Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что исследование законода-тельства о социальной защите беженцев и переселенцев требует значительного внимания, поскольку именно эта часть мигрантов считается наиболее уязвимой и требующей специальной защиты.
В Российской Федерации выделяют две категории вынужденных мигрантов - беженцы и вынужденные переселенцы, правовой статус которых закреплен спе-циальными законами: Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных пере-селенцах» соответственно.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальной защиты беженцев и переселенцев.
Предеметом работы являются нормы действующего законодательсва, ре-гламентирующие социальную защиту беженцев и переселенцев, практика их при-менения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение социальной защиты беженцев и переселенцев.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть Российскую Федерацию как социальное государство;
• Проанализировать правовой статус беженцев и вынужденных пересе-ленцев;
• Исследовать основы правового регулирования социальной защиты беженцев и переселенцев;
• Проанализировать актуальные правовые вопросы социальной защи-ты беженев и переселенцев.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Российская Федерация, как социальнео государство. Правовое положение беженцев
1.1. Российская Федерация – социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представ-ляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности госу-дарства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социаль-ного неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравен-ство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что, как утверждает Н.А. Боброва, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Под-тверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что поли-тика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практи-ческую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследова-ние дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государ-ства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства по-святили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «со-циальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсут-ствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранно-стью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью со-держания понятия «социальность». Так, например, в философии социальность представляется как одно из самых сложных и мистифицированных понятий, чет-кое определение которого отсутствует, в юриспруденции - как явление много-мерное и т.д.
Функции государства были исследованы А.Г. Еллинеком в работе 1990 г. «Общее учение о государстве». Государственную функцию он относит к разряду массово-психических явлений, которые порождаются социальными отношениями между людьми, их взаимными действиями друг с другом.
В советской науке, в период абсолютного примата материалистического подхода к государству и праву, содержание функций сводилось к деятельности государства и его органов. Такая позиция вытекала из классовых характеристик государственно-правовых институтов и отвечала ленинскому тезису о государ-стве как машине для поддержания господства одного класса над другим. Не-смотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые обществен-ные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать по-средством поставленных перед ним задач.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». Так, в философии функция мыслится как обя-занность, круг деятельности, а под социальной функцией подразумевается ис-пользование того или иного механизма социальных взаимодействий для дости-жения определенной цели или реализации определенных ценностей. В матема-тике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом. Оче-видно, процесс познания социальной действительности часто затрудняется неточ-ностью либо многогранностью терминов, используемых в первоисточниках и специальной литературе.
Л.А. Морозова расширяет понятие «функции государства», включая в него не только направления деятельности государства, но и сам механизм государ-ственного воздействия на различные сферы общественной жизни общества, так как различного рода преобразования и правовое регулирование общественных отношений воздействуют одновременно на состояние общественных процессов.
Актуализируя содержание социальной функции государства применительно к современным условиям, О.В. Родионова определяет ее как деятельность, направленную на минимизацию различий в доступе к общественным благам с це-лью обеспечения самосохранения социума. Данная функция государства выража-ется через средства и способы реализации внедрения социальных групп в единое государственно-организованное общество. С данной трактовкой можно согла-ситься, поскольку именно через устранение (сглаживание) социальных различий создается основа общественной солидарности.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирую-щегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в до-статочной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам дея-тельности. М.М. Рассолов полагает, что такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедно-стью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утвер-ждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют поня-тие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важ-нейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализу-ется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными по-нятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная полити-ка». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жиз-ни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом соци-альной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами госу-дарства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках од-ной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291.
2. Конвенция о статусе беженцев. Заключена в г. Женеве 28.07.1951 //Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 6 - 28.
3. Протокол, касающийся статуса беженцев. Подписан в г. Нью-Йорке 31.01.1967 // Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. С. 28 - 31.
4. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны. Заключена в г. Женеве 12.08.1949 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.- М., 1957. С. 204 - 278, 280.
5. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 10.12.1998.
6. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают. // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 255 - 259.
7. Декларация о территориальном убежище. Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 338 - 339.
8. Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» // Бюллетень международных договоров, N 5, 1995.
9. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
12. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» // Российская газета, N 126, 03.06.1997.
13. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, N 49, ст. 6422.
14. Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» // Собрание законодательства РФ, 25.12.1995, N 52, ст. 5110.
15. Письмо ФНС России от 14.12.2015 N БС-4-11/21862@ «О предоставлении стандартного налогового вычета» // СПС «КонсультантПлюс».
16. Антипьев К.А. Украинские беженцы в России: проблемы первичной адаптации (по материалам социологического исследования) // Миграционное право. 2015. N 2. С. 12 - 16.
17. Беспалова С. Беженцы - обычные работники // ЭЖ-Юрист. 2017. N 13. С. 14.
18. Боброва Н.А. Понятие конституционного строя, двойственность его природы // Право и политика. 2002. N 2. С. 22, 23.
19. Воронина Н.А. Положение и юридический статус внутри перемещенных лиц в Российской Федерации // Гражданин и право. 2003. N 5. С. 21.
20. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
21. Иванов Д.В. Международно-правовые аспекты сотрудничества государств в области долгосрочного решения проблемы беженцев // Миграционное право. 2019. N 4. С. 19 - 23.
22. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
23. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. N 16. С. 37 - 41.
24. Понкин И.В. Вызов социальному государству или вызов социального государства. Рецензия на книгу Аристова Е.В. «Социальное государство в США» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. N 1-2. С. 118.
25. Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография / И.В. Войтковская, А.В. Гребенщиков, Е.Н. Доброхотова и др.; под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко. М.: Юстицинформ, 2019. С.34.
26. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. N 3. С. 3 - 9.
27. Терещенко Н.А. Конец социальности: мифы и реальность // Ученые записки Казанского государственного университета. 2008. Т. 150. Кн. 4. С. 105.
28. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.
29. Федорова О. Проблемы трудоустройства беженцев // Административное право. 2014. N 4. С. 75 – 80.
30. Шмерлина И.А. Социальность, смысл, междисциплинарность // Эпистемология и философия науки. 2009. N 3. Т. 21. С. 137.