Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных экономических реалиях проблема ценообразования на продукцию предприятий обостряется вследствие нестабильности, изменчивости рыночной конъюнктуры, динамичности внешней среды, обострение конкурентной борьбы и других факторов. Поэтому для успешной деятельности каждого предприятия необходима взвешенная ценовая политика, удачная реализация выбранных предприятием ценовых стратегий, принятия оптимальных решений в сфере ценообразования, определения роли государства в формировании ценовой политики предприятия и других факторов, касающихся ценовой политики предприятия.
Любому коммерческому предприятию, работающему на рынке, необходима четкая ценовая политика, от которой зависят результаты его деятельности. Именно цены определяют структуру производства, движение материальных ресурсов, распределение готовой продукции, уровень прибыльности и жизнеспособность предприятия.
Анализ отечественных и зарубежных работ показывает, что определенные достижения в рассмотрении данного вопроса есть, но существующие теоретические основы ценовой политики предприятия требуют определенного обоснования, а это свидетельствует о том, что современная научная мысль еще не определилась с сущностью основных понятий этого направления. Вопросы ценообразования в условиях развития рыночных отношений привлекают к себе внимание известных ученых.
Научное обоснование уровня цен в обязательном порядке должно учитывать преимущества и намерения потребителей, степень их чувствительности к уровню цены.
Необходимость углубления теоретических и методологических основ совершенствования ценообразования в условиях колебаний рыночной конъюнктуры обусловили выбор автором темы, определили направление исследования, сформировали структуру работы.
Целью курсовой работы является исследование сущности ценовой политики и разработка рекомендаций по совершенствованию ценовой политики предприятия в условиях рынка.
Объектом исследования является ценовая политика ООО «Спринт» в условиях рынка.
Предметом исследования являются организационно-практические аспекты формирования и реализации ценовой политики предприятия в условиях рынка.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
изучить понятие, сущность и функции цен и ценовой политики;
рассмотреть классификацию цен предприятий;
изучить методы и способы ценообразования предприятий;
дать организационно-экономическую характеристику ООО «Спринт»;
провести анализ основных финансовых показателей деятельности ООО «Спринт»;
осуществить оценку системы ценообразования и ценовой политики ООО «Спринт»;
осуществить определение проблем в ценовой политике предприятия ООО «Спринт»;
рассмотреть совершенствование ценовой политики ООО «Спринт».
Для достижения поставленной цели в работе использованы общенаучные методы анализа и синтеза, диалектический метод. А также использован системный подход к изучению хозяйственных процессов с целью определения структуры и системы механизма управления ценовой политикой.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИНА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие, цели и задачи ценовой политики организации
Теории трудовой стоимости и предельной полезности не приспособлены для практики ценообразования, а определение цены как денежного выражения стоимости товара характеризует ее как абстрактную категорию. Если цена может быть связана с определенным уровнем и субъектом экономических отношений, конкретным местом и временем формирования, сферой экономики и видом хозяйственной деятельности, то ее можно считать конкретной категорией и использовать для практического ценообразования.
Поскольку цены охватывают все уровни экономических отношений, обслуживающих все сферы экономики, играют активную роль в выполнении многих социально-экономических задач, то для более четкого понимания сущности, функций и роли цены как конкретной экономической категории предлагаем выделить подходы к определению ее содержания и природы в соответствии с уровнем и субъекта экономических отношений, а именно рассмотреть цену как: составляющую рыночной экономики; элемент рынка; параметр деятельности предприятия .
Как составляющая часть рыночной экономики цену, по нашему мнению, может характеризовать ее определение как эквивалента обмена товара на деньги. Эквивалент свидетельствует о наличии количественной характеристики товара в денежных единицах, то есть денежного измерения, без которого невозможно нормальное функционирование экономики. А также об общественном признании товара (удовлетворение потребности) посредством обмена (что является главным содержанием и сущностью рыночных отношений), потому что только на основе определенного равновесия спроса и предложения возможен эквивалентный обмен .
Для характеристики цены как элемента рынка используем определение цены Ива В.А., в котором цена характеризуется суммой, за которую продавец желает продать, и которую покупатель добровольно уплачивает продавцу за 1 ед. товара, при условии, что оба являются независимыми и руководствуются только коммерческими соображениями. Это определение содержит все необходимые и достаточные признаки (явные и неявные) цены как элемента рынка, а именно речь идет о:
фактической сделке купли-продажи;
свободный рынок: продавец (субъект предложения) предлагает этот товар или услугу любому покупателю, а покупатель (субъект спроса) выбирает продавца;
индивидуальная цена на конкретный товар;
сбалансирование — путем нахождения компромисса — платежеспособного спроса и стоимости реализованных товаров и услуг, что позволит зафиксировать объем товарооборота суммой рыночных цен .
Цену как параметр деятельности предприятий можно охарактеризовать, на наш взгляд, как денежное выражение расходных свойств товара.
Расходные свойства определяются количеством и качеством затраченных на изготовление товара ресурсов. Итак, это определение содержит основные факторы, которые определяют все направления деятельности и обусловливают ее результаты.
Из приведенных определений сущности цены как категории практического ценообразования следует необходимость и целесообразность использования цены в управлении. Цена как инструмент управления, по нашему мнению, является средством, экономическим рычагом, с помощью которого можно изменять экономическое положение объекта, ориентировать его на достижение целей развития.
Следует подчеркнуть, что цена — изящный, гибкий инструмент и в то же время достаточно мощный рычаг управления экономикой, поэтому удачное его использование зависит от четкого понимания теоретических и практических аспектов ценообразования в первую очередь сущности, содержания и роли такого инструмента, как цена .
Наиболее полно сущность цены проявляется в ряде функций, характеризующих ее роль в экономике.
Функции цен связаны с действием объективных экономических законов, определяющих их роль в хозяйственном механизме. Они характеризуются совокупностью общих свойств, которые объективно присущи цене как экономической категории. Эти свойства обусловливают роль и место цены в рыночном механизме, и ее активное воздействие на экономические процессы общественного развития.
Общепринятыми являются следующие функции цен:
а) измерительно-учетная — измерение, учет и контроль затрат и результатов деятельности, их анализ;
б) распределительная — перераспределение стоимости общественного продукта, возмещение расходов, реализация накоплений;
в) стимулирующая — экономическое стимулирование производителей и потребителей;
г) регулирующая — балансирование спроса и предложения .
Некоторые ученые считают, что цены выполняют также функции:
а) информационную — информирование об уровне всех конкурентных цен на продукцию и товары, и их изменение;
б) управленческую — управление с помощью цен операционно-производственными и финансовыми процессами;
в) социальную — влияние изменения цен на объемы и структуру потребления, имеет определенный смысл .
Все функции цен взаимосвязаны, взаимообусловлены и выделить проявление каждой из них практически невозможно.
Одной из самых распространенных задачей ценовой политики предприятия является искусство управления ценами и ценообразованием, искусство устанавливать на товары и услуги такие цены и варьировать ими в зависимости от положения товара на рынке, чтобы поставленные цели были достигнуты.
Данное определение является лишь общим отражением сущности ценовой политики предприятия, не учитывает изменения производства, изменения в жизненном цикле продукции, взаимосвязь цен на товары и ассортимента, соотношение своих цен и цен конкурентов, изменения конъюнктуры рынка, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и др.
Маркетинговая ценовая политика — это комплекс мероприятий фирмы, к которому относится формирование цены, скидок, условия оплаты за товар, реализация которого призвана обеспечить удовлетворение потребностей потребителей и получение фирмой прибыли, а также решения стратегических задач фирмы .
Ценовой фактор выступает индикатором потребностей, вкусов и покупательной способности потребителей. Именно
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая) (последняя редакция).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2: федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
5. Федеральной закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998г № 14-Ф3.
Литература
6. Алехин П.П. Подходы к созданию систем управления качеством продукции // Экономика, 2017. — 102 с.
7. Алферов Н.П. Управление качеством. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 374с.
8. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф. – М.: Экономика, 2017. – 519 с.
9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.; Финансы и статистика, 2019. — 113с.
10. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами. Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. М .: Финансы и статистика. 2018. – 325 с.
11. Герасимчук В. Г. Стратегическое управление предприятием. Графическое моделирование: Учеб.пособие / В.Г. Герасимчук. – М .: Финансы, 2017. – 360 с.
12. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. – М.: Влад-Дар, 2018. – 214 с.
13. Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции. — М.: Экономика, 2019. — 198с.
14. Головко Т. В. Стратегический анализ: учкебное пособие / Т.В. Головко. – М .: Финансы, 2018. – 198 с.
15. Зорин Ю.В., Ярыгин В.Т. Качество технологической документации при подготовке предприятий к сертификации. Стандарты и Качество. — 2018. — 195 с.
16. Ива В. А. Подсистема управления развитием на предприятии концептуальные основы создания и функционирования. Стратегия развития Украины (экономика, социология, право). – М.: Книжное изд-во НАУ, 2018. – Вып. 1-2. – С. 404-411.
17. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учеб.пособие / Н. Д. Ильенкова ; Ред. И. К. Беляевский. – М. : Финансы и статистика, 2018. – 255 с.
18. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. Учебник.- М.; Изд. «Банки и биржи», ЮНИТИ, 2019. — 456с.
19. Лаштдуо В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще ..., Стандарты и качество. — 2017, №4. — с. 68-70.
20. Маркина И.А. Методология современного управления: [Монография]. – М .: Высшая школа, 2017. – 311 с.
21. Мартыненко Н. Технология менеджмента: Учебник для студентов высш. учеб, заведений. – М .: МП «Леся», 2020. – 800с.
22. Марюта А.В. Пути повышения эффективности финансово-экономического управления предприятиями и их конкурентоспособности / А.В. Марюта // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 8. – С. 40-48
23. Мельник Л.Г. Экономика предприятия. – Суммы, ИТД «Университетская книга», 2018. – 648 с.
24. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / Н. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташев и др. — М .: ИПК Издательство стандартов, 2019. — 368 с.
25. Мердок Дж. Контрольные карты. — М: Финансы и статистика, 2018. — 256с.
26. Москалюк В.Е. Планирование деятельности предприятия: Учеб.пособие. / Москалюка. – М .: Финансы, 2019. – 384 с.
27. Мхитарян В. С. Статистические методы в управлении качеством продукции. — М.: Финансы и статистика, 2017. — 305с.
28. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности: Пер. с англ. — М.: Издательство стандартов, 2019. — 230с.
29. Переалина Н.С. Качество в системе маркетинга. — М.: Система, 2019. — 200с.
30. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М: Ось-89, 2018. — 80с.
31. Рабинович П.М. Резервы предприятия и статистика. — М.: Статистика, 2017. — 298с.
32. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 512с.
Интернет источники
33. https://sevem.pro/company/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82-5077746800874