Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Нервная система, головной мозг – особенно, в детском возрасте интенсивно развивается, поэтому все болезненные нарушения поведения у детей могут проявиться в виде нарушений или задержки развития некоторых или всех психических функций. И, наоборот, даже внешне выраженно протекающие не болезненные (не требующие терапии) состояния, такие как, агрессивность, нарушения пищевого поведения (отказ от твердой пищи и некоторых видов продуктов) и другие на будущем развитии могут не оставить никакого следа.
Нарушение поведения у детей может проявляться в непослушании, в неадекватных реакциях на замечания, снижение успеваемости при обучении, как правило, родители и воспитатели в первую очередь замечают именно эти изменения.
Нарушения поведения у детей могут быть обусловлены: особенностями воспитания (социально – педагогическая запущенность); врожденными личностными особенностями и связанное с этим развитие акцентуаций характера и психопатии (девиантное поведение); невротические расстройства (тики, энурезы, фобии, т.е. навязчивые страхи и т.д.); тяжелые эндогенные психические заболевания. Хотя некоторые из этих вариантов могут проявляться одновременно, или могут быть похожи друг на друга, возникает необходимость консультации специалиста, чтобы вовремя распознать нарушение и если есть необходимость назначить лечение.
Проблемы коррекции беспокойного, неадекватного, некритичного, агрессивного или, напротив, очень замкнутого, боязливого поведения приобретают все большую актуальность в связи с необходимостью адаптации детей в детских садах и для эффективного общения ребенка с родителями.
Цель исследования: рассмотреть основные направления работы с семьей ребенка с нарушением поведения.
Цель работы определила задачи исследования:
Рассмотреть понятие нарушения поведения.
Выделить влияние семьи на формирование расстройства поведения.
Изучить формы и основные направления работы с семьей ребенка с нарушением поведения.
Объект исследования: работа с семьей ребенка с нарушением поведения.
Предмет исследования: семья ребенка с нарушением поведения.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач в работе используются следующие методы:
• общенаучные методы познания (анализ и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы, метод сравнения, аргументация и логика);
В ходе исследования изучен значительный объём нормативной, общетеоретической и специальной литературы, связанной с предметом исследования.
Структура работы определена логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы направления работы с семьей ребенка с нарушением поведения
1.1. Понятие нарушения поведения
Поведение можно определить, как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей [23].
Поведение – совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности [30].
Поведение побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов. Поведение – предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни.
Единица поведения – поступок [7]. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни и никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается. Причем поведенческое и телесное развитие тесно связаны друг с другом, и этапы того и другого в значительной степени совпадают [10]. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой на поведение комбинированно влияют природные и средовые факторы: индивид генетически предрасположен к определенным поведенческим проявлениям, которые в большей или меньшей степени формируются под воздействием среды [16].
В поведении как целостном акте можно выделить следующие взаимосвязанные этапы [17]:
1. формирование потребности;
2. развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении;
3. развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций) соответствующей модельности и негативных по знаку;
4. принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации;
5. поиск или формирование программы для реализации принятого решения;
6. осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза [17].
Существует ряд особенностей, которые характеризуют развитие индивидуума адекватное возрасту. Поведение ребёнка, как правило, адекватно ситуации и лишено каких-либо чрезмерно выраженных реакций (например, протеста) в ответ на провоцирующий фактор (замечание со стороны наставника).
Социальное развитие предполагает адекватный баланс между зависимостью и автономией, достаточно гибкие отношения с взрослыми и детьми, умение использовать предшествующий опыт в формировании новых, нужных личности отношений, достаточно быструю адаптацию к новым условиям [24].
Согласно справочной литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной, глубоко распространившейся дезадаптации поведения (И.А. Фурманов) [26].
Нарушение поведения (от лат. deviatio – отключение) – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе [15].
Нарушения поведения – это действия ребенка или подростка, не соответствующие его возрасту и установкам, нарушающие семейные ожидания, общественные нормы и личные права или права на собственность других людей (Э. Мэш, Д. Вольф) [11].
К нарушениям поведения относится группа расстройств, для которых характерно наличие вызывающего, агрессивного или диссоциального поведения.
В зависимости от возраста ребёнка, это может быть хулиганство или чрезмерная драчливость, грубое или жестокое поведение, лживость, вспышки агрессии и гнева, провокационное поведение и непослушания [2].
Все виды нарушений поведения можно условно разделить на несоциализированные и социализированные формы. Несоциализированные нарушения поведения являются патологическими формами, их основными диагностическими критериями можно назвать пат характерологический синдром, девиантное поведение в микросоциальных группах, патологическая трансформация личности и наличие невротических расстройств.
Социализированные формы нарушения поведения диагностируются у детей, которые способны длительное время поддерживать стабильные отношения со сверстниками. Несмотря на агрессивное и диссоциальное поведение, такие дети хорошо интегрируются в микросоциальные группы.
Несоциализированные нарушения поведения характеризуются агрессивным и диссоциальным поведением ребёнка, которое не позволяет ему поддерживать длительные отношения со сверстниками и взрослыми, интегрироваться в микросоциальные группы [2].
Чаще всего в клинической картине при подобных нарушениях поведения отмечается чрезмерная аффективная возбудимость. Дети с подобными нарушениями агрессивны, эмоционально возбудимы, раздражительны, имеют склонности к аффектным разрядкам, после которых наступает период астении.
Дети с данной формой нарушения поведения активно демонстрируют протест против запретов и ограничений, они не признают школьный режим и правила, устанавливаемые взрослыми, всячески стараются избежать однообразных и обязательных занятий [2].
Классификация расстройства поведения.
На сегодняшний день различают несколько вариантов несоциализированных нарушений поведения, среди которых асоциализированные нарушения поведения с неустойчивостью характера, патологии с нарушением влечения, импульсивно-эпилептоидный вариант, для которого характерны интенсивные и продолжительные аффективные вспышки. Коррекция данных нарушений поведения производится в различных учреждениях психиатрического профиля, а также в лицензированных центрах медико-социального сопровождения и медико-психологических кабинетах поликлиник для детей [2].
Оппозиционно-вызывающее нарушение поведения выделяется в отдельную группу. Для него характерно провокационное, враждебное поведение. Чаще всего подобное нарушение поведения манифестирует в возрасте до десяти лет. В более старшем возрасте подобное нарушение трансформируется в брутальность, непослушание, открытое неповиновение, иногда агрессивное поведение [2].
Наиболее частыми нарушителями правил поведения являются дети с аномальными чертами характера нескольких типов. Рассмотрим их подробнее [13].
Возбудимый тип. Гипертимно-возбудимые дети: склонны к озорству, болтливости, воровству, конфликтам, снижению чувства дистанции, неусидчивости, отвлекаемости.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Амбрумова, А. Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами [Текст] / А. Г. Амбрумова, Е. М. Вроно. − М.: Дашков и К°, 2011. – С. 15-19
2. Ашин, А. А. Наказание несовершеннолетних за хищение чужого имущества (закон, теория и практика) [Текст]: вторая волна / А. А. Ашин. − Владимир, 2014. – 456 с.
3. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. А. Бадмаев. – М.: Магистр, 2011. – 250 с.
4. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. − М.: Логос, 2011. – 206 с.
21. Гуревич, П. С. Психология личности [Текст]: учеб. пособие / П. С. Гуревич. − М.: Юнити-Дана, 2012. – 560 с.
22. Демьянов, Ю. Г. Основы пихопрофилактики [Текст] / Ю. Г. Демьянов. − СПб.: Паритет, 2013. – 181 с.
23. Еникеева, Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. − М.: Издательский центр Академия, 2014. – 112 с.
24. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. − М: Просвещение, 2012. – 128 с.
25. Иванов, С. Р. Девиантно-делинквентное поведение детей и подростков [Текст]: монография / С. Р. Иванов. − М.: ИП РАН, 2012. – 332 с.
26. Иванов, О. И. Методология социологии: учебно-методическое пособие [Текст] / О. И. Иванов. − СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2013. – 64 с.
27. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников. − М.: ПЕР СЭ, 2012. – 192 с.
28. Кудрявцев, В. Н. Правовое поведение: норма и патология [Текст] / В. Н. Кудрявцев. − М.: Юридическая литература, 2011. – 191 с.
29. Ротенберг, В. С., Поисковая активность и адаптация [Текст] / В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский − М.: Владос, 2011. – 98 с.
30. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л. М. Семенюк; Д. И. Фельдштейн. − М.: Флинта, 2012. – 96 с.
31. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т. П. Смирнова. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 390 с.
32. Суркова, Е. С. Агрессивное поведение детей и подростков [Текст] / Е. С. Суркова, К. А. Егорова // Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научно-практической конференции. – М: Прометей, 2013. – С. 151-153
33. Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками [Текст] / Г. С. Тагирова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 128 с.
34. Ткачева, В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с проблемами в развитии [Текст] / В. В. Ткачева. − М.: Логос, 2015. – 178 с.
35. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. − М.: ВЛАДОС, 2014. – 35 с.
36. Хабибова, Н. Е. Наркомания в контексте девиации [Текст] / Н. Е. Хабибова // Вестник башкирского университета. − 2011. – №4 – С. 23-24