Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальное обеспечение-это предоставление определенным категориям граждан социальных выплат за счет средств государственного бюджета, куда относятся и лица, пострадавшие от несчастных случаев на производстве.
Несмотря на то, что процессы производства являются жестко регулируемыми, иногда несчастные случаи все же происходят, что может приводить к утрате здоровья рабочих. В связи с этим на предприятиях разрабатывается система социального обеспечения, которая основывается на законодательстве РФ.
Система социальной помощи также построена на финансировании за счет налогов, других поступлений в государственный бюджет. Однако эти средства направляются не физическим лицам, а предпринимателям и организациям в качестве компенсации недополученных доходов. Социальная помощь предоставляется в форме жилищных субсидий, разного рода льготы ориентирована на индивидуальную потребность гражданина.
Социальная помощь – это краткосрочная (одноразовая или периодическая) выплата, целевым назначением которой является компенсация потерянного заработка или дополнительная поддержка граждан в случае наступления социального риска за счет средств социальных страховых фондов или бюджета.
Объект исследования – социальное обеспечение лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве.
Предмет исследования – организация реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев (на примере Путевой машинной станции Иркутск-45).
Цель курсовой работы – изучить особенности социального обеспечения лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве на примере Путевой машинной станции Иркутск-45.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы социального обеспечения лиц, пострадавших от несчастных случаев на Путевой машинной станции Иркутск-45.
2. Проанализировать организацию реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на Путевой машинной станции Иркутск-45.
Глава 1. Теоретические основы социального обеспечения лиц, пострадавших от несчастных случаев на Путевой машинной станции Иркутск-45
1.1 Общие положения по социальному обеспечению лиц, пострадавших от несчастных случаев на Путевой машинной станции
Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, сложность и разнообразие производственных процессов, высокие скорости подвижного состава, инновации в технологиях производства, их частая смена, модернизация машин и механизмов, сложность и потенциальная опасность в их обслуживании, большая ответственность за результаты собственного труда заставляют уделять значительное место вопросам безопасности.
Основной задачей работников Путевой машинной станции Иркутск-45 является бесперебойное движение поездов при безусловном обеспечении исправного содержания железнодорожного пути и путевых устройств. Превалирующая часть контингента работников хозяйства пути по основным направлениям деятельности занято на работах по текущему содержанию и ремонту пути, специфичность которых имеет ряд особенностей, непосредственно влияющих на безопасность труда.
Анализ производственного травматизма за ряд последовательных лет показал, что хозяйство пути является самым травмоопасным среди других организационных структур железнодорожного транспорта. Средний коэффициент частоты травматизма в хозяйстве пути в 1,5 раза превышает показатели по полигону дороги и 1,2 раза по коэффициенту частоты со смертельным исходом 4, с. 230.
Осуществление работниками производственных процессов связано с обеспечением движения высокоскоростных поездов на путях железнодорожных перегонов при интенсивном разностороннем их движении, протяженностью тормозных путей подвижных составов, ограниченном расстояние между осями смежных путей, а также большой протяженностью фронта работ при ограниченном обзоре, низкой освещенностью рабочей зоны в темное время суток.
При выполнении ряда технологических операций работники вынуждены находиться в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижного состава, в зоне его габарита ‒ в пределах поперечного очертания подвижного состава, что сопряжено с перманентной повышенной опасностью труда и риском травмирования. Работая круглосуточно на открытой территории в различных метеорологических и климатических условиях, работники подвергаются воздействию повышенных и пониженных температур воздуха рабочей зоны и других погодных факторов. В зимний период времени в силу снежных заносов и гололедицы ухудшается состояние производственной территории: переходов железнодорожных путей, передвижения по междупутьям, что резко увеличивает опасность травмирования при спотыканиях, падениях.
Следствием опасных условий труда в хозяйстве пути является повышенный уровень производственного травматизма, который влечет за собой социальные потери и значительный материальный ущерб компании.
Во время трудовой деятельности на работников путевого хозяйства могут воздействовать следующие опасные производственные факторы:
‒ движущийся подвижной состав, дрезины, путевые машины, подвижные части их оборудования, автомобильный транспорт и другие транспортные средства;
‒ перемещаемые материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;
‒ повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
‒ пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути;
‒ расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
‒ физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную 7, с. 40.
В условиях работ путевого хозяйства нередко обстоятельства складываются так, что у работника не остается времени на принятие необходимых, адекватных данной ситуации решений. Поэтому работникам абсолютно необходимы четкие знания о безопасном поведении на объектах транспорта, навык постоянной концентрации внимания, умение быстро и четко ориентироваться в создавшейся ситуации, привычка неуклонно соблюдать производственную дисциплину и требования охраны труда.
Что касается общих положений по социальному обеспечению лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве, право на жизнь и здоровье закреплено в Конституции РФ. Данная конституционная норма нашла конкретизацию в трудовом законодательстве РФ. Так, в Трудовом кодексе РФ закреплена норма, регулирующая право работников на осуществление своих трудовых функций в условиях, отвечающих требованиям охраны и безопасности труда. Поэтому одной из основных задач, которые стоят перед РФ, является достойное материальное обеспечение лицам, которые подверглись вышеуказанным социальным рискам. Это материальное возмещение должно обеспечивать достойный уровень жизни работникам, пострадавшим на производстве, поэтому перед законодательством остро стоит вопрос о правовом регулировании социального обеспечения данных лиц. Профессиональные заболевания могут иметь различные последствия, среди которых: временная нетрудоспособность; снижение профессиональной трудоспособности; инвалидность; смерть. Эти последствия наносят огромный урон экономике государства, так как влекут за собой существенные потери в трудовых ресурсах. Кроме этого, не стоит забывать, что необходимо установить наличие профессиональных заболеваний, осуществить медицинские экспертизы, произвести необходимые денежные выплаты и провести реабилитацию. Все это требует немалых финансовых затрат, что также негативно сказывается на бюджете государства. Действующие нормативные правовые акты содержат нормы, которые гарантируют социальное обеспечение лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. К таким гарантиям можно отнести: пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; ежемесячную страховую выплату; единовременную страховую выплату; оплату лечения после тяжелого несчастного случая на производстве; обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; санаторно-курортное лечение; обеспечение протезно-ортопедическими средствами реабилитации; обеспечение спецавтотранспортом.
1.2 Проведение медицинских экспертиз лицам, пострадавшим от несчастных случаев на Путевой машинной станции
Медицинская экспертиза занимается установлением причин и группы инвалидности, степени утраты трудоспособности сотрудников Путевой машинной станции Иркутск-45, а также определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, даст рекомендации по трудовому устройству сотрудников в соответствии с турдовым законодательством Российской Федерации.
Правоотношения по проведению медицинских экспертиз можно классифицировать на три группы:
1) экспертиза временной нетрудоспособности;
2) установление степени утраты профессиональной трудоспособности;
3) медико-социальная экспертиза.
Согласно ст. 59 Закона об охране здоровья граждан экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями, связанными с временной потерей трудоспособности, проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу. Экспертиза временной нетрудоспособности – представляет собой вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной нетрудоспособности 1, с. 102.
Документом, который удостоверяет временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности. Регулирование выдачи этого документа осуществляется Порядком выдачи листков нетрудоспособности, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
Вторая группа процедурных правоотношений по проведению медицинских экспертиз - правоотношения по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона о страховании от несчастных случаев установление степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности осуществляется учреждением медико-социальной экспертизы посредством специально созданной комиссии с участием руководства Путевой машинной станции Иркутск-45.
Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барбашова, Т.П. Роль государственного надзора и контроля в защите трудовых прав работников: Монография. – М.: Р.Валент, 2017. – 208 с.
2. Барбашова, Т.П., Миронов В.И. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. – 2017. – № 7. – с. 18-23.
3. Барышникова, Т.Ю. Формы и способы зашиты трудовых прав и охраняемых законом интересов в российском трудовом праве: Дис. ... канд. юрид. наук. – Пермь, 2015. – 118 с.
4. Ильин С. М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: экономические и институциональные новации // Модернизация финансово-кредитной системы России : монография / под ред. Е. Г. Князевой. – Екатеринбург: Издательство АМБ, 2011. – С. 227–233.
5. Кадыров Ф.Н. Реализация прав граждан на выбор медицинской организации и врача при оказании им медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. – 2012. – № 7. – С. 63-72.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 с № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) /Правовая система «КонсультантПлюс.».
7. Лепихов М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения: монография. – М: Наука, 2017. – 302 с.
8. Рыбин В. Н. Механизмы реализации принципов обязательного медицинского страхования в РФ // Финансы. – 2012. – № 6. – С. 49-52.
9. Славинская Ю. В. К вопросу медицинского страхования в Российской Федерации как формы социальной защиты населения // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – № 5. – С. 252-254.
10. Страхование / под из ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Рыбин-Яновой. – 2-е изд., доп перераб . и доп. – М : Юрайт , 2015. – 869 с.
11. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018 № 306-ФЗ) (ред. от 28.01.2020 № 3-ФЗ)/Правовая система «Консультант».
12. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 13.01.2020 N 1-П)/Правовая система «КонсультантПлюс.».
13. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.01.2020 № 3-ФЗ)/Правовая система «Консультант».
14. Экономика труда./Под общей ред. В.В. Адамчука.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2015. – 307 с.
15. Экономика труда./Под ред. Проф. А.И.Рофе.-М.: Издательство”МИК”, 2019. – 145 с.
16. Экономика России./Отв. ред. канд. эк. наук Б.М. Маклярский.-М.: Международные отношения, 2017. – 220 с.