Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социализации детей с расстройством аутистического спектра 4
1.1. Виды расстройств аутистического спектра 4
1.2. Методы социализации детей с расстройством аутистического спектра 9
Глава 2. Индивидуализация образовательного маршрута для ребёнка с расстройством аутистического спектра, как условие социализации 18
Заключение 33
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС), или аутизм, встречаются почти у 1% всех людей. Аутизм — серьезное расстройство, оказывающее заметное влияние на жизнь человека и окружающих его людей. Людям с аутизмом и их семьям можно помочь, особенно если рано и правильно поставить диагноз, и оказывать необходимую помощь на протяжение всего жизненного пути. РАС проявляется, как правило, в трех сферах:
• в том, как человек общается (нарушение социального взаимодействия);
• в том, как человек разговаривает, пользуется жестами или мимикой (нарушения в области коммуникации);
• в том, как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).
При нормальном психическом развитии ребенка и благоприятных воспитательных воздействиях процесс его общения с социумом формируется стихийно. При аномальном психическом развитии (интеллектуальных, сенсорных и личностных нарушениях) стихийное формирование полноценной социализации, навыков общения и самостоятельного пребывании в обществе затруднено, а чаще всего, невозможно.
Цель исследования: изучить особенности социального развития ребенка с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: социальное развитие ребенка с РАС.
Объект исследования: психологические особенности социализации детей с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности детей с расстройством аутистического спектра.
2. Рассмотреть методы социализации детей с расстройством аутистического спектра.
3. Составление индивидуального образовательного маршрута для детей с расстройством аутистического спектра, направленного на предотвращение нарушений процесса социализации.
Методы: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Структура работы включает в себя: введение, заключение, список использованной литературы.
.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы социализации детей с расстройством аутистического спектра
1.1. Виды расстройств аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра (РАС) — это широкая группа нарушений развития, которую объединяет наличие качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации, а также повторяющийся стереотипный характер поведения и интересов. Симптомы должны быть заметны до достижения ребенком возраста трех лет. Аутизм — это клинический диагноз, то есть ставится только на основании наблюдения за поведением ребенка.
Расстройства аутистического спектра, или аутизм, встречаются примерно у1% всех людей. Это значит, что в России только детей с аутизмом более 320 000. В России сегодня диагноз выявляется позже, чем мог бы, многие из родителей не подозревают, что у их детей аутизм, а сами люди с аутизмом и их семьи лишены поддержки, их не понимают и не принимают в обществе. Задача государственных структур и профильных общественных организаций — привлечь внимание к проблеме аутизма, построить систему диагностики аутизма и поддержки людей с аутизмом и их семей на протяжении всей жизни, а также активно работать над созданием в России инклюзивного общества и дружелюбной среды для людей с аутизмом и другими ментальными расстройствами[9].
Расстройство аутистического спектра является самым разноплановым вариантом дизонтогенеза, именно на его примере мы рассмотрим варианты нарушений в процессе социализации.
Для того чтобы понимать особенности развития детей с расстройством аутистического спектра, обратим внимание на определение понятия расстройство аутистического спектра, его виды, особенности и формы.
«Аутизм», как термин в 1912 году на основе своих исследований, ввел швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он считал аутизмом отрыв от реальности, в основе которого лежат аффективные комплексы и нарушение мышления.
Через несколько лет Л. Каннер, Австрийский и американский психиатр, в 1943 году, отнес аутизм к особому виду расстройств шизофренического спектра, при этом отделив его от шизофрении. При клиническом описании Л. Каннер отметил не только симптомы аутизма, но и важные аспекты: расстройство речи, стереотипы, нарушения моторики и поведения.
В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С. С. Мнухиным, который выдвинул концепцию органического, то есть обусловленного органическим поражением центральной нервной системы, происхождения аутизма [33].
А. В. Петровский и М.Г. Ярошевский, доктора психологических наук определяют аутизм как форму психологического отчуждения, при которой индивид погружается в мир собственных переживаний и «исчезает» из реальности [13].
Основываясь на словаре психиатрических терминов, авторами которого являются И. В. Крук и В. М. Блейхер, трактовать аутизм можно как потерю индивидом эмоционального контакта с окружающими [10].
Учитывая современные реалии, существует многообразие взглядов на определение и на клинико-психологическую структуру расстройств аутистического спектра [6], [7].
Научно-исследовательским центром психического здоровья в 1989 году была разработана классификация расстройств аутистического спектра (РАС):
1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА).
2. Аутистическая психопатия Аспергера.
3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении) аутизм.
4. Резидуально-органический вариант аутизма.
5. Аутизм при хромосомных аберрациях.
6. Аутизм при синдроме Ретта.
7. Аутизм неясного генеза [27].
Далее, в 1980 году, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и М. М. Либлинг создают классификацию РАС, обоснованием которой является степень тяжести аутистических проявлений и ведущего патопсихологического синдрома.
Выше представленными исследователями было выделено 4 группы:
1. Дети с отрешенностью от окружающей среды.
Данную группу характеризует наиболее глубокая аффективная патология. Дети не испытывают потребность в социальных контактах, нуждаются в уходе со стороны взрослого. Наблюдается полевое (бесцельное) поведение, стереотипные движения, хождение «на цыпочках».
2. Дети с отвержением окружающей среды.
Данную группу характеризует более целенаправленное поведение. У детей выработаны определенные речевые штампы и стереотипные реакции.
Могут освоить навыки обучения и самообслуживания. Бывают проявления агрессии и эхолалий.
3. Дети с замещением окружающей среды.
Данную группу характеризует произвольность в поведении. Дети имеют быстрый уровень овладения речью и навыками, демонстративное поведение.
При структурированной коррекционной работе, могут быть подготовлены к обучению в образовательной организации.
4. Дети со сверхтормозимостью их окружающей средой.
Данную группу характеризует меньшая патология в различных сферах.
Наблюдаются проблемы при социальном взаимодействии (пугливы, робки, ранимы). Речь развернута, сформированы навыки самообслуживания. При структурированной коррекционной работе, могут быть подготовлены к обучению в образовательной организации [36].
Выше представленная классификация используется в работах и исследованиях многих отечественных и зарубежных психологов.
Исходя из современных научных обоснований, используя DSM-V (Американское руководство по психическим заболеваниям), к РАС будут относиться:
• Аутизм (синдром Каннера).
Прослеживаются нарушения игры, социального взаимодействия и коммуникации. Часто отмечается стереотипное поведение, интересы, штампированная речь и сенсорные нарушения.
• Синдром Аспергера.
Симптомы более управляемы, дети испытывают трудности в социализации.
• Детское дезинтегративное расстройство.
Характеризуется потерей приобретенных речевых или социальных, эмоциональных навыков, постоянной задержкой в их формировании.
• Синдром Ретта.
Наблюдается в основном у девочек. Возникает потеря двигательных и коммуникативных навыков. Частое проявление стереотипных движений рук, снижение мышечного тонуса и замедленный рост.
• Неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм) [8].
Применяется, когда ребенок находится в спектре, но не в полной мере соотносится с выявленными критериями.
Заявленные нами клинико-психологические классификации при анализе критериев и данных, позволяют сделать вывод о наличии у детей с РАС следующих симптомов:
1. Нарушение в использовании вербальных и невербальных средств коммуникации.
2. Трудности социального взаимодействия.
3. Отсутствие эмоциональной и социальной взаимности.
4. Поведенческие особенности.
5. Ограничение спектра интересов и деятельности [1].
Для всех этих заболеваний характерны различные симптомы. Например, при синдроме Каннера дети имеют интеллектуальное развитие на том же уровне, что и дети с умственной отсталостью, а при синдроме Аспергера интеллектуальные способности сохраняются, но отмечается полная невозможность взаимодействовать с людьми на уровне эмоций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артемьева, Д. И. Структура клинико-психологической симптоматики расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. И. Артемьева. - Челябинск: ЮУрГУ, 2012. - 89 с.
2. Аутизм. АВА - терапия-2011 [Электронный ресурс] // URL: http://autism-aba.blogspot.ru/
3. Барбера, М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход [Текст] / М. Л. Барбера. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. - 304 с.
4. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации [Текст] / М. Ю. Веденина // Дефектология. - 2007. - №2. - С.31-40.
5. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие [Текст] / К. Гилберт, Т. Питерс. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 144 с.
6. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
7. Грей, К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом [Текст] / К. Грей. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. - 432 с.
8. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: Академия,1996. - 288 с.
9. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом [Текст] / Т. Делани. - Екатеринбург: Рама-Паблишер, 2014. - 127 с.
10. Демидова, И. И. Опыт разработки методики социализации школьников в социально-бытовой сфере. [Текст] : сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, часть 1 / И. И. Демидова. - М.: МЦКО, 2010. - 88 с.
11. Детский аутизм: диагностика и коррекция [Текст] : учеб. пособие / Под ред. Е.С. Иванова, Л.И. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. - СПб.: Дидактика плюс, - 2004. - 180 с.
12. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед., психологических и медицинских учеб. заведений / сост. Л. М. Шипицина. Издание 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Дидактика Плюс, 2006. - 196 с.
13. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А. Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1987. - 79 с.
14. Ковалева, А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория [Текст] / А. И. Ковалева // Социология молодежи. - 2003. - № 1. - С. 109-114.
15. Иванов, М. В. Клинико-психологические подходы к профилактике психических расстройств раннего детского возраста [Текст] / М. В. Иванов, Н. В. Симашкова, Г. В. Козловская, Н. А. Тяпкова // Психиатрия. - 2015. - № 3. - С.22-27.
16. Игумнов, С. А. Основы психотерапии детей и подростков [Текст] : справ. пособие / С. А. Игумнов, В. Т. Кондрашенко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. - 76 с.
17. Клинико-биологические аспекты расстройств аутистического спектра [Текст] / Под ред. Н. В. Симашковой, Т. П. Клюшник. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2016. (Приложение).
18. Кон, И. С. Открытие «Я» [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 287 с.
19. Кон, И. С. Социология личности [Текст] / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 384 с.
20. Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Информационно-методический сборник - Смоленск: Смоленская городская типография, 2016. - 168 с.
21. Краевский, В. В. Педагогика между философией и психологией [Текст] / В. В. Краевский // Педагогика. - 1994. - № 6. - С. 21-31.
22. Купер, Д. О. Прикладной анализ поведения [Текст] / Д. О. Купер, Т. Э. Херон, У. Л. Хьюард. - М.: Практика, 2016. - 864 с.
23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2004. - 346 с.
24. Либлинг, М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка [Текст] / М. М. Либлинг // Дефектология. - 1996. - № 3. - С.28-34
25. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 245 с.
26. Мамохина, У. А. Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) различной этиологии [Текст] / У. А. Мамохина // Современные проблемы науки и образования. - Москва, 2015. - № 1-2. - С.6-15.
27. Мелешкевич, О. В. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения [Текст] / О. В. Мелешкевич, Ю. М. Эрц. - М.: Бахрах-М, 2015. - 206 с.
28. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 [Текст] / под ред. А. Н. Моховикова - М.: Академия, 2008. - 416 с.
29. Морозов, С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра [Текст] : учебно-методическое пособие / С. А. Морозов. - М.: М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАУ «Федеральный ин-т развития образования», РОБО «О-во помощи аутичным детям «Добро», 2015. - 539 с.
30. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы [Текст] / Отв. Ред. С. В. Алехина // Под общ. ред. Н. Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
31. Обучение и социальная адаптация детей с тяжелыми формами аутизма. Методическое пособие для родителей [Текст] / Под общей ред. В. Н. Касаткина. - М.: РОО Образование и здоровье, 2006. - 69 с.
32. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
33. Питерс, Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] / Т. Питерс. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
34. Сайфутдинова, Л. Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития [Текст] / Л. Р. Сайфутдинова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - № 45. - С.24-31.
35. Таубман, М. Есть контакт! Социализация людей с аутизмом с помощью прикладного поведенческого анализа. Учебные программы [Текст] / М. Таубман, Р. Лиф, Д. Маэкен. - М.: ИП Толкачев, 2018 - 448 с.
36. Филиппова, Н. В. Современные представления о раннем детском аутизме [Текст] / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник // Психическое здоровье. - 2014. - № 10. - С.70-73.
37. Филиппова, Н. В. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему [Текст] / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник // Социальная и клиническая психиатрия. - 2014. - №3. - С. 96-101.
38. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Текст] : методическое пособие / Под общ.ред. Хаустова А.В. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 57 с.
39. Чал-Борю, В .Ю. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия - путешествия. Программа-технология позитивной социализации дошкольников [Текст] / Ю. В. Чал-Борю, А. А. Белевич, С. В. Кривцова. - М.: Клевер Медиа Групп, 2015. - 152 с.
40. Шилдс, Д. Программа раннего вмешательства при расстройствах аутистического спектра Early Bird [Текст] : материалы IV Международного форума «Каждый ребенок достоин семьи» / Д. Шилдс, Д. Стивенс. - М.: [б.и.], 2015. - 38 с.