийные и телевизионные материалы можно разделить на три группы: информационные; аналитические; художественно-публицистические материалы.
Главное отличие информационного жанра от остальных состоит в том, что во главе всего стоит задача сообщить аудитории о совершении того или иного действия или происшествия, «факта» .
Сегодня телевидение является наиболее популярным видом СМИ. Среднестатистический человек не каждый день читает газеты или слушает радио, но зато каждый день смотрит телевизор.
Можно даже сказать, что телевизор по своему местоположению в доме стал современным «очагом», который излучает тепло и вокруг которого каждый вечер вращается семейная жизнь.
Пользуясь специфическими методами воздействия на аудиторию, СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание .
Особенно актуально для властных структур было формирование нужной государству идеологии.
Идеология – это наиболее важная часть общественного сознания, которая, выполняя мобилизационную функцию, помогает власти «двигать» общество в заданном направлении.
Тема актуальна тем, что её раскрытие даст ответ на вопрос: какие же установки, взгляды, идеи и ценности несёт современное телевидение обществу, соответствует ли содержание транслируемых программ тем идеологическим установкам, которые открыто пропагандируют современное российское государство.
В работе будут рассмотрены только программы развлекательного характера, т.к. информационные программы напрямую связаны с политикой, и их идеологическое влияние наиболее ярко.
Ещё одной причиной выбора этого типа программ стало то, что молодёжь в современной России предпочитает смотреть развлекательные, а не информационные программы.
Если говорить о преимуществах Интернет-ТВ, то – это скорость. Однако стоит помнить и о таком понятии, как достоверность. Нужно не только освещать факты, которые лежат на поверхности, но и те основания, которые углубляют их понимание.
Иногда, журналисты в погоне за оперативностью забывают об объективности. Вопрос точности также предстает в Интернет-мире в таком ракурсе, который нельзя было себе представить до появления сети .
По мнению медиаэкспертов, только с появлением всемирной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамьянц Т. З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека / Т. З. Адамьянц // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 130-139.
2. Акопов, А. И. Типологические признаки сетевых изданий / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. – 2000. – № 1. – С. 42-44.
3. Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. Ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. – 304 с.
4. Апджон, Р. Интернет для журналистов / Р. Апджон, Х. Раффин. – М. : Интерньюс, 1995. – 224 с.
5. Аюпов М. А. Политико-трансформационные процессы в постсоветской России: региональный аспект: автореф. дис.д. полит, наук / М. А. Аюпов. – М., 2004. – 58 с.
6. Багиров Э. Г. Основы телевизионной журналистики / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 240 с.
7. Балаян А. Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: автореф. дис. … канд. филол. наук (677) / Балаян А. Р. – М., 1971. – 19 с.
8. Борецкий Р. А. Телевизионная программа: очерк теории пропаганды / Р. А. Борецкий. – М., 1967. – 214 с.
9. В Союзе журналистов России // Журналист. – 2008. – № 6.
10. Ворошилов В. В. Журналистика. Базовый курс: учебник / В. В. Ворошилов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 700 с.
11. Гарматин О.О. Развитие Интернет-телевидения. Казахстанский инновационный журнал «ЕСТЬ ИДЕЯ!» [Электронный ресурс]. – 2014.– Режим доступа: http://bourabai.ru/dbt/itv3.htm.
12. Давидюк Г.П. Проблемы массовой культуры и массовой коммуникации / Г. П. Давидюк, В. С. Бобровский – М.: - 1972. – 204 с.
13. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. - Екатеринбург: УрВ РАН – 1999. – 126 с.
14. Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: Научно-практическая конференция аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», Факультет журналистики 12-19 апреля 2017 г.: материалы конференции / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. – Белгород, Факультет журналистики, 2017. – 82 с.
15. Калмыков А.А. Интернет-журналистика. Теоретические основы. Академический учебник // А.А.Калмыков, Л.А.Коханова. – Москва: Академия медиаиндустрии, 2018. – С.10.
16. Коньков В.И. Язык СМИ: современное состояние и тенденции развития. Современная русская речь: состояние и функционирование / А.Н. Потсар, С.И. Сметанина. – СПб., 2004.
17. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000. – С. 125-167.
18. Крысин Л.П. Литературный язык: регулируемые и «стихийные» сферы функционирования // Мир русского слова. – 2008. – № 3.
19. Лебон Г. Психология народов и масс [Электронный ресурс] / Г. Лебон. – Режим доступу: http://lib.ru/POLITOLOG/LEBON/psihologia.txt. – Название из экрана. Дата обращения: 27.03.2019.
20. Машкова, С. Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С. Г. Машкова. – Тамбов: Издво ТГТУ, 2006. – 80 с.
21. Монахов, В. Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / В. Н. Монахов. – М.: ЭКОПРИНТ, 2003. – 320 с.
22. Муратов, С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С. А. Муратов. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 201 с.
23. Ровинский, Т. Методы влияния СМИ на общественное сознание / Т. Ровинский // МЕ и МО – 2008 – № 6 – С. 100-103.
24. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. А. Тертычный – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 312 с.
25. Чадаев, А. Иллюзии русского Интернета: интернет-СМИ / А. Чадаев. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: www.kgu-journalist.ucoz.ru/publ/2-1-0-17. – Загл. с экрана.
26. Шкондин М. Экологические факторы трансформации структуры российских СМИ / М.Шкондин. – М., 1999. – С. 25.
27. http://uchebnik.biz/book/178-osnovy-zhurnalistiki/8-vozniknovenie-zhurnalistiki.html.