Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Перед войной в Ульяновске, райцентре Куйбышевской области, проживало около 110 тысяч человек. Крупных предприятий здесь не было, исключение – патронный завод им. Володарского. В городе работали кирпичный завод, ме-бельная фабрика, швейный комбинат, пивзавод, плодвинзавод, спиртоводочный и спиртокуренный заводы, хлебзавод и шесть хлебопекарен, мясокомбинат, гор-молзавод, промкомбинат и 18 артелей. Единственный маршрут общественного транспорта связывал центр города и железнодорожный вокзал. Зато с дорево-люционного времени на углу ул. Гончарова и К. Маркса существовала биржа извозчиков. В Заволжье летом добирались на пароме или на паровозике «Па-тронник», зимой сообщение осуществлялось по льду. Получить образование мо-лодежь могла в педагогическом и учительском институтах, в училищах и техни-кумах. Четыре военных училища и авиашкола готовили для Красной Армии младший командный состав. Любимыми местами отдыха ульяновцев были парк им. Свердлова и Венец. Досуг горожане проводили в драмтеатре, кинотеатрах «Художественный» и «Пионер», в художественном и краеведческом музеях, до-мах культуры. Издавались газеты «Пролетарский путь», районная «Путь Лени-на» и заводская «Володарец».
Глава 1. Ульяновск – место эвакуации 15 промышленных предприятий.
1.1 Тыл кует победу
В Ульяновске с началом войны были созданы городской комитет оборо-ны, эвакосовет, бюро учета и распределения рабочей силы, противовоздушная оборона моста и завода им. Володарского. Началось сооружение различных укреплений на случай бомбардировки. К 15 сентября на улицах установили 18 уличных громкоговорителей и семь электросирен для оповещения о воздушной тревоге.
Первым эвакуированным предприятием стала чулочно-трикотажная фаб-рика им. КИМ из Витебска. Ее оборудование и рабочие стали прибывать в город уже в июле 1941 года, а 25 сентября начался выпуск теплого армейского белья и брезентовых мешочков для штатных узлов минометов. [1]
На базе эвакуированных Московского НИИ-12, Ленинградского приборо-строительного и Вяземского приборостроительного заводов был создан Улья-новский приборостроительный завод № 280, который разместился на бывшей Ярмарочной площади. Его первая очередь была пущена уже в начале 1942 года, здесь работало свыше тысячи человек. А по соседству, на пл. Революции, разме-стился завод «Электропускатель» из Харькова. Первоначально он занял магази-ны и склады на рынке и помещения местных артелей, позже были построены но-вые корпуса. Сначала завод выпускал различное электрооборудование, а с сере-дины 1942 года – и комплектующие детали для знаменитых «Катюш».
Киевский и Московский заводы контрольно-измерительных приборов разместились в цехах ликероводочного завода. В короткий срок здесь было налажено производство узлов к прицелу миномета МП-82. Эти объединенные предприятия получили название «Ульяновский завод контрольно-измерительных приборов № 10».
Оборудование литейно-механического завода из г. Ахтырка поступило в некомплекте, но, несмотря на нехватку оборудования и отсутствие нужных пло-щадей, рабочие и специалисты завода сумели малыми партиями изготовлять оборудование для связи. [4]
Самым крупным эвакуированным предприятием в Ульяновске стал Мос-ковский автомобильный завод им. Сталина, разместившийся на территории та-моженных складов завода «Металлист».
На нем собирались автомашины «ЗИС-5В» и трехосные грузовики везде-ходы «Студебекер-ЮС6-62» из деталей, поставляемых из Америки по ленд-лизу. Завод выпускал также детали и заготовки для снарядов и мин. В цехах бывшего завода «Металлист» продолжали выпускать и довоенную продукцию – оснастку для ремонта автомашин. В 1944 году на базе цехов «ЗИС» образовались два са-мостоятельных завода – малолитражных двигателей и автомобильных запчастей («Автозапчасть»).
Строительство в Засвияжье автомобильного завода было самым крупным в городе и области. Здесь использовался труд заключенных, а с 1943 года труд немецких военнопленных. [3]
Подготовка кадров для предприятий города была организована в пяти фабрично-заводских и шести ремесленных училищах. Специалистов среднего звена готовил механический техникум.
Ульяновск был определен местом эвакуации 25 правительственных учре-ждений и организаций союзного значения. Первыми стали прибывать организа-ции Наркомата Военно-Морского Флота, затем – Управление тыла Волжской во-енной флотилии. Благодаря эвакуации ряда научных и учебных учреждений в Ульяновске сконцентрировался значительный интеллектуальный потенциал. В годы войны в городе находились: Институт автоматики и телемеханики АН СССР, Проектно-конструкторское бюро № 39 Наркомата путей сообщения, про-ектные институты авиационной промышленности, Воронежский государственный медицинский институт, Воронежский государственный зоотехническо-ветеринарный институт и другие. Пребывание двух последних вузов самым бла-гоприятным образом сказалось на медицинском обслуживании раненых в госпи-талях. На этой базе в 1943 году был создан Ульяновский сельскохозяйственный институт.
В город прибыли выдающиеся ученые и конструкторы. Немало сделали для увеличения выпуска военной продукции рационализаторы и изобретатели предприятий. Кроме решения главных проблем, стоящих перед производством, ученые и специалисты участвовали в разработке и производстве запасных частей для сельскохозяйственной техники, в поисках полезных ископаемых, в изучении фауны и флоры области, занимались вопросами борьбы с оползнями. [6]
Вместе с предприятиями и организациями в Ульяновск эвакуировались рабочие и служащие с семьями. На 1 января 1943 г. население города выросло почти в два раза без учета военных.
Главнейшими проблемами стали жилье, снабжение продовольствием, топ-ливом, электроэнергией и водой. Уже 7 июля 1941 г. горсоветом была утвержде-на норма жилплощади на одного человека в 5 кв. м., но на практике получалось еще меньше. Эвакуированных расселяли в квартирах ЖЭКов, частных домах, в школах, клубах, в «благоустроенных» подвалах. В первый год войны из города эвакуировали в села и коренных ульяновцев.
Рост населения, ускоренное строительство промышленных объектов и жи-лья потребовали в марте 1942 года разделения Ульяновска на три района: Ле-нинский, Володарский (ныне Заволжский), Сталинский (ныне Засвияжский и Же-лезнодорожный районы). [2]
1.2 Эвакуация промышленных предприятий в Ульяновск
На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обруши-лась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиа-ция атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа, продол-жавшаяся 1418 дней и ночей. Она резко изменила и жизнь провинциального Уль-яновска. Сюда из западных областей были эвакуированы 15 предприятий, обес-печивших бесперебойное производство военной и гражданской продукции. [1]
Первой стала чулочно - трикотажная фабрика им. Ким. На предприя-тии выпускали армейское белье, брезентовые мешочки для штатных узлов мино-метов и солдатские хлопчатобумажные обмотки — намотанные на голень выше ботинка, они заменяли сапоги и использовались в армии вплоть до 1943 года. За годы войны было выпущено 186.200 изделий верхнего трикотажа, 1,74 млн. штук белья, 6,23 млн. пар чулочно-носочных изделий.
Швейная фабрика имени М. Горького была эвакуирована в Ульяновск из Киева в августе 1941 г., а уже через месяц – 26 сентября был пущен цех, вы-пускавший шинели, гимнастёрки, ватники. Она заняла два помещения: клуб спир-тового завода (400 кв.м.) и здание бывшего училища имени М.В.Лебедева – 1540 кв.м. (Радищева, 39, корп.1). Позже фабрика присоединилась к Ульяновской фабрике №5. Предприятие работало исключительно на нужды обороны. Нару-шая запреты и режим секретности, директор фабрики разрешал работницам, чьи мужья находились на фронте, выносить обрезки шинельного сукна, чтобы они смогли сшить из них своим детям чуни и тапочки.
Строительство приборостроительного завода № 280 началось в конце 1939 года с закладки первых корпусов около Базарной площади (ныне террито-рия стадиона «Труд» и завода «Контактор»). Сюда эвакуировали три предприя-тия: Московский НИИ-12, Ленинградский приборостроительный завод № 278 и Вяземский приборостроительный завода № 149. Предприятие приступило к освоению первых приборов: указателей поворота, авиационных компасов и цен-тробежных тахометров для самолетов и танков. Всего за годы войны фронт по-лучил около 300тысяч авиаприборов, изготовленных в Ульяновске. [7]
Ульяновский завод «Контактор» создан в ноябре 1941 года на базе эвакуированного в тыл электроаппаратного цеха Харьковского электромехани-ческого завода. Первоначально производство было размещено в здании торго-вых рядов Центрального рынка города на площади Революции. На базе эвакуи-рованного цеха организовано предприятие «Электропускатель», затем оно полу-чило название «Государственный Союзный Завод № 650». В годы Великой Оте-чественной войны завод выпускал электрооборудование для оборонной про-мышленности страны, а также продукцию для химической и топливной промыш-ленности, металлургии, машиностроения, энергетики и станкостроения. С сере-дины 1942 года завод выпускал комплектующие для «Катюш».
Киевский завод КИП№10 и Московский завод (МОСКИП) были эва-куированы в ноябре 1941 года. Они выпускали узлы для миномёта МН-82 – контрольный квадрант угломера, уровень и прицел. С марта 1942 года к тому времени уже «Ульяновский завод КИП №10», изготовлял полностью штатный прицел МП-82 УС к 82 – мм миномёту.
Эшелоны с оборудованием Московского ЗИСа прибыли в Ульяновск в конце октября 1941 года, а уже в феврале 1942 года десять цехов были готовы к работе. В апреле 1942 года была выпущена первая машина ЗИС-5, завод пере-именован в УльЗИС. 1 мая 1942года автомобиль приспособили под трибуну на митинге заводчан, а затем он торжественно проехал по улицам Ульяновска. Осе-нью коллектив завода одержал сразу две победы: был запущен сборочный кон-вейер ЗИС-5 и освоено производство малолитражных двигателей для фронта. Всего за военный период на территории предприятия было изготовлено и от-правлено на фронт порядка 7 тысяч грузовиков. «Трехтонка» ЗИС-5 была вто-рой массовой моделью после «полуторки» ГАЗ-ММ Горьковского автозавода (ГАЗ), которая обеспечивала нужды Красной Армии в годы Великой Отечествен-ной войны 1941-1945 годов. Завод выпускал грузовики «Студебеккер», детали для снарядов и оснастку для машин. 22июня 1943 года началось строительство автозавода. К маю 1943 года Ульяновским автозаводом был выпущен образец дизельного грузовика УльЗИС – 253. В конце 1944 года заводу поручено нала-дить выпуск автомобилей марки ГАЗ-АА. [8]
УМЗ. На территории, занимаемой ныне ОАО «Ульяновский моторный завод», размещались склады Государственного таможенного управления. Уже осенью 1942 года в механосборочном цехе началось производство стационарных малолитражных двигателей, применявшихся на фронте для подвижных электро-станций, освещения блиндажей, полевых госпиталей, зарядки аккумуляторов. За-вод выпускал газогенераторные установки к автомашинам ЗИС-31, детали и за-готовки для снарядов и мин.
Президент России В.В. Путин в июле 2020 года подписал указ об присвоении почётного звания РФ "Город трудовой доблести". Оно присваивается городам, жители которых внесли значительный вклад в достижение победы в Ве-ликой Отечественной войне, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на предприятиях города, проявив массовый трудовой героизм и самоотверженность. И сегодня Ульяновск по праву является «Городом трудовой доблести». [10]
1.3 Как ульяновский рабочий попал в Книгу рекордов
Как и в других городах и населённых пунктах, с первых дней войны нача-лась перестройка работы предприятий на военный лад. Одним из ключевых предприятий оборонного комплекса стал патронный завод им. Володарского, где наращивались
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья (1941–1945). Саратов, 1980; Мы-шенцев Н.П. Индустриальное Поволжье в годы Великой Отечественной войны; Партийное руководство промышленностью. Саратов, 1988.
2. Ефимов Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отече-ственной войны. Ульяновск, 1995.
3. Зинич М.С. Будни военного лихолетья 1941–1945. М., 1994.
4. Зотов В.П. Пищевая промышленность в предвоенные годы и во время Ве-ликой Отечественной войны // Вопросы истории. 1972. № 9. С. 91–102.
5. Кантор Л.М. Промышленность СССР в годы Великой Отечественной вой-ны. СПб., 1991
6. Малин В.Н., Коробов А.В. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. М., 1957
7. Смирнов П.И. Эшелоны идут на восток. М., 1966. С. 247.
8. Солдаты трудового фронта. Ульяновск, 2001–2004.
9. Так ковалась победа. Сборник архивных документов. Ульяновск, 2016.
10. Чадаев В.Я. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1965.
11. Чернов М.В. Ульяновск и Ульяновская область – фронту. Ульяновск, 2012.
12. Чуканов И.А., Хапаев Е.А. Подготовка производственных кадров на промышленных предприятиях Ульяновской области (округа) в годы Вели-кой Отечественной войны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2019. Т. 18. № 3. С. 683–699.
13. Юмашев М.И., Жалейко Б.А. Сборники законов СССР и Указов Пре-зидиума Верховного Совета СССР. 1938 – июнь 1944 гг. М., 1956; Юма-шев М.И., Жалейко Б.А. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года – 5 янва-ря 1944 года. М., 1944; Сборник важнейших приказов и инструкций по во-просам карточной системы и нормированного снабжения. Ленинград, 1945.
14. Хренов Н.И. Ульяновская область в годы Великой отечественной вой-ны. Документы и материалы. Саратов, 1974; Фомин Н.Д., Григорченко В.Г. Наш край (1941–1975 года): документы и материалы. Ульяновск, 1978.