Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Особенности местного самоуправления, как правило, обусловлены разнообразием геополитических характеристик, природно-климатических условий, спецификой социального и экономического развития, менталитета населения и его духовно-культурными запросами, кадровым потенциалом, политическими и другими факторами. Их исследование представляет не только несомненный научно-теоретический интерес, но и имеет политическое значение, связанное с необходимостью формирования разнообразных моделей местного самоуправления, соответствующих условиям территории и отвечающих интересам региона и государства в целом. Практический аспект состоит в совершенствовании правового регулирования особенностей местного самоуправления и разработке рекомендаций по оптимизации его научного моделирования. Как представляется, решение задач теоретического и политико-практического характера требует, во-первых, рассмотрения модели местного самоуправления одновременно как теоретической проблемы, правового института, закрепленного в российском законодательстве, и политико-правового явления, реализованного в отдельных муниципальных образованиях (такой подход обусловил структуру исследования); во-вторых, системного изучения модели местного самоуправления — как единства общего и особенного (данный методологический принцип определил содержание исследования).
Актуальность темы также связана с процессом создания автономных образовательных учреждений, основанных на принципах, заложенных в их миссиях, которые заключаются в сохранении и развитии научно-образовательной и культурной среды, обеспечивающей формирование граждан, призванных наилучшим образом служить России и всему миру.
Объектом изучения являются органы местного самоуправления и автономные организации.
Предмет изучения правовые основы и практика взаимодействия органов местного самоуправления и автономных организаций.
Цель работы – исследовать органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
изучить понятие и сущность органов местного самоуправления;
рассмотреть понятие автономной некоммерческой организации;
выявить особенности взаимодействия органов местного самоуправления и автономных организаций;
представить практику взаимодействие органов местного самоуправления и автономных организаций на примере АНО «Талантливые дети».
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: исторический метод, сравнительно-правовой анализ и системный анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И АВТОНОМНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
1.1. Понятие и сущность органов местного самоуправления
Порой для решения насущных ситуаций граждане вынуждены обращаться в различные государственные органы. Порядок подачи соответствующих обращений установлен законодательно. При этом властные органы могут способствовать разрешению того или иного вопроса исключительно в пределах своей компетенции. В этой связи гражданам при составлении того или иного обращения необходимо корректно определить его адресата.
Одним из важнейших конституционных положений в России является то, что источником власти в стране является народ. В общих чертах это означает, что на большинство должностей в ее структурах являются выборными.
Соответственно, граждане, имеющие избирательное право, могут определять своих представителей в структурах власти. В свою очередь, выборные должностные лица вправе определять кандидатуры на должности в учреждениях власти, которые в соответствии с законом выборными не являются .
Структура власти в современной РФ является трехуровневой:
1. Федеральная власть.
2. Региональная власть.
3. Муниципальные органы самоуправления.
Органы местного самоуправления — это структура власти, в ведении которых находится общественное управление муниципальными территориями. Иными словами, полномочия органов местного самоуправления ограничиваются вопросами локального характера, а территориально они ограничены пределами того или иного муниципального образования.
Структуры самоуправления не являются частью федеральных органов власти, а в своей деятельности руководствуются как федеральным, так и местным законодательством.
В обязательном порядке при организации самоуправления должны присутствовать следующие виды органов:
Представительный орган. Он может иметь различные наименования («Городская дума», «поселковый совет» и т. д.). Должности депутатов являются выборными.
Глава муниципального образования. К примеру, мэр города или глава администрации района. Должность может быть как выборной, так и назначаемой.
Исполнительно-распорядительный орган. Местная администрация. Выполняет практические функции по организации местного самоуправления в лице своих различных структурных подразделений.
Рис. 1. Органы местного самоуправления
В соответствии с местными нормативными актами могут создаваться и иные структуры самоуправления, как то местная избирательная комиссия, контрольно-ревизионные отделы и так далее.
Граждане Российской Федерации имеют право на обращение в органы самоуправления по любым возникающим у них вопросам. Следует отметить, что оно гарантировано законодательно. Ниже приведем основные нормативно-правовые документы законы, содержащие нормы, устанавливающие рассматриваемую возможность:
Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является правовым актом, имеющим высшую силу на территории страны. Статья 33 Основного закона гарантирует право граждан на свободное их обращение в ведомства федеральной власти и локального самоуправления.
Федеральный закон от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ. Статьей 32 рассматриваемого нормативного акта установлено, что граждане вправе обращаться в структуры местного самоуправления. Кроме этого, отмечено, что ответственные лица соответствующих органов несут ответственность за несоблюдение положений закона, связанных с вопросами сроков и порядка ответа на сообщения граждан.
Федеральный закон от 02. 05. 2006 года № 59-ФЗ. Данный нормативно-правовой документ определяет формы, порядок и сроки рассмотрения запросов. Иными словами, регулирует возникающие в связи с этим отношения, права и обязанности граждан и должностных лиц на практике. Его положения применимы ко всем структурам власти в стране.
Кроме этого, отдельные нюансы, связанные с обращением граждан, могут регулироваться местными правовыми актами. Следует отметить, что положения последних не могут противоречить нормам федерального законодательства.
Перечень вопросов, по которым граждане могут обратиться в рассматриваемые властные структуры, является довольно широким и касается целого спектра проблем, возникающих на локальной территории.
Органы МСУ занимаются следующими вопросами:
аренда, выкуп, пользование муниципальной собственностью;
вопросы земельных отношений, землеустройства;
вопросы жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства придомовых территорий;
вопросы организации социально-культурной деятельности;
социальная защита населения.
Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, поскольку компетенция и полномочия органов местного самоуправления в локальном масштабе являются довольно широкими.
Действующее законодательство предполагает несколько форм обращений, которые могут быть направлены гражданами в адрес местных структур власти:
Жалоба. Под жалобой следует понимать обращение, суть которого заключается в просьбе гражданина установить законность действия/бездействия того или иного должностного лица или организации, а также восстановить нарушенные права и интересы в случае установления нарушений.
Предложение. Предложение представляет собой запрос гражданина, заключающийся во внесении идей и мер, направленных на совершенствование работы тех или иных ведомств.
Заявление. Заявление представляет собой документ, связанный с возможностью реализации лицом своих прав и законных интересов.
Ходатайство. Обращение, заключающееся в просьбе признания за лицом того или иного статуса.
Законом допускаются не только личные обращения, но и коллективные. Под последними следует понимать те из них, где количество обращающихся равняется двум или более .
Как правило, обращения направляются в письменном виде. При этом подать документ можно следующим образом:
непосредственно в ведомство, в которое оно адресуется;
почтовым отправлением;
электронным письмом.
Кроме этого, к обращению могут прилагаться дополнительные документы.
Запрос не может быть анонимным. В нем в обязательном порядке указываются сведения о гражданине, а также контактные данные.
Срок рассмотрения документов, по общему правилу, составляет 30 дней. В отдельных случаях он может быть увеличен еще на 30 дней, однако в каждом таком случае уполномоченный орган уведомляет гражданина об этом.
Следует отметить, что органы местного самоуправления могут устанавливать меньшие сроки рассмотрения, чем это установлено федеральным законом.
Кроме этого, следует выделить устное обращение. Оно производится, как правило, на личном приеме у должностного лица, при этом осуществляется его фиксация в специальном журнале или электронной базе. Ответ на него может быть дан устно или письменно.
В рамках реализации Постановления Правительства РФ от 10. 11. 2020 года № 1802 с 12 ноября 2020 года граждане вправе направлять различные запросы в органы местного самоуправления посредством портала «Госуслуги».
Сообщения можно направить, используя несколько форм работы с «Госуслугами»:
через электронные формы портала, размещенные на официальных сайтах соответствующих ведомств;
непосредственно используя личный кабинет на сайте или через мобильное приложение «Госуслуг».
В ведении структур локального самоуправления находится широкий спектр вопросов, имеющих местное значение. Граждане вправе обращаться в соответствующие ведомства по любому интересующему их поводу путем направления жалоб, предложений, заявлений и проч.
В соответствии с законом обращения рассматриваются в течение 30 дней, после чего ответственные лица органов местного самоуправления должны предоставить ответ по существу. В отдельных случаях срок рассмотрения может быть изменен как в большую, так и в меньшую сторону.
Одним из наиболее значимых моментов заседания Совета по развитию местного самоуправления, прошедшего 30 января 2020 года, стало предложение Президента Российской Федерации В.В. Путина о подготовке нового варианта документа, определяющего основы государственной политики в сфере местного самоуправления. Данное предложение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басовский, Л.Е. Государственное регулирование экономики / Л.Е. Басовский. – М.: Приор, 2019. – 260 с.
2. Безруких, П.С. Государственное регулирование экономики: учебник / П.С. Безруких. – М.: ПРИОР, 2019. – 254 с.
3. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. М.: Юнити, 2019. 544 c.
4. Дремова, Л.А. Доклад о состоянии гражданского общества в Курской области / Л.А. Дремова. – Курск: Изд-во ИП Афанасьева Е.А., 2019. – 104 с.
5. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2019. – 255 с.
6. Звонников, В.И. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Учебное пособие / В.И. Звонников. М.: Инфра-М, 2018. 368 c.
7. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. М.: Инфра-М, 2019. 222 c.
8. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – М.: Феникс, 2018. – 364 с.
9. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / С.Г. Капканщиков. – М.: КноРус, 2018. – 520 с.
10. Кузин, В.И. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.И. Кузин. – М.: Дело, 2018. – 120 с.
11. Липски, С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. М.: Русайнс, 2019. 112 c.
12. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
13. Прудников, А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / А.С. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 399 с.
14. Прудников, А.С. Муниципальное право России: учебник / А.С. Прудников. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 383 с.
15. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
16. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
17. Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. Том 2 / О.С. Сёмкина. М.: Русайнс, 2019. 189 c.
18. Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие / В.А. Тупчиенко. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 663 с.