Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий развития современного образования является формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных способностей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из предметных результатов изучения предмета «Русский язык» является: «Формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся»[22]. Таким образом, возникает проблема, которая существенно волнует учителей, каким образом развить у обучающихся познавательный интерес к обучению, потребность к получению знаний и самостоятельном поиске источника получения знаний. В основном у учащихся складывается мотивация исключительно за какую-то награду, будь то оценка или подарок. Но использование подобной мотивации недолговечно, в связи с этим, учителю необходимо формировать учебную мотивацию познавательного интереса другим способом. Ученику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Именно поэтому в процессе обучения необходимо систематически стимулировать, формировать и укреплять познавательный интерес учащихся.
Центральное место в школе отводится изучению русского языка. Это определяется его основными функциями: с помощью языка человек выражает свои мысли, общается с окружающими, выражает чувства, настроения, эмоции.
Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Без хорошего знания языка невозможно успешное обучение другим школьным предметам. В связи с этим, проблема формирования познавательного интереса учащихся к урокам русского языка стоит очень остро. Разного рода пути решения этих задач имеют отклик в современных программах и учебниках. Вопросы о необходимости формирования познавательного интереса к урокам русского языка в школе находят свое отражение в работах Я.А.Каменского «Великая дидактика», Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», разработчика системы методов обучения Я.Лернера и др. Так же, помимо российских ученых, особенно важную роль этой проблеме уделял Ж.-Ж. Руссо. Как показывают многочисленные исследования, в методике обучения русскому языку, данный вопрос до сих пор полностью не исследован, а это значит, что на данный момент он все ещё остается открытым. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Таким образом, крайне важно, чтобы учитель-словесник обладал профессиональными навыками и методами подачи материала.
Интерес можно идентифицировать как форму проявления потребностей к изучению новых объектов или явлений. Л. С. Выготский пишет: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями…» [7].
С формированием познавательного интереса связано такое понятие как «занимательность». Данный термин предполагает применение различных методов и дидактических средств, возбуждающий интерес и внимание школьников. Это достигается с помощью нетрадиционного изложения учебного материала с привлечением интересных фактов, использования яркого демонстрационного материала, дидактических игр, информационно-коммуникативных технологий и т.д. Занимательность воздействует на эмоции ребенка, создает активный настрой на умственную работу, развивает интерес к изучению предмета, способствует лучшему его усвоению.
Актуальность заявленной темы исследования определяется тем, что в методике обучения русскому языку недостаточно способов повышения познавательного интереса у учащихся, педагоги, методисты и психологи продолжают исследование в этой области и ищут современные пути к решению данной проблемы.
Объект исследования – занимательные задания на уроках русского языка
Предмет исследования – занимательные задания как средство формирования познавательного интереса к урокам русского языка у учащихся средней школы.
Цель данной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность различных методик и способов формирования познавательного интереса учеников с помощью занимательных заданий на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить традиционные методы, применяемые педагогами при формировании познавательного интереса на уроках русского языка в школе.
2. Идентифицировать понятие «познавательный интерес»
3. Раскрыть содержание понятия «занимательные задания», значение и место использования занимательных заданий в процессе формирования познавательного интереса школьников к урокам русского языка;
4. Дать классификацию занимательного материала по русскому языку;
5. Проанализировать УМК 5-9 классов по русскому языку;
6. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса при помощи занимательных заданий на уроках русского языка в средней школе.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:
1. Анализ и обобщение научной и учебно-методической литературы;
2. Статические методы обработки данных анализа учебных пособий;
3. Методическое проектирование.
Теоретическая значимость заключается в определении методических основ развития интереса к урокам русского языка у школьников при условии использования занимательности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно применить и использовать в ходе дальнейших научных исследований. Результаты курсовой работы могут быть использованы в практике преподавания русского языка для средней школы и дадут возможность учителю повысить интерес к предмету и уровень знаний, умений и навыков на уроках русского языка.
Работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и источников.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. 1.1. Определение понятий «занимательные задания», «занимательные упражнения», «развивающие и творческие задания»,
«проблемные задания».
В настоящее время активность в обучении понимается как «добывание» знаний, которое является итогом исследования самого учащегося. Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка, у него возникает не только потребность решать познавательные задачи, но и применять полученные знания на практике.
Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Направлять процесс развития личности – значит развивать интерес к предмету, ставить учащегося в позицию активного деятеля, всемерно раскрывать его потенциальные возможности.
Большое значение имеет умение учителя сделать изучаемый материал живым, интересным, увлекательным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Бытует мнение, что все дети талантливы, но только каждый талантлив по-своему. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и стараться их развивать. Лингвистические сказки могут сыграть большую роль. Они могут помочь детям освоить сложные образовательные концепции, понять термины, если эти рассказы написаны самими детьми. Это проверка пера - как литературно-художественная, так и учебно-методическая. Попытка приблизить сложный учебный материал к себе и другим, перевести его на понятный каждому язык детства, выдержать жанровые особенности сказочного повествования, балансируя между научными данными и авторской вымыслом.
Стоит сказать, что далеко не всем детям удаётся этот вид работы, но даже если в классе один человек, способный на такое творчество, мы не должны обделять его вниманием.
Конечно, представленные сказки уже буквально обработаны педагогом или написаны с помощью родителей. Сначала они выглядели немного иначе (неправильное построение предложений, орфографические ошибки), но задача учителя - помочь ребенку не только интересно писать, но и грамотно. Сам масштаб проекта определяет необходимость развития деловых и партнерских отношений между преподавателем и учеником. Это особая задача развития личности ребенка.
В методической литературе описывается несколько приёмов использования лингвистической сказки на уроках русского языка. В своей практике остановилась на одном - использование сказки как дидактического материала.
Учебные материалы для детей особенно ценны для понимания учителем того, как каждый последующий этап обучения ученика должен быть организован для его развития. Если при этом продукты учебной деятельности детей постоянно используются в педагогической практике (в классе, для одноклассников, для детей других классов), это значительно повышает учебную мотивацию учащихся, позволяет их узнавать. Практикуя внимательность в работе с детьми, вы сможете сохранить доверие учеников к учителям.
Сказки учащихся могут быть оформлены в виде карточек на русском языке и заданы грамматические задачи. Такой дидактический материал можно успешно использовать как в индивидуальной работе на уроках, так и для выполнения домашних заданий.
Пример лингвистической сказки (рис.1):
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер,2001. 272 с.
2. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. 1999. - № 12. С. 57 – 59.
3. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: ВАКО, 2003. 495 с.
4. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.:
Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд-во Норинт, 2000. 1456 с.
5. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 526 с.
6. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. 448 с.
7.Выготский Л.С.Педагогическая психология. М.:Просвещение, 1991, с.476
8. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 1999. 320 с.
9. Дубровина И.В., Данилова И.И., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 462 с.
10. Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т. А. Ладыженской . – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2005. 597 с.
11. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. 192 с.
12. Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка: Пособие для учителя / М.Р. Львов. М.: Просвещение, 1996. 352 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и образование,2018 С.650
14. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: ТЦ Сфера, 2003. 348 с.
15. Парамонова, Л.Г. Русский язык – правила в стихах: Книга для педагогов общеобразовательных и специальных школ / Л.Г. Парамонова. СПб.: Дельта, 1999. 176 с.
16. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, I том. 775 с.
17. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. 767 с.
18. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
19. Сергеева Н.В. Формирование умений познавательной деятельности учащихся в работе по развитию речи // Начальная школа. 1981. - № 12. С. 63 – 65.
20. Талызина Н. Ф. Практикум по пед. психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
21. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка / Г.В. Трегубова // Начальная школа. 1995. - № 6. С. 40 – 42.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/