Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Младший школьный возраст - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время, это период, в течении которого, ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий подход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Поэтому необходимо иметь активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в школе, так и в семье.
Педагог должен работать таким образом, чтобы родители могли: преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми; узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их; быть эмоциональной поддержкой ребенку.
За тысячелетней историей человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука имеет в своем распоряжении многочисленные данные, свидетельствующие о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимы укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия школы и семьи.
Каждое учебное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Учитель начальных классов - не только педагог для детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Существенной стороной взаимодействия школы и семьи является то, что школа служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие педагога и семьи по воспитанию детей».
Единство в воспитании, которое осуществляют школа и семья, обеспечивает определенную системность работы, выработку необходимых стереотипов у ребенка В то же время успешнее формируются моральные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, а его жизнь - организованней, целенаправленнее и радостнее.
Сотрудничество школы и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у педагогов - семейной центрованности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка в контексте его семьи.
Основной путь налаживания такого сотрудничества - организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования младших школьников.
Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, наличие противоречий в представлениях о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка - все это негативно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье и в целом негативно отражается на развитии детей.
Степень изученности проблемы. Теме взаимодействия учителя с семьей посвящены труды многих ученых.
Существенный вклад в изучение проблем сотрудничества учителя начальных классов с семьей сделали такие авторы, как Т.М.Афанасьева, Л.А.Байкова, С.П.Баранов, М.И.Боришевский, Н.В.Бордовская, Л.Ващенко, В.П.Вугрич, В.В.Воронов, Т.Кириенко и др.
Объектом данной работы будет выступать воспитание детей младшего школьного возраста. Предметом – взаимодействие учителя младших классов и родителей при решении вопроса относительно воспитания ребенка.
Цель исследования: изучить особенности работы с семьей как направление деятельности учителя начальных классов.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- определить влияние семьи на воспитание детей;
- рассмотреть высказывания исследователей о родительской педагогике;
- проанализировать особенности организации совместной деятельности учителя начальных классов и семьи;
- охарактеризовать формы сотрудничества учителя начальных классов с родителями.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ, наблюдение, обобщение, описание. Основные источники полученной информации: официальные, научные и литературные источники.
Теоретическое значение: ознакомление с особенностями современной семьи и эффективными путями взаимодействия учителя начальных классов с родителями ребенка.
Практическое значение: курсовая работа может использоваться в работе учителя начальной школы. Результаты исследования могут применяться в процессе подготовки будущих учителей и в процессе повышения квалификации специалистов в Институте последипломного образования.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение. Объем исследования: 37 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1 Семья и ее воспитательная функция
1.1 Влияние семьи на воспитание детей
С первых дней своей жизни ребенок начинает постепенно впитывать в себя навыки вживания в мир и выживание в нем, осваивать социальный опыт. Макрокосм этого мира на первых порах сведен до среды семьи, которая, прежде всего, несет ответственность за воспитание ребенка. Глубинный смысл, масштаб и сила этой ответственности обусловлены социальным статусом семьи.
Со временем ребенок расширяет сферу своего взаимодействия с миром, на него направляют свои воздействия различные социальные институты, которые дополняют, разнообразят воспитательные усилия семьи. На этапе школьного детства ведущим социальным институтом, призванным обеспечить разностороннее развитие ребенка, является система учебных учреждений. Гармоничное взаимодействие их с семьей является залогом полноценности бытия ребенка, раскрытия и реализации его потенциала, выхода на новые орбиты социальной реальности. И все-таки высочайшая ответственность за воспитание детей в этом взаимодействии принадлежит семье.
Во все времена и среди разных народов воспитание было и является неизменной ценностью, главной духовной основой жизни нации, мощным социальным феноменом, который тесно объединяет людей, непревзойденным фактором самовыражения человека во всех его ипостасях: младенец, ребенок, подросток, юноша (девушка), мужчина (женщина), сын (дочь), дедушка, бабушка, внук и др.
Семья - малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
В журнале «Семья и школа» директор одной из школ писал про детей, которые воспитывались в хороших семьях: - «Откровенно говоря, мне бы очень хотелось сказать, что такими их воспитала школа. Но будем объективны: школа, учитывая специфику, все-таки убеждает, поучает, а семья - это практическая школа морали. И если в семье здоровый климат, и дети воспитываются личным примером родителей в духе высоких нравственных начал, за будущее молодых граждан можно быть спокойным» .
Что значит здоровый микроклимат? Его не измеришь никаким прибором, как никакой термометр не определит сердечного тепла. Но он существует не в нашем воображении, а в миллионах семей.
Я думаю, что добрые семейные отношения вовсе не исключают разногласий мыслей, столкновений. Но в хорошей, дружной семье они решаются без раздражений, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей, при любых обстоятельствах здесь не будет крика, взаимных обид, люди будут уважать мнение друг друга, ценить авторитет отца и матери, дедушки и бабушки.
Тон семейной жизни - это результат действия многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего обихода, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п.
Замечательные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят и уважают людей. Сразу видно ребенка, в котором родители глубоко, искренне, красиво, преданно любят друг друга. В этом ребенке мир и покой в душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в человеческую красоту, вера в слово, тонкая чувствительность к тонким средствам воздействия - доброго слова и красоты.
Встречаются и такие современные семьи, в которых дети испытывают дефицит родительской любви. Это вовсе не означает, что в этих семьях дети заброшены, что им не покупают игрушки, вкусную еду. Наоборот, они могут
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьева Т.М. Семья / Т.М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 1985. – 225 с.
2. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – М.: Гардарики, 2009. – 183 с.
3. Баранов С.П. Педагогика / С. П. Баранов, Л. Р. Болотная, В. А. Сластенин. – СПб.: Просвещение, 2010. – 566 с.
4. Боришевский М.И. Семейное воспитание как гарант нравственного становления личности / М.И. Боришевский // Начальная школа. – 2009. – №4. – 9 с.
5. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 304 с.
6. Ващенко Л. Инновационные процессы в системе общего среднего образования: особенности управления / Л. Ващенко // Образование и управление. – 2013. – Т. III., № 3. – 104 с.
7. Ващенко Г. Воспитательный идеал / Г. Ващенко. – М.: Питер, 2012. – 234 с.
8. Вугрич В.П. Домашние задания родителям / В.П. Вугрич // Начальная школа. – 2013. – №4. – 56 с.
9. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. – М.: Питер, 2012. – 181 с.
10. Горбач И. Подготовка будущего учителя к работе с родителями / И. Горбач // Родная школа. – 2010. – №2. – 73 с.
11. Долинная А. Родители в школе: потребители и гости или партнеры-единомышленники? / А. Долинная, А. Низковская // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 6-8.
12. Западаева М.Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект / М.Б. Западаева // Социальная педагогика. 2014. № 3. С.112–119.
13. Кириенко Т. Сотрудничество с семьей. Семинар для педагогов / Т. Кириенко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 7-9.
14. Королев Ю.А. Супруги, родители, дети / Ю.А. Королев. – М.: Юридическая литература, 1985. – 176 с.
15. Купецкова Е.Ф. Семьеведение. Методическое пособие / Е.Ф. Купецкова. – М.: ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012. – 88 с.
16. Машовец Н.А. Современные подходы к организации педагогического взаимодействия школы и родителей воспитанников / М.А. Машовец // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в учреждениях образования: сб. наук. трудов. Научные записки РГГУ. – 2011. – № 2(45). – С.8
17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2012. – 267 с.
18. Постовой В.Г. Современная семья и ее педагогика / В.Г. Постовой. – М.: 2012. – 284 с.
19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гардарики, 1999. – 256 с.
20. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009. – 315 с.
21. Спичак Н. Курс на сотрудничество с родителями / Н. Спичак // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 14.
22. Тонкова Ю.М. Современные форму взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74
23. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковская. – М.: Наука и знания, 1978. – 224 с.
24. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2005. – 160 с.
25. Целуйко В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. – Екатеринбург: Хранитель, 2008. – 430 с.