Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Демократическое государство — это политическая организация власти, основанная на принципах разделения властей, уважения прав человека и верховенства закона во всех сферах жизни. В большинстве современных государств основным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», означающего границу, предел чего-либо.
Закон - нормативный акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти или путем прямого волеизъявления населения посредством референдума и регулирующий важнейшие и стабильные общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, его центральную часть.
Как независимый источник права, закон давно сформировался и заменил юридический обычай (Законы XII таблиц в Древнем Риме, законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, саксонское зеркало в средневековье). Европа, русская правда в России и т. Д.) ... В эпоху рабства и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации существующих правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип концентрации законодательной власти в руках народного представительства (парламента), принятый парламентом закон стал признаваться высшей юридической силой, верховенством и неоспоримостью в отношение к другим правовым актам государства.
Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, прямое воплощение его суверенитета. Он устанавливает исходные точки правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, а также являются производными от них.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой орган, кроме высшего законодательного органа, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет за собой необходимость отмены или изменения всех других актов, противоречащих его содержанию. Высшая юридическая сила закона также означает, что акты всех других государственных органов имеют производный характер и не могут ему противоречить.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что законы Российской Федерации являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Это связано с их более высокой юридической силой по сравнению со всеми другими актами.
Объект исследования - нормативный правовой акт как категория теории государства и права.
Предметом, в свою очередь, является право, как вид нормативного правового акта, его понятие и особенности.
Закон всегда является нормативным, то есть содержит нормы права, для него характерна особая процедура принятия, особая законодательная процедура, которая разделена на ряд этапов: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроект, принятие закона и его обнародование. В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
дать определение понятию права;
раскрыть основные особенности закона;
рассматривать вопросы о правовом статусе законов;
определять виды законов;
охарактеризовать действие законов во времени, в пространстве и в кругу лиц;
анализировать проблемы исполнения законов.
1. Историческое развитие понятия «закон»
1.1 Характеристика закона и его виды в Российской Федерации
Нормативный правовой акт является ведущим источником права в Российской Федерации, и именно он регулирует подавляющее большинство общественных отношений. Одним из основных видов нормативных правовых актов является закон.
Использование сравнительно-исторического подхода позволяет проследить эволюцию понятия «право» и развитие связанных с ним понятий, а также более точно проанализировать роль федеральных законов в современных условиях.
Право, как источник права существовало даже в древнейших государствах. Известны законы Хаммурапи (18 век до нашей эры), законы Ману (1 век до нашей эры) и ряд других правовых памятников этой формы. В древних государствах основные правовые нормы, как правило, выражали личную волю монарха (фараона, короля, императора и т. Д.) И воплощались в мире в самых разных формах, в том числе в форме закона.
Опыт древних государств (доктор Афины, 6 век до н.э., доктор Рим, 5-2 века до нашей эры) в принятии законов представительными властями, в частности народными собраниями, долгое время был исключением и не сразу. развитый.
Лишь к началу XIII века созрели условия для ограничения законодательных полномочий монархической власти, когда после вооруженной борьбы с дворянством английский король был вынужден подписать Великую хартию вольностей (1215 г.). В нем закрепилась идея верховенства парламентского права, что дало толчок постепенному увеличению законодательных прерогатив будущего британского парламента. К концу 17 века английский монарх без согласия парламента как представитель «всей нации» (согласно «Биллю о правах 1689 года») не имел права вносить какие-либо поправки в существующие законы, приостановить действие законов, отменить их, освободить от исполнения.
На формирование теории права в 17-18 вв. Наибольшее влияние оказали две классические теории - теория разделения властей (Д. Локк, С.Л. де Монтескье и др.) И теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя из необходимости подчинения исполнительной власти законодательной, был сформулирован тезис о верховенстве права с точки зрения правовой и политико-организационной власти.
К концу 18-сер. В XIX веке идея верховенства парламента как законодательного и представительного органа государственной власти нашла свое реальное воплощение и конституционное закрепление во многих европейских странах. К этому времени право стало пониматься как выражение всеобщей суверенной воли всего населения страны или большинства, и ему стала отводиться роль главного источника права. Так, в статье 6 Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) говорится, что закон является выражением общей суверенной воли граждан, которые имеют право участвовать «лично или через своих представителей» в его создании [5].
В России понятие «закон» в официальных документах чаще всего используется с начала 19 века. После создания Государственного совета в 1810 году все законодательные акты должны были рассматриваться в этом органе, который был не столько законодательным (представительным) органом, сколько совещательным и по сути бюрократическим учреждением, состоящим из «людей, лояльных государю». Есть много случаев, когда наиболее важные законодательные акты не могут быть рассмотрены в Государственном совете. В соответствии со статьей 53 Основных законов Российской империи (1892 г.) законы могли издаваться «в форме указов, уставов, уставов, указов, приказов, инструкций, манифестов, указов, заключений Государственного совета и присуждаемых отчетов. Высшее одобрение». Таким образом, до начала ХХ века в России не было развито право как особая форма правового акта законодательного органа государственной власти, представляющего население всей страны, практически все акты-распоряжения Императора были считались законом и имели силу закона. Вся законодательная власть в то время принадлежала монарху.
Конец 19-начало. Так называемое дуалистическое толкование права сформировалось среди западноевропейских и российских ученых в ХХ веке. Закон стал рассматриваться не как акт законодательного органа государства, а как акт государственной власти в целом, содержащий общие нормы. Закон в формальном смысле стал распространяться на любые акты законодательных или исполнительных органов государственной власти. Таким образом, фактическое равенство и даже примат исполнительной власти над законодательной властью стали оправдываться. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что закон «есть норма права, общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев: норма права - это прямое выражение воли властей: эта воля должна быть выражена в установленном порядке».
Несмотря на то, что некоторые российские юристы связывали определение предмета права с государственной властью в целом, тем не менее, наряду с этим, идеи народного представительства и «правильно организованной» законодательной власти получили развитие в трудах многих отечественных дореволюционные юристы. Такое понимание права могло бы позволить, по мнению П. Г. Виноградова, Н. М. Коркунова, В. М. Гессена и других, считать его главным и высшим источником права.
После революционных потрясений и свержения монархического строя в первые годы Советской власти они пытались вообще исключить право, как правовую форму нормативного акта из системы источников права. Революционные органы принимали нормативные акты различной формы: указы, постановления, инструкции, декларации, постановления, прокламации и т.д.
Нормативное закрепление понятия «закон» было осуществлено только в Конституции СССР 1936 г., согласно которой акт такой формы мог издаваться Верховным Советом СССР, а также в Конституции СССР. В 1977 г. обозначена также специфика этого понятия («закон СССР - общесоюзный закон», «закон союзной республики», «закон автономной республики»). Несмотря на это, престиж права в этот период был относительно низким, и только с 1936 по 1989 год. Верховный Совет СССР принял около 90 законов. При однопартийном режиме деятельность представительного органа власти была, по сути, фиктивной и прикрывалась видимостью демократии. Значительное влияние на законодательный орган оказывали Политбюро ЦК КПСС и Совет Министров СССР (Правительство). Классический принцип разделения властей в СССР так и не был реализован; скорее, этот период характеризовался «объединением властей», поскольку советы как органы государственной власти выполняли одновременно законодательные, исполнительные и контрольные функции [10].
2. Понятие, признаки и виды законов
2.1 Понятие законов
Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они являются способами внешней организации права.
Для обозначения этого явления в юридической литературе используются понятия «форма права» и «источники права» как тождественные. Кроме того, есть еще категория «организационно-правовая форма». Это создает определенные терминологические трудности, возникает проблема разграничения этих понятий, уточнения их смыслового содержания.
Категория «форма права», как самая широкая, отражает всю правовую реальность, складывающуюся в обществе, все ее элементы, опосредующие экономические, политические, экономические, культурные и другие фактические отношения, то есть.
Форма права предполагает, как уже отмечалось, определенные способы внешнего выражения права как одну из составляющих «правовой формы», то есть как более узкое самостоятельное явление. Цель этой формы - упорядочить содержание, придать ему свойства государственного характера.
В науке различают внутренние и внешние формы права. Внутренний относится к структуре права, системе ее элементов (постановлений, институтов, отраслей). Внешний — это объективированный набор правовых источников, которые формально фиксируют правовые явления и позволяют адресатам юридических институтов ознакомиться с их реальным содержанием и использовать их.
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражается извне, то «источник права» — это истоки формирования права, система факторов, определяющих его содержание и формы выражения.
Источник права в юридической литературе определяется неоднозначно: как деятельность государства по созданию правовых норм, так и как результат этой деятельности. Есть и другие точки зрения.
Содержание и форма закона не являются результатом произвольного решения законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений, исключающих монизм источника и определяющих многообразие форм внешнего выражения права.
Уникальность источников влияет на формы внешнего выражения права. Они наглядно показывают исторические особенности определенных социальных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь, а также популярность научных школ, обосновывающих специфику этого вмешательства.
Однако все это разнообразие взглядов, школ и правовых систем объединяет идея права как системы общеобязательных правил поведения, объективированных в различного рода действиях и других источниках, доступных для восприятия и имеющих различные технические характеристики ( от берестяных писем, закрепляющих обычаи и религиозные верования, до современных электронных носителей правовой информации).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений // М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2004, 410 с.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность // С.А. Авакьян – М.: 2004
3. Акулич М. Инвестиционный маркетинг. Инвесторы: понятия, виды, анализ, поиск, выбор. Нетворкинг // М. Акулич - М.: Издательские решения, 2015, 482 c.
4. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов и факультетов // С.С. Алексеев – М.: Норма, 2005, 496 с.
5. Бабаев В.К. Теория государства и права: Учебник // В.К. Бабаев - М.: Юристъ, 2003, 592 с.
6. Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник // Г.А. Борисов - Белгород: БелГУ, 2007, 292 с.
7. Брагинский М.И. Договоры об играх, пари: понятия, виды, правовое регулирование // М.И. Брагинский - М.: Статут, 2016, 688 c.
8. Бриллиантов А.В. Должностное лицо по уголовному законодательству РФ: понятие, виды, признаки // А.В. Бриллиантов – М.: Наука, 2014, 907 c.
9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов // А.Б. Венгеров - М.: Юриспруденция, 2008
10. Занина М.А. Коллизии норм права равной юридической силы // М.А. Занина - М.: ГОУ ВПО Российская академия правосудия, 2015, 268 c.
11. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта РФ // С.А. Иванов - М.: Москва ун-та МВД России, 2005
12. Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Н.А. Краев, А.Н. Борисов - М.: Деловой двор, 2015, 160 c.
13. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник // В.В. Лазарев - М.: Юристъ, 2001
14. Ласкина Н. В. Комментарий к Федеральному закону. О лицензировании отдельных видов деятельности // Н.В. Ласкина - М.: Волтерс Клувер, 2011, 240 c.
15. Малько А.В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь // А.В. Малько – М.: 2009
16. Марченко М.Н. Теория государства и права // М.Н. Марченко - М.: Проспект, 2006, 640 с.
17. Марченко М.Н. Теория прав и государства // М.Н. Марченко – М.: Юристъ, 2003
18. Марченко М.Н. Теория права и государства // М.Н. Марченко - М.: Юристъ, 2008
19. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник // Н.И. Матузов, А.В. Малько - М: Юристъ, 2007, 541 с.
20. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник // А.В. Мелехин - М.: Маркет ДС, 2007, 640 с.
21. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов // В.С. Нерсесянц - М.: Норма, 2004, 832 с.
22. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник// А.С. Пиголкин - М: Городец, 2003, 253 с.
23. Пухлик И.Б. Закон существования видов вещества в природе. Новые понятия в основах физики // И.Б. Пухлик - М.: Спутник+, 2015, 276 c.
24. Сыч К. Лишение свободы как родовое понятие и виды уголовного наказания: опыт теоретико-правового конструирования. Монография // К. Сыч - М.: КноРус, 2013, 484 c.
25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права // В.Н. Хропанюк - М.: Омега-Л, 2008, 384 с.
26. Шевляковский М. Полное собрание практических советов, законов и правил / М. Шевляковский - М.: Типография А.Л. Трунова, 2016, 344 c.