Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Интерес к проблеме правосознания и правовой культуры вызывается, прежде всего, тем обстоятельством, что правовое сознание неизменно связано с общественно-политической активностью личности. Поэтому, наряду с радикальными изменениями в экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, речь должна идти о формировании адекватного обновляющемуся обществу правового сознания и об овладении им в процессе общественно-политической практики.
ХХI век в России принес много проблем, которые сопровождались и сопровождаются испытаниями на крепость государственности, на стабильность социально-экономических связей, на зрелость правовой культуры и правосознания общества. В таких условиях наиболее актуальным является поиск новых путей одоления и понижения отрицательных явлений в общественной, политической и социальной сферах.
Средства массовой информации, научные статьи и монографии в последнее время часто уделяют внимание правовой культуре и правосознанию, а также их влиянию на духовный мир человека, развитию законности и укреплению государственного порядка, на формирование позитивной активности человека.
Понятия «правосознание» и «правовая культура» вошли в научный оборот и заняли прочное место в ряду других категорий.
Активная трансформация современной действительности изменила отношение молодого поколения к праву как к жизненной ценности. Меняются взгляды и оценки правомерного и неправомерного поведения, социальной деятельности, а также формы и методы развития правосознания .
Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения так же, как и нравственные нормы. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение нравственности и права обуславливают особое значение воспитания правосознания и правовой культуры как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания и правовой культуры всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правовосознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И. Новгородцева .
В трудах М. К. Горбатовой, О. О. Зандановой, И. В. Теслицкого, Н. Н. Сатониной, М. В. Кручинина, Е. В. Ким отражены особенности процесса формирования правосознания студентов, как юридического факультета, так и обучающихся на направлениях неюридического профиля .
В этой связи особую актуальность приобретает глубокое и всестороннее изучение собственно процесса применения права, раскрытие его стадий.
Анализ мнений различных ученых по данному вопросу, показал, что применение права рассматривается в юридической литературе, как с логической, так и функциональной позиции.
Объектом исследования выступает сложный ансамбль общественных отношений, возникающий в сфере правосознания.
Предметом исследования являются общественные отношения урегулированные нормами права регламентирующие правосознание.
Исходя из вышесказанного, целью предстоящей работы является теоретический анализ правосознания.
Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Раскрыть правосознание.
2. Рассмотреть особенности правосознания при формировании правового государства современной России.
3. Проанализировать пути повышения правосознания граждан РФ.
Методологическую основу работы составляет: диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам, а так же метод материалистической диалектики, так и другие методы, свойственные различным отраслям науки, прежде всего, теории права.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _____________________________________ факультета, состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
1. Правосознание
1.1 Понятие
Одним из центральных вопросов в теории государства и права является правосознание. Кроме того, данный вопрос также является одним из основных в таких науках как социология, психология и философия. Стоит отметить, что правосознание представляет собой комплексную категорию, и имеет особое значение для права.
Право, как общественное явление порождает разное отношение к нему людей, отношение может быть позитивным (личность постигает надобность и ценностный потенциал права) или негативным (личность полагает право ненужным и лишним).
Человек в разных формах выражает свой взгляд ко всему, что касается правовых вопросов, что объединяет его с представлением о праве (к законам, нормативно-правовым актам, к деятельности судебно-исполнительных органов, прокуратуры, также поведения общества в сфере действия права). Люди по-разному относятся к прошлому праву, к праву, которое существует сегодня, к праву которое человек хотел бы видеть в будущем. Эти отношения могут быть разумными и экспансивными, на уровне чувства или настроения. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .
Понятие правосознание производно от понятия сознание. Сознание является высшей, интегрирующей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, она выступает высшим уровнем отражения действительности. Сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. В социуме бывают разные формы общественного и индивидуального познания. К ним относятся политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое сознание. Соответственно, правосознание является одной из форм общественного или индивидуального сознания.
Правосознание имеет длительную историю, знает свои пики и падения, свою эволюцию. Так, правосознание было отличительной формой сознания еще в обществе древних римлян, в момент процветания римского права. Судебные и другие правовые формы жизнедеятельности римского общества находили свое отражение во взглядах и эмоциях римских граждан, формировали варианты их поведения. Древние римляне непрерывно обращались в сенат, в судебные учреждения по любым спорным вопросам.
Буржуазные общества XIX–XX веков, которые базировались на фундаментальных правовых документах – декларациях, конституциях, конвенциях, на прописанных в них правах и свободах, на гражданских и иных кодексах, также пронизаны юридическим мировоззрением.
Большинство авторов полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой реальности: правовой психологии и правовой идеологии. В основе правовой идеологии лежат теоретические знания о правовых явлениях. Тем не менее, при этом невозможно правовую идеологию отождествлять с наукой о праве. Если наука дает объективные знания о правовой действительности, то правовая идеология кроме знаний, включает в себя отношение к предмету знания. Это означает, что знание будет представлять собой осознание права с точки зрения интересов.
Правовая психология рассматривается как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены. Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосознания личности.
Правосознание не бытует в «чистом» виде, оно взаимосвязано с иными видами и фигурами осознания реального мира и действительности. Так, довольно нередко правосознание переплетается с нравственными взглядами. Человек оценивает право и правовые явления с точки зрения нравственных категориальных канонов добра и зла, правильности или же неверности, законности, справедливости и др.
Отношение человека к праву нередко формируется с точки зрения политики. Такое отношение присуще марксистско-ленинскому взгляду к праву. Оно рассматривает право, как законную власть господствующего класса, а закон является мерой политики. Односторонне - политический подход к праву не дает потенциала полностью понять его суть и роль в жизни государства. В российской юридической науке и юридическом образовании нужно тянуться к действию права и правового сознания.
Классовый политический подход к правовому владению должен анализироваться как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества .
Правосознание тесно связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С. С. Теория права /С.С. Алексеев. - М.: Издательство Юнити, -2012.- 556 с.
2. Антонова Ж.Д. Правосознание в механизме судебной защиты прав и свобод граждан //Ж.Д. Антонова //Теория и практика общественного развития. – 2015. - №6. – С. 26
3. Баранов П. П., Русских В. В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания /П.П. Баранов, В.В. Русских.- Ростов-на-Дону, 1999. -77 с.
4. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С.12.
5. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов-юристов в контексте реформирования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. М., 2011, № 4. С. 22–25
6. Дробязко С.Г., Козлов В.М. Общая теория права : учебное пособие /С.Г. Дробязков, В.М Козлов. – Мн., Издательство: Асвета, 2018.-360 с.
7. Занданова О.О. Формирование правосознания студентов неюридических специальностей в образовательном процессе вуза /О.О. Занданова. -Улан-Удэ, 2010.- 45 с.
8. Ильин И.А. О сущности правосознания /И.А. Ильин.- М., 1993.-256 с.
9. Новгородцев П.И. Введение в философию права: кризис современного правосознания /П.И. Новгородцев. М., 1996.- 156 с.
10. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодёжи и юридические способы её преодоления /З.Н. Каландаришвили.- Спб., 2005. С.33.
11. Кручинин М.В., Кручинина Т.А. Моделирование процесса формирования профессионального правосознания студентов неюридических специальностей в высшем образовании /М.В. Кручинин, Т.А. Кручинина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №3-1. С. 17–24
12. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность /Е.А. Лукашева.- М., 1973. С.15–18.
13. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник - М.: Проспект 2011. – 690 с.
14. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. /Н.И. Матузов, А.В. Малько.-М., 2013. С.308.
15. Неважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания / И.Д. Неважай //Правоведение. – 2018 – №2.- С.19
16. Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. - 357с.
17. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. № 151. 14.07.2011.
18. Панкратова М. Е. Формирование ценностно-правовых ориентаций современной российской молодёжи /М.Е. Панкратова.- Ногинск, 2015. С.124.
19. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции /С.С. Пискунова // Закон и право. 2017. №8. С. 28–31.
20. Правовое воспитание и правосознание студентов неюридических специальностей (направлений подготовки). Методические рекомендации- М., 2014.-78 с.
21. Птушенко А.В. Системная парадигма права /А.В. Птушенко.- М., 2004.-340 с.
22. Пшидаток В.Е. Правосознание и правовые ценности молодёжи в контексте российских реформ /В.Е. Пшидаток.- Ростов-на-Дону, 2017. -156 с.
23. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2016. №10. С. 59–70.
24. Теория государства и права. Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Издательство Городец, 2011. – 403 с.
25. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: актуальные аспекты теории и методологии // Российский юридический журнал. 2015. №5. С. 50–57.
26. Южалова Л.В. Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wiki.vladimir.i. Дата доступа: 25.03.2021.
27. Ярмонова Е.Н. Право / Е.Н. Ярмонова, О.А. Рогачева. – Армавир: Типография Полипринт ИП Чайка А.Н., 2013. – 145 с.