Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время рост темпов социальной активности личности во всех сферах жизни и повышающиеся требования общества к человеку в аспекте его личностной успешности оказывают как положительное влияние на личность, имплицируя ее активное развитие и созревание, так и отрицательное влияние, проявляющееся в том, что человек часто теряет свою самоидентичность: под влияние внешних давлеющих над ним требований общества пересматривает уже сложившиеся у него отношение к самому себе, переоценивает себя, поддает ревизии результаты своей свамоактуализации. Иными словами, «Я» личности в современном мире подвержено сильным внешним трансформирующим воздействиям. Только стабильность личности с адекватной самооценкой, самоотношением, личность, реализующая свои лучшие черты, способствует активной защите собственного «Я» от не всегда положительных для личности влияний и требований социума. Все указанные качества формируются, развиваются, совершенствуются в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, на который попадает период обучения в высшей школе. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения юношей и девушек в высшей школе способствует формированию устойчивых личностей через развитие у них адекватной и стабильной самооценки, нормативного самоотношения, создания условий для продуктивной самоактуализации. Это в свою очередь может способствовать усилению психологической устойчивости студентов, которая важна в условиях их деятельности вне среды учебного заведения. Все сказанное указывает на важность изучения самооценки, самоотношения и особенностей самоактуализации студентов и определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: самооценка, самоотношение, самоактуализация.
Предмет исследования: самооценка, самоотношение, самоактуализация как психологические свойства личности.
Цель исследования: изучить особенности самооценки, самоотношения и самоактуализации личности на примере студентов Химического института им. А.М. Бутлерова.
Гипотеза исследования: у студентов их самооценка, самоотношение и самоактуализация развиты на определенном уровне, при этом между самооценкой, самоотношением и совокупностью факторов самоактуализации существует прямая связь.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические представления об особенностях самооценки, самоотношения, самоактуализации личности.
2. Провести диагностику самооценки, самоотношения и самоактуализации личности студентов.
3. Проанализировать результаты и изучить особенности самооценки, самоотношения и самоактуализации личности студентов.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ специальной психологической литературы по теме исследования;
2) эмпирические: изучение особенностей самооценки, самоотношения и самоактуализации личности студентов с использованием методик:
а) методика «Самооценка личности» О.И. Моткова;
б) методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС);
в) методика САТ;
3) математические: методы описательной статистики, уравнение множественной регрессии, вычисление коэффициентов корреляций, множественного коэффиициента корреляции и коэффициента детерминации, а также определение значимости наличествующих связей между показателями с помощью t-критерия.
База исследования: химический институт им. А.М. Бутлерова. В исследовании приняли участие 32 студента, средний возраст 20 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки, самоотношения и особенностей самоактуализации студентов
1.1 Самооценка и ее исследование в психологической науке
Проблема самооценки –центральная проблема становления личности. Самооценка изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания: в общетеоретическом и методологическом аспектах был проанализирована проблема становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. Этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин.
В другой группе исследований самооценки затрагивались более частные вопросы особенностей самооценок в аспекте связи с оценками окружающих. Эти аспекты затрагивались в работах А.И. Липкиной, Е.И. Савонько.
Самосознание – психический процесс и особая форма сознания, которая характеризуется направленностью на саму себя. Человек в таком случае и познающий, и познаваемый [16].
Самооценка – важный аспект, указывающий на развитие самосознания, поскольку она является оценкой человеком самого себя и своих качеств, деятельности [24].
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Зрелая самооценка – это дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы в которых он может достигнуть высоких результатов, и те, где он объективно слаб [16].
На начальных этапах психогенеза человек, будучи еще ребенком, оценивает преимущественно свои физические возможности, затем – умения и качество совей предметной деятельности, позднее – поступки, моральные качества. Самооценка становится регулятором поведения, различных видов деятельности позднее – в старшем подросковом возрасте, в юношеском возрасте, на который приходится период профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях – в это время самооценка совершенствуется в аспекте дифференциации [25].
На формирование и развитие самооценки оказывает огромное влияние социальная среда – социальная ситуация развития в подростковом (старшем подростковом) и юношеском возрасте, самосознание и самооценка формируются в деятельности, включая ментальную деятельность – саморефлексию [2], [23]. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают отношение окружающих и осознание самим человеком особенностей своей деятельности: процесса и результата [23].
Структура самооценки включает два компонента — когнитивный и эмоциональный. Когнитивный – знания человека о себе, эмоциональный —отношение человека к себе. Эти компоненты функционируют в неразрывном единстве [23].
Три уровня сформированности компонентов самооценки выделил В.М. Мельников были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:
1. Высокий уровень: обхективная самооценка, опирающаяся на знания о себе, своих особенностей, этими знаниями и обоснована самооценка, при этом высока оценочная рефлексия юношами самих себя в период становления и развития саморефлексии [8].
2. Средний уровень характеризуется непоследовательностью реалистической самооценки, опора не на знания о самом себе, а на оценочные суждения окружающих.
3. Низкий уровень характеризуется неадекватностью самооценки, превалированием эмоционального компонента в оценке самого себя при отсутствии самоанализа своих качеств, деятельности, своей природы [8]. При этом отмечается постепенная нормализация уровней самооценок, поскольку в юношеско-подростковом возрасте юноши оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на повышающийся реализм и объективизм собственной оценки самих себя, завышенная самооценка, характерная для детства, постепенно нормализуется [8].
При этом установлено, что завышенная самооценка в юношеском возрасте – результат низкой оценки его поведения, заниженная – следствие низкой психологической устойчивости [23].
Итак, самооценка, формируется в подростковом возрасте, в юношеском возрасте она трансформируется в направлении нормализации, снижении завышенных самооценок, характерных для более ранних периодов психогенеза, на формирование самооценки оказывает влияние социальная среда, соответственно, социально обусловленная деятельность оказывает значительное влияние на самооценку и ее изменение в юношеском возрасте.
1.2 Самоотношение и его исследование в психологической науке
Проблема самоотношения активно изучается в психологии. Самоотношение понимают как установочное образование или его эмоциональный компонент. В зарубежной психологии большая часть исследований в данной области посвящена изучению «самооценки» как аффективной составляющей Я-концепции.
Часть авторов (Х. Батлер, Е. Пьерс, Х. Гох, С. Хартер, М. Розенберг, С. Куперсмит и др.) рассматривает общую самооценку как сумму частных самооценок. При этом не было получено эмпирически значимых подтверждений модели взвешенной суммы частных самооценок, имещей своим результатом общую самооценку: в результате был сделан вывод о том, что глобальная самооценка и интегральная самооценка, полученная взвешиванием частных самооценок – разные психологические конструкты [37].
Представители второго подхода понимают самоотношение как черту личности. В зарубежной психологии, в рамках данной концепции, отношение к себе рассматривается как своеобразная личностная черта, мало изменяющаяся с течением времени. В основе ее устойчивости лежит потребность в сохранении позитивного отношения к себе. В целом, самоотношение здесь одномерное образование, отражающее более-менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе [].
Итак, представители первых двух подходов акцентируют внимание на участии феномена самоотношения в саморегуляции личности.
Представители третьего подхода рассматривают самоотношение как аффективную составляющую самосознания, то есть как эмоциональное отношение личности к тому, что она знает о себе [24].
Наиболее актуальной для настоящего времени является концепция, предложенная отечественными авторами – В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым – в конце прошлого столетия, которая основана на идеях А.Н. Леонтьева о деятельности, сознании и личности и, в первую очередь, на представлении о личностном смысле как одной из основных образующих сознания. Согласно рассматриваемой концепции, самоотношение следует понимать как «непосредственную представленность в сознании личностного смысла “Я”», то есть «оценку личностью собственных черт по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации» [22], [24]. Здесь отношение человека к себе будет зависеть от того, является ли его «Я» препятствием на пути к его самореализации или же способствует ей. В данном случае самоотношение – это целостная личностная система, которая обеспечивает переживание смысла «Я», определяемого, в конечном итоге, реальными жизненными отношениями субъекта.
Итак, авторы данной концепции опровергают понимание самоотношения как совокупности эмоциональных реакций на знания человека о себе: отношение к себе выражает личностный смысл «Я» для субъекта через устойчивые оценки и чувства, определяющие степень соответствия «Я» субъекта его смыслообразующим мотивам.
Итак, самоотношение – это проявление специфики отношения личности к собственному «Я», оно не является простой совокупностью эмоциональных реакций на знания о себе. Савмоотношение – это представленность в сознании личностного смысла «Я», который выражается через оценку и устойчивые эмоциональные переживания соответствия «Я» субъекта его смыслообразующим мотивам, формирующимся в контексте жизненных реалий.
1.3 Самоактуализация и ее исследование в психологической науке
Понятие «самоактуализация» традиционно связывают с одной из зарубежных теорий личности, развивавшейся в рамках гуманистической педагогики и психологии. Однако феномен самоактуализации изучается и в рамках философии, социологии, биологии, в связи с различными концепциями и на разных уровнях обобщения. Это отразилось в многообразии трактовок понятия «самоактуализация», в наличии синонимических понятий.
В науке используются различные термины, близкие по значению к этому понятию: «самоутверждение», «самовыражение», «самораскрытие», «самодеятельность», «самовоспитание», «самосовершенствование», «самореализация», «трансценденция».
Приоритет в исследовании феноменальных факторов самоактуализации принадлежит зарубежным ученым. А. Маслоу, использовал термин «самоактуализация» как «полноценное развитие человека» [22]. Для К. Роджерса самоактуализация – это обозначение силы, заставляющей человека развиваться на самых разных уровнях. В трактовке Р. Ассаджоли самоактуализация является всего лишь ступенью, по достижении которой начинается подлинно духовное развитие человека.
Итак, согласно иностранным исследователям, самоактуализация – это врожденная, изначально свойственная человеку тенденция к саморазвитию и основополагающее свойство зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, показатели же самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития.
В отечественной психологической науке методологической основой для объяснения самоактуализации личности выступает деятельностный подход, позволяющий рассматривать этот процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности.
Исследуя механизмы самореализации на основе культурологического подхода, М.А. Недашковская выделяет для характеристики структуры самореализации специфический комплекс личностных функций, которые должны удовлетворять взаимосвязанным качествам проективности и рефлексивности. Проективность включает в себя целесозидание, поиск средств достижения цели, коррекцию. Рефлексивность включает рефлексию относительно внешнего (динамическое отражение объективной реальности) и рефлексию относительно внутреннего (самоуглубление). Единство проективности и рефлексивности представляет собой функциональный комплекс, в который входят когнитивные образования (самосознание, самопознание, самоопределение), факторы управленческого характера (самооценка, самоконтроль, саморегуляция) и интегративные процессы сознательного становления личности субъектом социально-значимой деятельности (самоактуализация, самовоспитание и саморазвитие). «Персонально локализуемые механизмы самореализации выступают одновременно как ее необходимые условия и структурные элементы, дополняющие, развивающие друг друга звенья единого процесса развертывания и воплощения сущности сил человека» [6].
Почти все отечественные ученые рассматривают механизмы самореализации личности в качестве собственно самоосуществления личностью своих сил так или иначе выделяют самодеятельность: проективность в совокупности с рефлексивностью (М. А. Недашковская), включает в себя все компоненты деятельностного аспекта от целеполагания до коррекции результатов; развертывание актуализированной потребности (А. А. Идинов) есть не что иное, как самодеятельность или же самотворчество; разрешение внешних противоречий в духовно-практической деятельности (Г. И. Волынка), материализация идеальной цели в реальную действительность (В. И. Муляр) осуществляется в процессе самодеятельности; превращение деятельности в самодеятельность (А.Я. Голубчиков), самодеятельность или собственно самореализация личности (И. Ф. Исаев), в процессе которой происходит материализация личности учителя, ее знаний, умений, навыков.
Итак, самоактуализация – это свойство психологически здоровой, зрелой личности, которая стремится полностью реализовать свой потенциал, стремится к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт.
Итак, анализ самооценки, самоотношения и самоактуализации и их изучение в психологической науке позволяет сделать следующее обобщение: это свойства психологически здоровой личности, которые характеризуются динамичностью, сложностью своей структуры, направленностью на «Я» личности, при этом самооценка личности подвержена воздействию социума , особенно в подростково-юношеском возрасте, самоотношение же – это проявление специфики отношения личности к собственному «Я», представленность в сознании личностного смысла «Я», который выражается через оценку и устойчивые эмоциональные переживания соответствия «Я» субъекта его смыслообразующим мотивам и стремлениям самоактуализироваться, т.е. полностью реализовать свой потенциал.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2 Аветисян Э.Я не такой как все // Школьный психолог. – 2006. – No 8.
3 Азимов Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект // Известия АПН. – 1999. -№ 3. - С. 518.
4 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. —288 с.
5 Апиш Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации. – М.: МГОУ, 2003.
6 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., «Мысль», 1986 — 158 с.
7 Ахиезер А.С. Феномены инверсии, раскола, медиации и серединной культуры. / А. С. Ахиезер // Сравнительное изучение цивилизаций - под. ред. Ерасова Б. С. - м., аспектресс, 2000. - 232 с.
8 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 1989.- 169 с.
9 Берулова М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества / М. Н. Берулова, Г. А. Берузова // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. — 2010. - № 4 . - С. 8-11.
10 Берулова М. Н. Методологические основы развития личности студента в вузе. / М. Н. Берулова, Г. А. Берулова // Вестник Российской академии образования. - 2009. - № 4. - С. 5-8.
11 Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР.1951, вып.36, С. 3-28.
12 Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. –М., 1972, с.7-44.
13 Братусь Б.С. Механизм самооценки и его влияние на поведение //Психол. проблемы изучения и коррекции аномалий личности.-М., 1988-326 с.
14 Буйлов В. Нервно-психическое состояние студентов. / В. Буйлов, Г. Куропова, Н. Сенаторова // Высшее образование в России. - 1996. - №2. - С. 12-18.
15 Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. / М. В. Буланова- Топоркова. – Ростов: Феникс, 2002. – 250 с.
16 Выготский Л.С. Психология развития ребенка: [Сб. избр. тр.] / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО, 2003 – 501 с.
17 Герасимова Н.В. Основные подходы к определению понятия самооценки личности в ранней взрослости / Н. В. Герасимова, Ю. А. Шевцова // Витебск. - Международный научно-технической конференции преподавателей и студентов. - 2015. №7. - С. 53-55.
18 Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности / А.В. Забелина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2013. – №3 (7). – С. 26-32.
19 Забродина Л.А., Мухина Ю.Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – № 3 (20). – С. 311-315.
20 Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
21 Лейбин, В.М. Словарь-справочник по психоанализу / В.М. Лейбин. 3-е изд. – М.: Когито-Центр, 2020. – 810 с.
22 Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 100 с
23 Реан А. А. Психология подростка. –СПб: Прайм-Еврознак. 2007. –480 с. Педагогическая психология: практикум: / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой.–Челябинск.: Изд-во ЧГПУ, 2012. –304 с.
24 Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Издательство московского университета, 1983. – 288 с.
25 Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. – М., 1988. – С. 123-130.
26 Экзистенциальная психология. Экзистенция / пер. с англ. Н. Занадворова, Ю. Овчинниковой. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. – 624 с.