Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление проектами – достаточно сложный многоступенчатый и комплексный процесс, без вовлечения которого в структуру управления всем предприятием, будет достигнута нужная эффективность. Успешная реализация проекта в значительной степени зависит от его ресурсной обеспеченности, а также от того насколько своевременно и оптимально будут они распределены и использованы. Выполнение этих задач требует не только высокого уровня ответственности от исполнителей, но и владения методологией управления ресурсами в проектном менеджменте. Однако, не всегда специалисты – управленцы, менеджеры проектных офисов имеют необходимые знания, что мешает им добивать поставленных целей и снижает качество решения проектных задач.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие сетевого планирования и управления
Сетевое планирование процессов – генеральный инструмент проектного управления. Оно помогает максимально эффективно использовать потенциал сотрудников компании, проводить инновационные разработки и выводить новые бренды на потребительский рынок.
Под системой управления проектами можно понимать комплекс набор организационных методов и инструментов, а также технологий, которые способствуют повышению эффективности реализуемых в организации проектов и оптимизируют процессы управления проектами .
Система управления проектами формируется в период осознания компанией необходимости реализации проектной деятельности и решения задач развития организации посредством достижения определенных показателей эффективности проектов.
Именно поэтому система управления проектами основывается на таких базисных аспектах деятельности организации как:
- миссия, цели и задачи, принципы развития организации,
- виды и масштабы проектов,
- система основных и дополнительных видов деятельности,
- организационная структура управления организацией,
- финансовые цели и показатели деятельности.
Методология проектного управления представлена стандартами:
- ГОСТ 54869-2012 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектами;
- ГОСТ Р ИСО 21500:2014. Руководство по проектному менеджменту;
- ГОСТ Р 54870-2011. Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ;
- ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОГРАММОЙ;
- Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2018,
- и другими.
Формирование системы управления проектами в организации осуществляется несколькими методами:
- по инициативе и под руководством управляющего звена компании,
- непосредственно силами специально созданного подразделения – проектного управления.
Однако, следует отметить, что система управления проектами – это особое направление деятельности компании, представляющее собой базис управленческой деятельности и форму планирования ее развития. Именно поэтому особое значение в проектном управлении уделяется процессам планирования проекта, которые определяются регламентами системы управления проектами .
1.2. Методы нахождения критического пути
Прежде всего, при управлении проектом необходимо учитывать особенности стадии его жизненного цикла и этапы реализации. Учет и анализ этих аспектов позволит определить минимальный срок реализации проекта – его критический путь.
Внедрение моделей сетевого планирования и управления на предприятии позволяет решить целый комплекс задач:
• временной анализ проекта:
o расчет сроков выполнения работ;
o определение временных резервов;
o нахождение проблемных проектных участков;
o поиск критических путей решения проблем;
• ресурсный анализ, позволяющий составить календарный план расходования имеющихся ресурсов;
• моделирование проекта:
o определение состава требуемых работ;
o установление между ними взаимосвязи;
o построение иерархической бизнес-модели процессов;
o определение интересов всех участников проекта;
• распределение имеющихся ресурсов:
o увеличение поступлений в зависимости от имеющихся потребностей;
o минимизация сроков и объемов поставляемых ресурсов в одной части проекта и их увеличение – в другой.
Выделяют несколько стадий проекта:
- инициализация,
- планирование,
- выполнение,
- контроль и мониторинг,
- завершение .
Согласно другим источникам, выделяют следующие стадии проекта:
- формирование идеи и концепции проекта,
- создание организационной структуры проекта,
- бюджетирование проекта,
- подбор команды и ресурсов проекта,
- воплощение проекта в жизнь,
- оценка эффективности проекта .
2. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ И ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2.1. Постановка задачи
ООО «Наша фирма» - предприятие по производству одноразовой посуды. Данная компания более 10 лет производит и поставляет широкому кругу клиентов более 50 наименований одноразовой посуды из пластика. В компании уже несколько лет реализуется много разных проектов, в связи с чем сформирован проектный офис из 3 человек.
Таким образом, согласно рис.2.1 сетевое планирование осуществляется со следующими нарушениями:
- отсутствие конкретизации сроков выполнения каждого этапа,
- завышенная масштабность каждого этапа, отсутствие детализации,
- отсутствие указания взаимодействия участников проекта,
- отсутствие возможности предварительно расчета длительности всего проекта.
В последние годы становится более интенсивным спрос на использование экологической и биоразлагаемой одноразовой посуды, что обосновывает потребность в реализации соответствующего проекта.
В данном проекте предлагается открытие производства одноразовой посуды из опавших листьев на базе предприятия ООО «Наша фирма», которое занимается производством посуды из пластика. Количество SKU посуды – 10.
Согласно данным таблицы 2.1 заинтересованные стороны в производстве одноразовой посуды из опавших листьев:
- государство, которое заинтересовано в развитии экологически чистых производств, обеспечении защиты окружающей природной среды,
- потребители, которые мотивированы к применению товаров, созданных экологически чистым способом или из природных материалов,
- торговые компании, продающие товары народного потребления и продукты питания, которые продают одноразовую посуду,
- производители, ориентированные на снижение себестоимости продукции, а также ориентированные на охват новых категорий потребителей – тех, кто предпочитает экологически-чистые товары. Однако, производители в редких случаях напрямую предоставляют потребителям одноразовую посуду.
Разработка плана продаж осуществляется поквартально и ее регламентация описана в специальном документе «Инструкция планирования плана продаж и производственного плана». Эти планы согласовываются директором и только потом принимаются к исполнению.
При разработке бюджетов проектов используется диаграмма Ганта, согласно которой все участники процесса имеют свою зону ответственности. Бюджетирование осуществляется тремя этапами, в которые входит:
- составление предварительной сметы,
- составление уточненной сметы,
- сопоставление смета с планом прибыли.
Бюджетирование осуществляется бухгалтерией при предоставлении коммерческим отделом необходимых данных.
План производства всегда составляется с учетом плана закупок, которые принимается ежеквартально или раз в 6 месяцев. Его корректировка возможна только при наличии экономического обоснования со стороны коммерческого отдела.
Прежде всего в компании используется стартовое совещание, в рамках которого происходит оглашение целей и задач реализации проекта, проблема, для решения которой организуется данная проектная деятельность или внедряется ноу-хау, проводится опрос участников об альтернативах решения проблемы и их возможностях, составляется оперативный план работы.
На данном совещании также определяются способы и виды коммуникаций, регламент и календарь последующих совещаний, особенности взаимодействия участников, источники и планы поступления ресурсов.
В рамках данного проекта было принято решение о выборе первоочередных методов коммуникации – телефонная связь и электронная почта. Совещания по сбору требований и назначению приоритетов. Решение об инвестировании будет принято, опираясь на то, насколько решение удовлетворяет потребностям организации. Для коммерческих предприятий, решение основывается на количестве денег или материальных ценностей, которое при принятии оно принесет организации.
2.3 Анализ полученных результатов
В данном случае проект был экономически эффективен, определена его стоимость и организация имела возможность управлять процессом инвестирования с учетом оптимизации условий.
Метод сетевого планирования позволяет снизить финансовые риски и выявить потенциал для уменьшения критического пути.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных конкурентных условиях производство и вывод на рынок нового инновационного продукта - сложный и высокорискованный процесс, требующий глубокой подготовки в виде проведения маркетингового анализа, определения целевого потребителя и сегментов, расчет ценовой архитектуры с учетом планируемой дистрибуции, разработку программы продвижения и составление бюджета. Управление такими проектами целесообразно осуществлять в формате сетевого планирования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашов А.И. Управление проектами.: учебник и практикум для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2015.- 383 с.
2. Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012
3. Володин В.В. Исследование нормативной базы управления проектами /В.В. Володин, А.Г. Дмитриев, В.И. Хабаров. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. – 128 с.
4. Володин В.В., Хабаров В.И. Управление проектом: теория, методология, практика (Монография) – М.: Университет «Синергия», 2017 г.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М, 2017. - 576 с.
6. Волщуков Ю.Н. Успешный руководитель проекта. – М.: Омега-Л, 2017. – 126 с.
7. ГОСТ 54869-2012 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектами. – М.: Стандартинформ, 2012
8. ГОСТ Р ИСО 21500:2014. Руководство по проектному менеджменту.
9. ГОСТ Р 54870-2011. Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ
10. ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОГРАММОЙ
11. Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2015.- 422 с
12. Ильина О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016 – 208 с
13. Исследование нормативной базы управления проектами / В.В. Володин, А.Г. Дмитриев, В.И. Хабаров. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015
14. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2018
15. Неретина Е.А., Бочкина О.Н. Управление проектами на основе Scrum методологии // УЭкС. 2017. №4 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektami-na-osnove-scrum-metodologii (дата обращения: 12.03.2018
16. Нутайбеков Р.А. Корпоративная система управления проектами: От методологии к практике. – М.: Альптина Паблишер, 2015 – 236 с
17. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. Полный курс МВА. М.: Олимп-Бизнес, 2015. 529 с
18. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления/ М.Л. Разу [и др.]//учебник / коллектив авторов; под редакцией профессора М.Л. Разу. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:КНОРУС, 2016. – 768 с
19. Сазерленд Дж. Scrum, Революционный метод управления проектами. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2016, С.4
20. Федоров В.А. Структура организации: понятие, принципы построения и анализа // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (8). – С. 26
21. Фунтов В. Н. Основы управления проектами в компании: учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности "Менеджмент организации". – М. – СПб. [и др.]: Питер , 2014, С.4
22. Ходырева Е. А. Развитие системы управления инновационными проектами в образовательной организации: монография. - Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016. - С. 19-34
23. Project Management Institute. Руководство к Cводу знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) –Шестое издание.