Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная служба в России в нынешнем виде представляет собой механизм государственного управления, для которого сформировались конституционные основы и который кардинально отличается от такового в Советском Союзе. В число основных правовых и организационных основ системы государственной службы в Российской Федерации входят такие понятия, как государственная служба и ее виды, принципы ее организации и работы, классификация должностей государственной службы и самих государственных служащих, требования, предъявляемые к служащим, и их правовой статус. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы в РФ» в соответствии с Конституцией Российской Федерации дает определения единых, правовых и организационных основ системы государственной службы, включая управление в данной области, а также закрепляет основные правила государственной службы, относящиеся к правовому регулированию всех ее уровней и разновидностей. Государственную службу можно рассматривать с точки зрения правового, политического, социального, психологического и других аспектов. В целом государственная служба является сложным комплексным правовым институтом, который регулируется различными отраслями права, включая конституционное, административное, трудовое, финансовое и др.
Реформы последнего десятилетия коренным образом изменили подход к определению видов государственной службы. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ исключил термин «правоохранительная служба» как из Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который является базовым для всей сферы госслужбы, так и из российского законодательства в целом. Из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» была исключена статья 7, именовавшаяся ранее «Правоохранительная служба», а в статье 2 теперь говорится, что в систему государственной службы входит государственная гражданская служба, военная служба, а также государственная служба других видов. Иначе говоря, теперь государственная служба делится не на три, а на неопределенное количество видов. Кроме того, довольно недавно был принят Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты государственной службы.
В связи с этим особое внимание надлежит уделить анализу тенденций развития законодательства в области правового регулирования государственной службы, поскольку от состояния законодательства во многом зависит эффективность государственной службы, о необходимости повышения которой неоднократно отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих посланиях Федеральному Собранию.
Объектом исследования является государствнная служба.
Предметом исследования выступает государственная служба РФ.
Цель работы - всесторонне исследовать государственную службу РФ.
Исходя из намеченной цели, поставлены и решались следующие основные задачи исследования:
изучить историю развития законодательства РФ, регулирующего государственную гражданскую службу;
раскрыть понятие, структуру, принципы государственной службы в Российской Федерации;
рассмотреть поступление на государственную службу;
охарактеризовать награждение, поощрение, ответственность государственных служащих;
выявить особенности правового статуса государственных гражданских служащих.
Методологическую основу исследования представляют метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего системный, социологический, статистический, сравнительно-правовой, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных по вопросам муниципальной службы в Российской Федерации таких как С.Н. Братановский, В.И. Васильев, Н.И. Глазунова, В.Б. Зотов, Я.Я. Кайль, О.А. Кожевников, А.В. Колесников, Р.Т. Мухаев, С.Ю. Наумов, В.П. Орешин, А.С. Прудников, О.М. Рой, В.П. Фомина, М.И. Халиков, Ю.Н. Шедько и др.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, Список использованных источников и приложение.
1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
Начало развития в России государственной службы тесно связано со становлением государственности как таковой. В IX - XI веках в Киевской Руси княжеские хозяйства находились под руководством тиунов и старост. Причем сначала эти управляющие относились категории холопов (рабов), то есть были зависимы. Позднее они получили под управление отрасли княжеского (государственного) хозяйства. Княжеская дружина же является государственной службой, так как у князя был статус «первого среди равных» в дружине, и некоторые присутствовавшие отношения отличались от отношений «службы» [17, с. 164].
Между XII и XV веками, когда образовывалось Московское централизованное государство, стало происходить бурное развитие государственной службы. Как раз на этот период пришлось образование централизованного государственного аппарата и абсолютно новых структур власти Московского государства. Новая государственность базировалась на системе неместных отношений, то есть получение служивыми людьми (дворянами) земельного надела на прокорм за военную и гражданскую службу. Надел оставался закрепленным в течение всего срока службы. Служили также и слуги, получая содержание. К XV веку феодальные привилегии и иммунитеты сокращаются. Придворные чины, приносимые службой, выстраиваются в иерархию: окольничий, дворецкий, казначей, а также чины думных дьяков и дворян.
Происходит формирование принципа местничества, согласно которому происхождение, родовитость кандидата определяет, сможет ли он занимать государственные должности. Развитие и укрепление этих отношений происходит до XII века. Середина XVI века ознаменовалась первой попыткой уравнять понятия вотчины (феодального землевладения) и поместья (служивого землевладения). Порядок государственной (военной) службы становится единым, то есть число выставляемых вооруженных людей не зависит от формы землевладения. Происходит развитие системы приказов как центральных органов, имеющих жесткое подчинение по вертикали. При воеводах тоже основываются местные управленческие аппараты.
Итак, к XVII веку система управления в России становится приказно- воеводской. Дворяне и иные служивые сословия привлекались к государственной службе в обязательном порядке. Система основывалась на личных заслугах, родовитости и семейных наделах. Законодательство, в ведении которого находится служба, также получает развитие, приведя к Судебникам 1497 и 1550 годов, Соборному Уложению 1649 года, великокняжеским, а позже и царским указам.
После того, как престол занял Петр I, Система государственных органов стала активно развиваться и укрепляться, а также коренные изменения ожидали и государственный строй. Петр I устанавливает для дворян обязательную службу в целях предпринимаемых им преобразований. Указ о единонаследии 1714 года, согласно которому поместье наследовал только старший сын, внес значительные изменения в правовой статус дворянского сословия. Прочим детям оставалось только поступать на гражданскую или военную службу за жалование. Табель о рангах 1722 г. логически продолжил указ о единонаследии. Продвижения по службе можно было достичь, в первую очередь, при помощи своих профессиональных качеств, личной преданности и выслуги. В табеле чины и должности образовывали новую систему. Регламентировались сроки службы в конкретных чинах, с присвоением чинов восьмого класса чиновник становился потомственным дворянином и мог по наследству передать это звание, а с четырнадцатого по седьмой класс чиновнику полагалось личное дворянство. То есть, принцип выслуги становился выше принципа родовитости. Согласно Табелю о рангах,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
2. Бабун, Р. В. Организация муниципального управления / Р.В. Бабун. - М.: Питер, 2019. - 336 c.
3. Введение в специальность. Государственное и муниципальное управление. Программа курса. - М.: РГГУ, 2020. - 861 c.
4. Воронин, А. Г. Искусство управления населенной территорией / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 160 c.
5. Гапоненко, А. Л. Теория управления. Учебник / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - Москва: Огни, 2019. - 342 c.
6. Гапоненко, А. Л. Теория управления. Учебник и практикум / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - М.: Юрайт, 2019. - 338 c.
7. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2020. - 454 c.
8. Государственное и муниципальное управление. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 416 c.
9. Капканщиков, С. Г. Государственное регулирование экономики / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2017. - 528 c.
10. Кобилев, А. Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. - М.: Феникс, 2018. - 496 c.
11. Мельков, С. А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций. Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – М.: Машиностроение, 2020. - 196 c.
12. Мулукаев, Р.С. История государственного управления в России / Р.С. Мулукаев. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 436 c.
13. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления / Р.Т. Мухаев. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 688 c.
14. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1 / Е.В. Охотский. - М.: Юрайт, 2020. - 480 c.
15. Парахина, В. Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2020. - 496 c.
16. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практи кум. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 504 c.
17. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления. Учебное пособие / О.М. Рой. - М.: Питер, 2017. - 701 c.
18. Система государственного управления. Учебное пособие / Н.Г. Можаева и др. - М.: Гардарики, 2019. - 256 c.
19. Тавокин, Е.П. Управление - социальное управление - социология управления / Е.П. Тавокин. - Москва: Наука, 2020. - 760 c.
20. Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 304 c.