Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы организационного поведения…………….5
1.1. Теории и концепции организационного поведения…………………5
1.2. Подходы к управлению организационным поведением…………….9
Глава II. Модели и практика управления организационным поведением.11
2.1. Модели и способы регулирования организационного поведения …..11
2.2. Индивидуальное и групповое поведение в организации……………...13
2.3. Мотивация и вознаграждение в формировании организационного поведения…………………………………………………………………………...22
Глава III. Современные аспекты управления организационным поведением………………………………………………………………………….31
3.1. Организационная культура и организационное развитие в управлении организационным поведением…………………………………………………….31
3.2. Развитие человеческого капитала как фактор формирования организационного поведения……………………………………………………...38
Заключение…………………………………………………………………...42
Список использованных источников и литературы……………………….45
Приложения………………………………………………………………….48
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что любой руководитель организации, должен знать и понимать, в какой ситуации и почему, его сотрудники себя повели так или иначе. Изучение поведения людей всегда вызывает большой интерес ученых: психологов, социологов и других специалистов.
Ключевыми элементами организационного поведения выступают: индивид и группа, закономерности их поведения в конкурентной среде, которые требуется определять для оценки эффективной деятельности организации. Осознание того, что люди становятся одним из наиболее важных ресурсов организации, привело к трансформации поведенческой парадигмы, к гуманистической ориентации организационного поведения, его социальной направленности.
Изменения, происходящие во внешней и внутренней средах организации, появление новых видов организаций, современных знаний о человеческом поведении обусловливают необходимость разработки и реализации на практике моделей организационного поведения, отвечающих требованиям времени. В данных моделях находят воплощение идеи партнерства, командной работы, вовлечения в процесс принятия решений, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей более высокого порядка, самореализации.
Цель курсовой работы – изучить основы теоретических знаний и практических методик по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы.
Задачи курсовой работы:
- изучить теории и концепции организационного поведения;
- рассмотреть подходы к управлению организационным поведением;
- проанализировать модели и способы регулирования организационного поведения;
- выделить характеристику индивидуального и группового поведения в организации;
- рассмотреть роль мотивации и вознаграждения в формировании организационного поведения;
- изучить организационную культуру и организационное развитие в управлении организационным поведением;
- выделить понятие развития человеческого капитала как фактора формирования организационного поведения.
Предметом исследования выступает характеристика компонентов организационного поведения и их роль в формировании данного поведения.
Объектом в данной курсовой работе является организационное поведение и его развитие в организации.
Научной базой исследования послужили учебники и учебные пособия современных авторов, а также научные статьи.
Работа структурирована и включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Глава I. Теоретические основы организационного поведения
1.1. Теории и концепции организационного поведения
Термин «организационное поведение» появилось в связи с тем, что оно имеет свое проявление только в организациях (фирмах, банках, государственных и негосударственных учреждения), которые понимаются как совокупность работающих в них людей. Ключевыми фигурами в организациях считаются ее руководители высшего, среднего и низового звеньев управления, занимающихся организацией всей работы «человеческого фактора», обеспечивая промежуточные и конечные результаты труда работников. В организациях именно руководители занимаются формированием исходной организационной упорядоченности всех звеньев организации, т.е. формируют такое качество системы, как уровень ее временной и пространственной организованности. Кроме того, работники представляют собой самоорганизаторов собственного поведения в пространстве и во времени.
Термин «организационное поведение» в самом общем виде можно охарактеризовать следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1 – Характеристика термина «организационное поведение»
Особенности организационного поведения в современной российской экономике обуславливаются рядом причин, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Особенности организационного поведения в современной российской экономике
На сегодняшний день, на практике, организационное поведение рассматривается как область исследований, рассматривающая особенности поведения людей в организации, включая как поведение отдельно взятого индивида, так и групповое поведение. Данная область знаний дает возможность прогнозировать любого рода изменения в поведении работников и групп, искать способы влияния на поведение человека на рабочем месте и содействовать развитию таких типов поведения и деятельности, которые способны обеспечить максимально результативную работу организации в целом, ее выживание и развитие в сложной бизнес-среде.
Изучение теории организационного поведения призывает рассмотреть историю развития науки в целом, которая вместе с обществом прошла путь эволюции – от поступательного развития и до последовательного совершенствования.
Основными предпосылками становления научной концепции организационного поведения считаются идеи свободы, равенства и братства французских просветителей (Вольтера, Жан-Жак Руссо, Поля Анри Гольбаха), социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанелла, Роберта Оуэна) середины 18 века, классовые учения Карла Маркса, психология народов Вильгельма Вундта середины 19 века в Германии. Многие идеи мыслителей прошлого имеют прямое отношение к проблемам межличностного общения и группового взаимодействия людей.
На научной основе организационное поведение развивалось с середины 19 века в рамках учений, которые представлены в приложении 1.
Каждое научное направление (учение) имело свои ограничения, но в целом содействовало развитию современной концепции организационного поведения.
На практике, как правило, выделяют три уровня проблем поведения: личностный, групповой и организационный. Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которой он работает.
Например, проблема принятия решений на уровне индивида – это исследование индивидуальных особенностей, способностей, умений, навыков и ограничений, свойственных лицам, принимающим решения.
Организационное поведение изучает ряд характеристик, которые рассмотрим на рисунке 3.
Выделяют ряд основных теоретических подходов, на которых основывается организационное поведение как наука.
Фундаментом развития организационного поведения как науки считаются
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басенко В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: учебное пособие / Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А.. — М.: Дашков и К, 2018. — 381 c.
2. Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение (для бакалавров). Учебное пособие – КноРус, 2018. - 283с.
3. Болдырева Н. В. Управление персоналом: современный подход: учебное пособие / Н. В. Болдырева. – Воронеж: ВГПУ, М.: Наука: информ. 2018. – 195 с.
4. Волков Б.С., Волков Н.В. ред. - Конфликтология (для бакалавров) – КноРус, 2016 - 355с.
5. Голубкова О. А. Организационное поведение: учебник и практикум для вузов / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 178 с.
6. Джордж Дж.М. Организационное поведение. Основы управления: учебное пособие для вузов / Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р.. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 459 c.
7. Дорофеева Л. И. Организационное поведение: учебник и практикум для вузов / Л. И. Дорофеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 378 с.
8. Згонник Л.В. Организационное поведение: учебник / Згонник Л.В.. — М.: Дашков и К, 2019. — 232 c.
9. Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н., Кулапов М.Н. под ред. - Организационная культура (для бакалавров).КноРус, 2017. - 269с.
10. Кузнецов Ю. В. Теория организации: учебник и практикум для вузов / Ю. В. Кузнецов, Е. В. Мелякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 351 с.
11. Кулапов М.Н., под ред., Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационное поведение. КноРус, 2020. - 227с.
12. Латфуллин Г. Р. Теория организации: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Г. Р. Латфуллин [и др.]; под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 156 с.
13. Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 448с.
14. Лебедева Л. В. Организационное консультирование 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 162с.
15. Литвинюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 398с.
16. Мардас А. Н., Гуляева О. А. Теория организации 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 139с.
17. Мардас А. Н. Теория организации: учебное пособие для вузов / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 139 с.
18. Михненко П.А. Теория организации и организационное поведение: учебник / Михненко П.А.. — М.: Университет «Синергия», 2019. — 192 c.
19. Мкртычян Г. А. Организационное поведение. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2019 - 237с.
20. Организационное поведение: учебник и практикум для вузов / С. А. Барков [и др.] ; под редакцией С. А. Баркова. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 453 с.
21. Оксинойд К.Э. Организационное поведение (для бакалавров). Учебник – КноРус, 2019. – 262 с.
22. Попова Е. П., Решетникова К. В. - Теория организации. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 338с.
23. Попова Е. П. Теория организации: учебник и практикум для вузов / Е. П. Попова, К. В. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 338 с.
24. Резник С.Д. Организационное поведение. Конспект лекций: учебное пособие / С.Д. Резник, М.В. Черниковская; под ред. С.Д. Резника. — М.: КНОРУС, 2016. — 192 с.
25. Семенов А.К. Организационное поведение: учебник для бакалавров / Семенов А.К., Набоков В.И.. — М.: Дашков и К, 2018. — 272 c.
26. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Мотивация персонала» / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 312 с.
27. Сорокина Л. А. Организационное поведение: учебное пособие / Л. А. Сорокина; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. – 196 с.
28. Спивак В. А. Организационное поведение: учебное пособие для вузов / В. А. Спивак. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 207 с.
29. Трощий А. Р. Организационное поведение: учебное пособие для студ. Инженерно-экономического факультета / А. Р. Трощий. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. – 319 с.
30. Фролов Ю. В. Теория организации и организационное поведение. Методология организации: учебное пособие для вузов / Ю. В. Фролов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 116 с.
31. Шапиро С.А. Организационная культура. (Бакалавриат). Учебное пособие. – КноРус, 2019. - 256с.
32. Радько С.Г., Дембицкий С.Г., Пришляк Е.А. Компетентностный подход к управлению человеческим капиталом. // Дизайн и технологии, 2017. - №59(101). – С. 95–104.