Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество О. Е. Мандельштама представляет собой редкий пример единства поэзии и судьбы. Жизнь в поэзии-это то, что подчинялось биографии, которая приобрела подлинный смысл только в свете эстетической вечности. Кроме того, сама судьба Мандельштама становится символом времени и приобретает общий смысл. Под постоянным подозрением на "изгнание в народную семью", жившее в страхе перед арестом и в конце концов раздавленное безжалостной машиной подавления свободы, О. Мандельштам действительно заслужил право "говорить за всех". Его творчество интересно как свидетельство очевидца событий, который до конца разделял горе своей страны и отстаивал право на творческую свободу перед лицом неминуемой смерти. В его лирике модернистский тренд сочетается с классицизмом стиля, тем, мотивов. Сложный поэт, глубокий мыслитель, нетипичный романист, Мандельштам никогда не перестанет быть актуальным.
Несмотря на обилие работ о творчестве Мандельштама, появившихся за последние полтора десятилетия, он по-прежнему остается довольно загадочной фигурой. Понимание его творчества требует определенного ключа, и многие стихи еще не "расшифрованы". Особенно актуальной для исследования является концепция творчества Мандельштама, многогранная и поистине уникальная. Его исследование может пролить свет на многие трудно интерпретируемые семантические отрывки в произведениях Мандельштама.
Актуальность темы исследования. Концепция творчества Мандельштама по своей глубине и необычности является одной из самых ярких в русской литературе XX века. Он представляет особый интерес для исследований из-за того, что он имеет решающее значение для понимания мира и художественной системы Мандельштама. Изучение концепции творчества Мандельштама обусловлено необходимостью разностороннего и многогранного изучения наследия поэта. Вне знания понятия творчества в его целостности невозможно понять основы художественного мышления Мандельштама, ключевые темы, системы образов и мотивов, элементы стиля.
Цель работы-выявить специфику культурно-исторических образов в прозе О. Мандельштама.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Выделить художественный образ как литературную категорию.
Определить образы античности в поэзии О. Мандельштама
Установить архитектурные образы в поэзии О. Мандельштама
Обоснование образов исторических персонажей в поэзии О. Мандельштама
Теоретической и методологической основой послужили работы по анализу поэтического текста М. Л. Гаспарова, Ю. М. Лотмана, Ю. И. Левина, К. Ф. Тарановского, работы Т. М. Николаевой по анализу звуковой текстуры текста.
Методология исследования основана на принципах системного подхода, методах структурного, сравнительного и промежуточного анализа.
Структура работы обусловлена объектом исследования и поставленными целями. Работа состоит из введения, 4-х параграфов, заключения, списка литературы.
1.1. Художественный образ как литературоведческая категория
Рассматривая термин "художественный образ" в диахроническом и синхронном разделе, мы приходим к выводу, что на протяжении всей познавательной деятельности человечества это понятие развивалось, расширяя или сужая границы его восприятия. В диахроническом аспекте образ включает в себя основные признаки литературных направлений, в синхронном каждая методологическая школа, исходя из предмета исследования в интерпретации термина, не придерживается консенсуса. Для глубокого понимания исследуемой проблемы вернемся к истокам возникновения понятия "образ" и попробуем проследить эволюцию сферы его восприятия. Таким образом, хорошо известно, что теория художественного образа берет свое начало в "Поэтика" Аристотеля через "mimesis", то есть "подражание природе вещей" [14, с. 218].
Платон имеет изображение в искусстве — "эти копии реальных объектов". Если для Аристотеля образы возвышаются над реальным миром, имитируя тем самым возможное и заключая в себе общее, то у Платона они являются копиями вечных идей. Художественный образ может коренным образом изменить отношение к тому, что показано, так как то, что он на самом деле отталкивает, в искусстве притягивает. То есть мимезис - это подражание и в то же время реализация, превращение объекта в образ, что приводит не к обману, а к возвышению над реальностью, к очищению от ее угнетающих эффектов(катарсиса). Это понимание и возвышение художественного образа в постплатоновской эстетике завершается Плотином, который отдает предпочтение не только отдельным вещам, но и обобщенным и отвлеченным философским знаниям. Термин" художественный образ " впервые будет использован Гете в XVIII веке. Но широкое литературное применение "образа" получается в произведениях Гегеля. Философ писал: "Мы можем обозначить поэтическое представление как образное, поскольку оно ставит перед нашим взором вместо абстрактной сущности свою конкретную реальность" [4, с. 115].
Рассуждая о соотношении искусства с идеалом, Гегель рассматривает вопрос о преображающем внушении художественного творчества в жизни общества. "Лекции по эстетике" содержат детальную теорию художественного образа, которая выделяет и оправдывает его основные параметры: эстетическую реальность, художественную меру, идеальность, оригинальность, уникальность, общность, диалектику содержания и формы. Согласно интерпретации философа-эстета, "дух получает удовлетворительное чувственное воплощение только в теле. В классической форме искусства человеческое тело рассматривается как внешнее существо и естественный образ Духа. Дух здесь определяется как частный, как человеческий, а не как абсолютный и вечный дух, потому что последний способен проявляться в духовной стихии". по словам Гегеля, "искусство представляет истинную универсальность, или идею, в форме существования, образа" [20, с. 15].
Именно Гегель, термин "образ" фиксируется в мировой эстетической мысли для обозначения того чувственно-духовного и концептуально-бытового единства, которое отличает искусство слова от рационально-теоретического научного способа отражения реальности. Если древняя эстетика рассматривает образ только в его отношении к реальному бытию, то немецкая классическая эстетика инвестирует в рассмотрение образа его обращения к творческому субъекту и духовно-познавательной деятельности. Таким образом, в образе подчеркивается не миметический, подражательный момент, а продуктивный, выразительный и творческий, включающий в себя все, на чем основана уникальная субъективность художника или обобщенная субъективность человечества. При этом если перед античными мыслителями стоит задача отличить художественный образ от синкретического единства мифа-ритуала, подчеркнуть его дифференциацию, то мыслители нового времени утверждают коллективность образа, слияние и примирение в нем противоположных принципов. Таким образом, художественный образ-это исторически меняющаяся концепция. Несмотря на всю изменчивость, он всегда тяготеет к определенному ядру, встроенному в фольклор и мифологию, оставаясь способным к множественным значениям. В мировой литературе в широком историческом и литературном контексте можно выделить, с одной стороны, общие и инвариантные признаки, запечатленные в образе, а с другой-оригиналы, отражающие мировосприятие автора и динамику специфической для него исторической действительности. В разные эпохи доминировали разные направления и течения (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм, модернизм и постмодернизм и т. д.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аверинцев, С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама.- M.: Школа «Языки русской культуры», 2016 – 207 с.
2. Агафонова, А. А. Ихтиологические образы в поэзии акмеистов (на основе стихотворения О.Э. Мандельштама «Реймс – Лаон») // Молодой ученый. — 2016. — № 4.1 (108.1). — С. 46-48.
3. Аннинский, Л. Осип Мандельштам: «но люблю мою бедную землю» Серебро и чернь М.: Книжный сад, 2017.- 102-115 с.
4. Берковский, Н.Я. О прозе Мандельштама - М.: Советский писатель, 2019 - 304 с.
5. Бычков, В.В. Эстетические пророчества русского символизма // Полигнозис .- 2019.-№ 1.-С. 83-104
6. Гаспаров, Б. Севооборот поэтического дыхания: Мандельштам в Воронеже, 1934-1937 // Новое литературное обозрение-2015.-N63.-С. 24-38
7. Гаспаров, М.Л. Поэт и культура. Три поэтики Осипа Мандельштама // Новое литературное обозрение - 2015 - С. 327-370
8. Геворкян, Т. «Несколько холодных великолепий о Москве». Марина Цветаева и Осип Мандельштам // Континент - 2019 -№ 109.-С. 386-410
9. Гофман, В. О Мандельштаме. Наблюдения над лирическим сюжетом и семантикой стиха // Звезда 2021- № 1 - С. 175-187
10. Жирмунский, В.М. Преодолевшие символизм - СПб.: Азбука-классика, 2021.- 404 с.
11. Кихней, Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика - M.: МАКС Пресс, 2020 – 291 с.
12. Кружков, Г. Крик павлина и конец эстетической эпохи. О «тройном созвучии» у Мандельштама, Йейтса и Стивенса // Иностранная литература - 2020.- № 1.- С. 253-261
13. Лифшиц, Г.М. Многозначное слово в поэтической речи: История слова «ночь» в поэтической лирике О.Мандельштама - М.: МАКС Пресс, 2019.- 272 с.
14. Мандельштам, О.Э. Стихотворения. Проза.- M.: РИПОЛ КЛАССИК, 2019 - 429 с.
15. Мандельштам, О.Э. Стихотворения. Проза.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2019 - 472 с.
16. Марголина, С.М. О.Мандельштам и А.Белый: полемика и преемственность // Russian literature- 2017- № 4 - С. 431-454
17. Мусатов, B.B. Ранняя лирика Осипа Мандельштама / В.В.Мусатов // Известия. Серия литературы и языка,- 2017.- № 3. - С. 236-247
18. Неретина, С.С., Огурцов, А.П. Эмбриональное поле культуры: О.Э. Мандельштам // Человек - 2016 - № 3-С. 21-35
19. Нестеров, А. Комментарий к некоторым текстам Мандельштама // Новое литературное обозрение - 2017 - № 3(67).- С. 137-159
20. Никитина, Т.Ю. Мифопоэтика О.Мандельштама 1908-1925 годов - Тюмень, 2016 - 32 с.
21. Острер, Б.С. Библейские образы и мотивы в стихотворении О.Э.Мандельштама «Ласточка» // Russian literature.— 2017.- №2,-С. 195-209
22. Паперно, И. Богословские источники спора Мандельштама с символизмом //Литературное обозрение 2017.-№ I.-C. 29-36
23. Тарановский, К.Ф. Очерки о поэзии О.Мандельштама - M.: Языки русской культуры, 2020 – 188 с.
24. Ужаревич, И. Павел Флоренский и Осип Мандельштам.- М.: РГГУ, 2015 - 238 с.
25. Успенский, Б.А. Анатомия метафоры у Мандельштама - СПб.: Азбука, 2017.- 330 с.
26. Ушков, М. Ю. Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 14-16