Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Методические проблемы формирования исследовательской культуры у школьников на уроках истории
1.1 Технология формирования и элементы исследовательской культуры
Основой Федерального государственного стандарта основного общего образования является развитие личности в системе учебной деятельности. Формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных способностей в процессе обучения. Результат учебной деятельности учащегося должен определяться наличием таких ключевых навыков, как сформированность универсальных представлений об окружающем мире, а так же четкая система знаний в определенных областях школьных предметов.
Таким образом, для совершенствования целостного развития личности необходимо самостоятельное получение знаний в процессе учебной деятельности, а педагог здесь должен выступать сопровождающим на всех этапах познания. Использование в образовании исследовательского метода является одним из результативных и эффективных способов при организации учебной деятельности школьников. Подобный метод, предполагает различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Они в свою очередь, способствуют повышению мотивации учащихся.
Гайфитулин М.С. в своей статье идентифицирует термин так: «Исследовательскую деятельность учащихся можно понимать как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, знаний и способов деятельности» . А.В. Леонтович занимался изучением метода в образовании. По его мнению, в образовании термина «исследование» содержится указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа»,… его главная цель-установление истины. … развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий» .
Таким образом, возникает проблема, которая существенно волнует учителей, каким образом развить у обучающихся познавательный интерес к обучению, потребность к получению знаний и самостоятельном поиске источника получения знаний. В основном у учащихся складывается мотивация исключительно за какую-то награду, будь то оценка или подарок. Но использование подобной мотивации недолговечно, в связи с этим, учителю необходимо формировать учебную мотивацию познавательного интереса другим способом. Ученику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Именно поэтому в процессе обучения необходимо систематически стимулировать, формировать и укреплять познавательный интерес учащихся.
А.С.Обухов считает, что «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры». По его мнению, учитель обязан создать необходимые условия, а так же определяет формы работы на уроках, «благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции» .
Российский философ и психолог Алексеев Н.Г. в своей работе « О возможных путях исследования мышления как деятельности» обращает внимание на то, что «через учителя, через его отношение учащиеся до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности» . Организация поисково-исследовательской работы, необходима, в учебной деятельности. Для учащихся, особенно важно, организовать среду, в которой их творческий импульс, а так же потребность в расширении горизонтов, будет в активном состоянии.
У учащихся в процессе учебной деятельности должна формироваться рефлексия, развитие способностей как творческих, так и исследовательских. Исходя из этого, в обучении большое значение имеют педагогические технологии, в то время как содержание образования остаётся без внимания.
Обратимся к методике преподавания истории. В современных условиях преподавание истории и обществознания в школе должно быть направлено не только на то, чтобы учащиеся овладели основами знаний об историческом пути человечества, но и на развитие у учащихся способности критически анализировать прошлое, настоящее и свое собственное. Делать выводы. на основе изучения исторических источников с использованием современной методологии и философии. «Очеловечивание истории», образование через историю способствует формированию ценностных ориентаций и гуманистического мировоззрения учащегося, решению им моральных и этических проблем.
Вышеперечисленные подходы к историческому образованию позволяют реализовать целевые направления разработанной технологии формирования исследовательской культуры школьников в процессе исследовательской деятельности в области социальных наук.
Классификационная характеристика технологии (по Г.К. Селевко [4–5]) выражается в следующих показателях:
– по уровню применения: модульная;
– по философской основе: сциентизм (наука);
– по ведущему фактору психического развития: социогенная;
– по концепции усвоения: развивающая;
– по ориентации на личностные структуры: эвристическая;
– по характеру содержания и структуры: политехнологическая;
– по организационным формам: групповая, индивидуальная;
– по типу управления познавательной деятельностью: система малых групп;
– по подходу к ребенку: личностно-ориентированная;
– по преобладающему методу: творческая;
– по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе активизации деятельности детей.
Под исследовательской культурой понимается совокупность определенного качества предметных знаний в социальных науках, сверхпредметных знаний из области философии, методологии, истории наук и системы этических, эстетических и эмоционально-нравственных критериев определения ценности. Исторических знаний для личности.
Необходимо выделить следующие элементы исследовательской культуры (по этапам их формирования):
1. наличие концептуального аппарата, сначала внутрисубъектного, затем межсубъектного;
2. обучающие алгоритмы анализа исторических задач (структурные схемы, планы, заметки;
3. набор методологических знаний (представления о законах, принципах, гипотезах, научных фактах, теориях, концепциях и т. Д.);
4. рефлексивный вывод, например понимание ваших действий. Именно использование рефлексии приводит к развитию у ученика следующих черт: самоконтроль и самоорганизация, готовность проблематизировать и альтернативное мышление, творчество, готовность самостоятельно создавать знания (в виде рефератов, тезисов, сообщения и т. д.).
Исследовательские навыки составляют основу исследовательской культуры. Исследовательские навыки считаются постоянными методами использования когнитивных ресурсов в исследовательском процессе,