Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, в связи с общественно-экономическими изменениями в стране, перед образовательными учреждениями встают все новые и новые задачи. Для более эффективного усвоения материала учащимися, педагогам приходится разрабатывать все новые методики обучения, что значительно сказывается на ходе учебного процесса.
Речь в учебном процессе – одна из важнейших (если не важнейшая) функций развития человека, ведь благодаря ней он способен отражать происходящее в мире и свои мыслительные процессы.
Особое внимание речевому развитию отводится при обучении детей с различными нарушениями.
Дети с нарушениями речи — это самая многочисленная категория среди детей с особенностями психофизического развития. ОНР рассматривается как нарушение всех компонентов речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой сторонам. Именно это расстройство — наиболее актуальная проблема у детей дошкольного возраста, она усложняет усвоение образовательных программ, создает трудности в адаптации ребенка к окружающей среде. В связи с этим, вопросы своевременного выявления и преодоления ОНР — наиболее актуальные темы исследования коррекционной педагогики.
В общей системе коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР особое место отводится словообразованию, так как оно является основным способом пополнения словарного запаса. Если ребенок овладевает навыками словообразовательных операций, он сможет улучшать свою языковую компетенцию и спокойно адаптироваться в социуме. Многие ученые, среди которых О.Е. Грибова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина и др. рассматривают ОНР как стойкие процесс нарушения словообразовательных функций.
Актуальность исследования обусловлена тем, что речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Цель исследования: выявить способы развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность общего недоразвития речи;
2. Определить уровни общего недоразвития речи;
3. Проанализировать особенности словарного запаса детей-дошкольников с общим недоразвитием речи и особенности навыка словообразования;
4. Исследовать понятие сенсорной модальности;
5. Рассмотреть метод проектов как средство развития связной речи;
6. Организовать исследование;
7. Проанализировать полученные данные.
При нормальном развитии речи механизм словообразования и связной речи формируется у ребёнка спонтанно как результат активного использования им лексических единиц в различных речевых контекстах. Умение использовать разные способы словообразования включается в структуру речевых навыков ребёнка старшего дошкольного возраста и является одним из важнейших показателей его речевой готовности.
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Вопросами коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР занимались такие ученые как Р. Е. Левина, Б. М. Гриншпун, Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова и др.
Дети в старшем дошкольном возрасте неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Согласно исследованиям Р. Е. Левиной, Т. В. Тумановой, словообразовательная деятельность детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей: дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности на этапе первичной словообразовательной операции. Причиной данного факта является несформированность ряда предпосылочных условий когнитивного (познавательного) и вербального характера (словесного).
При общем недоразвитии речи первоначальные умения словообразования дети начинают осваивать в результате целенаправленной систематической логопедической работы. Важность изучения словообразовательных процессов подтверждается тем, что они являются одним из главных показателей нормального развития речи ребёнка и являются мощнейшим стимулом, основой развития речи.
Объект исследования: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития связной речи.
Поставленные в исследовании задачи решались с помощью следующих методов:
- теоретический анализ;
- диагностический метод по исследованию состояния навыков словообразования;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования:
- применение сенсорной модальности и метода проектов способствует развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Сущность общего недоразвития речи
Фундаментом современного мира является постоянно изменяющаяся информация, которая требует гибкости мышления от каждого человека. В связи с этим перед сферой образования ставятся новые задачи, направленные на то, чтобы адаптировать ребенка к миру.
Одним из главных показателей общего развития ребенка является развитие монологической речи. И если с детьми, у которых не выявлено никаких нарушений, все понятно (в образовательной среде множество методик, которые уже показали свою эффективность), то с детьми, у которых есть нарушения, все намного сложнее.
Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой такое нарушение речевого развития, при котором у ребенка недостаточно сформированы словарный запас, грамматическое оформление и фонематический слух [1, с.39].
ОНР может проявляться как в полном отсутствии речевых средств общения, так и единичными нарушениями устной речи.
Среди признаков ОНР можно отметить:
- позднее появление первых словарного- бедный лексический запас (несоответствующий возрасту)
- стойкие грамматические ошибки
- нарушение фонематического слуха
- затруднения при произношении звуков
- затруднения при построении монологической речи.
Таким образом, у детей с ОНР в любом случае страдает коммуникативная функция. Это, с одной стороны, связано с тем, что уровень связной монологической речи играет огромную роль для дальнейшей успешности обучения в школе детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны особенности развития речи и психики детей с общим недоразвитием речи ограничивают возможность развития данного вида речи без специального обучения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить противоречие между психологическими предпосылками, обусловливающими возможности старших дошкольников в области речевого творчества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью практического решения данной проблемы – с другой.
Исследованием развития связанной речи у детей занимаются такие науки, как лингвистика, психология, педагогика и дефектология. Они изучают механизмы, с помощью которых формируется связная речь, а также возрастные и психолого-педагогические особенности развития ребенка.
Под связанной речью понимают законченное и грамотно оформленное высказывание, предложения в котором логически и тематически связаны [6]. Таким образом, ребенок должен овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка, чтобы передать окружающим свою мысль.
Успешное владение монологической речью — показатель речевого воспитания дошкольников, поэтому включает в себя освоение такими формами, как:
- звуковая культура языка;
- словарный состав;
- грамматический строй.
Все перечисленное влияние на развитие связной речи. Кроме того, связность речи подразумевает и умение использовать разные типы речи (описание, повествование, рассуждение).
В связи со всем вышесказанным, развитие связной речи занимает центральное место в общей системе развития речи у дошкольников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. - 2017. - с.38-44;
2. Баль, Н.Н. Особенности словообразования сложных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мадырского педагогического университета. - 2012. - с.63-67;
3. Калякина, О. Н. Диалогическая речь как объект лингвистического исследования // Молодой ученый. - 2020. - с.444-446;
4. Катаева, В. Г. Особенности развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - с. 166-168;
5. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград: Вгу, 2011. – 261с.;
6. Косова, В.А. Словообразовательная категория: Формирование понятия и основные направления исследования // Ученые записки Казанского университета. - 2010. - с.199-212;
7. Поковец, К. Н., Добря, М. Я. Использование наглядно-дидактического материала в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи 3 уровня // Развитие системы образования: теория, методология, опыт: сборник статей. - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - с.36-39;
8. Резанова, З.И. Теория русского словообразования в трудах профессора М.Н. Янценецкой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cuberleninka.ru (Дата обращения: 08.05.2018);
9. Сергеева, О. А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - №6. - с.682-684;
10. Томогашева, О. В. Теоретические подходы к проблеме