Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время мы являемся свидетелями заметного расширения процессов цифровизации всех сторон общественной жизни, активного перехода к цифровому формату в отраслях экономики и даже определенного перемещения политических коммуникаций в виртуальную среду. Разнообразные информационные технологии проникают во всех сферы жизнедеятельности нашего общества, затрагивают основы правового положения личности в информационном пространстве и актуализируют проблему защиты прав человека в виртуальном мире, в том числе от самих информационных технологий. Конституция РФ и конституционное право, как системообразующая отрасль российского права, должны занять базовое положение в правовом регулировании цифровизации.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с цифровизацией государства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие цифровизационные правоотношения, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение прав человека в условиях цировизации.
Задачами работы ставится:
- Проанализировать цифровизацию и изменение права;
- Исследовать права человека в эпоху цифровизации;
- Выявить проблемы прав человека в условиях цифровизации;
- Определить тенденции развития прав человека в условиях цифровизации государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Влияние цифровизации на права человека
1.1. Цифровизация и изменение права
Российское право еще не сформировало собственное представление о цифровизации, хотя сам термин оно использует с конца 1990-х годов. В правовой оборот он вошел как цель трансформации системы связи. Госкомитет по связи и информации РФ в Приказе от 19 октября 1998 г. N 187 «Об утверждении правил технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации» отметил необходимость перевода аналогового ресурса в цифровой (двузначный код, в котором наличие импульса соответствует единице, а отсутствие - нулю). Его фундаментальными ценностями выступают: удобство для машинного чтения; возможность копирования и распространения информации без потери ее качества.
Мир столкнулся с тем, что привычные нам объекты права (природные ресурсы, земля или имущество) могут стоить дешевле, чем особым образом записанная информация и методы ее обработки. Вычислительные возможности человечества удваиваются каждые 18 месяцев, что создает все больше преимуществ их обладателям. Глобальный бизнес оперирует секундами на принятие решений, и цифровизация обеспечивает этот процесс наилучшим образом.
Можно констатировать, что цифровизация оказывает непосредственное воздействие на большинство сторон общественной жизни и начинает менять сущностные тренды революционно.
Устойчиво в юридическом сообществе и суждение скептиков о том, что никакие алгоритмы не в состоянии разрешить реальные правовые коллизии. Между тем целый ряд практикующих юристов утверждает, что цифровизация уже трансформирует правовую среду.
Хольгер Цшайге отмечает, что «юридическая профессия уже начала изменяться, данная тенденция в будущем будет только усиливаться, и мы станем свидетелями превращения профессии юриста из ремесла в бизнес».
И. Кондрашов отмечает, что Сбербанк инициирует 5 - 7% от общего объема исков в России, и сейчас задача по исключению юристов из всех типовых операций решается за счет нейронных сетей, позволяя роботизировать отдельные юридические процессы.
В целом следует признать, что правовой рынок начинает испытывать на себе трансформационные процессы (disrupt), и переосмыслению подвергаются многие традиционные практики. Юристы на основе предиктивного анализа больших данных уже могут строить свои стратегии ведения дел; упрощается сбор и анализ данных; развиваются юридические маркетплейсы и роботизированные конструкторы договоров. И хотя качество сдвигов еще слабое, неизбежность внедрения передовых практик уже мало кем оспаривается.
Воздействие цифровизации на государственные правовые институты значительно ярче проявляется в отраслях, эффективность которых зависит от качества сбора, хранения и анализа информации: налоговое право, избирательное право, информационное право, криминалистика и т.д.
В России необходимость перестройки нормативной базы для целей развития цифровых технологий была отмечена в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
Важным этапом развития правовой основы цифровизации стали решения, принятые Высшим Евразийским экономическим советом 11 октября 2017 г. за N 12 «Об основных направлениях цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года». Потенциальный экономический эффект от реализации цифровой повестки способен увеличить совокупный ВВП государств-членов вдвое по отношению к размеру его увеличения без цифрового развития.
Было отмечено, что в результате цифровой трансформации создается широкий спектр вызовов для всех государств - членов Евразийского экономического союза, и прежде всего высвобождение огромных трудовых ресурсов и обесценивание традиционных активов.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что цифровизация уже оказывает влияние на российскую правовую среду, а масштаб планируемых изменений столь серьезен, что в случае практической реализации планов появление новой отрасли - цифрового права вполне реально.
Но даже столь серьезная правовая реформация оставляет открытым вопрос о месте и роли в этом процессе конституционного права, масштаб которого очерчен регулированием метаотношений.
Еще более непростым станет вопрос адаптации в правовую среду «искусственного интеллекта», который в прикладной своей части прогрессирует достаточно быстро. Уже сейчас самообучающиеся системы лучше человека играют в шахматы и игру «го», участвуют в проектах по молекулярному моделированию, диагностируют заболевания и анализируют биометрию. В настоящее время более 30% всех корпоративных аудиторских проверок уже осуществляется с использованием искусственного интеллекта, а не так давно автомат с элементами искусственного интеллекта стал членом совета директоров международной финансовой компании.
Конечно, эту технологию можно было бы рассматривать в качестве компьютера, работающего на принципах самообучения, если бы не активное развитие проектов по созданию «спроектированных существ». Первый человек, чей геном был подвергнут специальным изменениям, уже родился. Ученые из института Солк в Калифорнии, Орегонского университета науки и здоровья и корейского Института фундаментальной науки изменили комбинацию генов, вырезав один из них, и всерьез продвинулись на пути создания «сверхчеловека» (живых существ «второго рода», так называемых - «2types»).
Объединение двух вышеназванных сущностей, как и имплантация технологий в человеческое тело, может создавать преимущества одних типов людей перед другими.
Цифровизация влияет и на качество государственного управления. Ученые считают, «что цифровизация поможет искоренить низовую иили бытовую коррупцию, а так же частично, среднеуровневую».
Резюмируя, хотелось бы отметить, что цифровизация представляет собой глобальное явление, обладающее трансформационным потенциалом, которому уже подвергаются ключевые сферы общественной жизни. Право как регулятор отношений продолжит испытывать на себе ее воздействие, и важно, какой путь будет выбран - следования или отказа от догм? Россия способна использовать свой интеллектуальный потенциал для преодоления существующих внешнеполитических ограничений. Изменения - процесс неизбежный и постоянный, но цифровизация способна радикально увеличить его скорость.
1.2. Права человека в эпоху цифровизации
Основной характерной чертой постиндустриального общества известный американский социолог Даниель Белл называл рост значения так называемых интеллектуальных технологий.
Действительно, на смену печатному слову, звуку, картинке пришли цифровые технологии, когда электронные чипы захватывают все больше личного пространства. Доминирование Интернета как средства коммуникации и информации существенно расширило человеческие
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981 // Собрание законодательства РФ, 03.02.2014, N 5, ст. 419.
3. Директива N 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» (принята в г. Люксембурге 24.10.1995) // Official Journal of the European Union. N L 281. 23.11.1995. С. 731.
4. Хартия Европейского союза об основных правах (2007/С 303/01) (Вместе с «Разъяснениями...» (2007/С 303/02)) (Принята в г. Страсбурге 12.12.2007) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза 2016/679 от 27 апреля 2016 г. «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС» (Общий Регламент о защите персональных данных / General Data Protection Regulation / GDPR). Принят в г. Брюсселе 27.04.2016 // Official Journal of the European Union. N L 119. 04.05.2016. С. 1 - 88.
6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
8. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 11.07.2016, N 28, ст. 4558.
9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3448.
10. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, N 20, ст. 2901.
11. Приказ Госкомсвязи РФ от 19 октября 1998 г. N 187 «Об утверждении Правил технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 N 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2013 N 18-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобой гражданина Е.В. Крылова // СПС «КонсультантПлюс».
14. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.02.2017 по делу N 33-5031/17 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 14.02.2018 N 33-847/2018 по делу N 2-701/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2018 по делу N 33-38945/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2017 по делу N 33-38902/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 20.03.2017 по делу N 33-10390/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Определение Московского городского суда от 17.11.2017 N 4г-13944/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Аничкин Е.С. Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 22.
21. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество (пер. с англ.). М., 2004. Глава III.
22. Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. N 8. С. 24.
23. Ковлер А.И. Права человека в цифровую эпоху // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2019. N 6. С. 147.
24. Кондрашов И., Иванов А., Цшайге Х., Пронин А. и др. Legaltech и юристы будущего // Закон. 2017. N 11. С. 20 - 36.
25. Конституционно-правовая политика современной России: идеи, приоритеты, ценности, направления: монография / под ред. П.П. Баранова, А.И. Овчинникова. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2019. С. 102.
26. Красавчикова Л.О. Личные неимущественные права граждан / Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. С. 220.
27. Михайлов С.В. Что такое право на забвение? // Журнал суда по интеллектуальным правам. 2017. N 3.
28. Москалева О. Опасности, которые таит цифровизация // Жилищное право. 2017. N 10. С. 70.
29. Овчинников А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // https://cyberleninka.ru/article/n/protivodeystvie-korruptsii-v-usloviyah-tsifrovizatsii-vozmozhnosti-perspektivy-riski/viewer. Дата обращения 29.03.2021.
30. Овинников А.И. Риски в процессах цифровизации права // https://cyberleninka.ru/article/n/riski-v-protsessah-tsifrovizatsii-prava/viewer. Дата обращения 30.03.2021.
31. Яковлева О.А. Новые технологии и права человека. Рязань, 2012; Талапина Э.В. Защита персональных данных в цифровую эпоху: российское право в европейском контексте // Труды Института государства и права РАН. 2018. N 5. Т. 13. С. 117 - 150.