Фрагмент для ознакомления
2
Тенденции развития общества последних десятилетий способствовали тому, что в России и во всех странах мира сложилась крайне неблагоприятная социально-демографическая ситуация.
Падение воспроизводства населения приводит к постепенному демографическому старению, снижению трудовой активности граждан. В дальнейшем это может привести к нагрузкам на государственные пенсионные фонды, дополнительное медицинское обеспечение и уход за пожилыми людьми, напряженность с трудовыми ресурсами, увеличению общественного недовольства, снижению благосостояния.
В связи с изменением уклада повседневной жизни семья потеряла былую привлекательность среди граждан, но именно семья является главной составляющей существования государства, наиважнейшей ценностью, надежным институтом. Она является посредником между населением, государством и иными социальными институтами. Выполнение заложенных функций позволит сохранить преемственности поколений, и продолжит развитие общества .
В пособии по семьеведению, Дивицына Н.Ф. дает следующее определение семье – «это союз, действующий на определенных нормах и эмоциональных привязанностях, которой учит повиноваться и управлять, жить в гармонии со всеми». Автор характеризует семью со стороны контактного взаимодействия с различными группами общества.
Похожее мнение описано Голодом С.И., характеризующим семью как сложный процесс взаимодействия мужчин и женщин, старшего поколения с младшим, взаимодействие представителей домохозяйства, находящихся в отношении: «кровного родства, порождения, свойства».
Следующее учение о семье и выделение ее функциональных особенностей, принадлежит Антонову А.И. и Медкову В.М. Они считают, что семья функционирует по принципу взаимодействия отношений брачности – родительства – родства, этот механизм направлен на восполнение будущих поколений, реализацию родительских функций, понимание семьи как социальной необходимости .
Каждая группа имеет свои отличительные особенности, так и семью можно охарактеризовать определенными параметрами, по мысли Алешиной Ю.Е., Гозмон Л.Я., Костюченко М В., имеются следующие главные отличия:
«Нормативность. Построение определенных норм, следование своим правилам, представление о взаимодействии внутри группы.
Гетерогенность.
Закрытость. Все процессы в семье, носят количественный (появление детей) и качественный характер.
Полифункциональность. Выполнение определенных статусно-ролевых обязанностей.
Тотальность включенности. Каждый представитель является частью семьи, учитывая отъезды и плохое отношение внутри группы.
Полное включение в семейные отношения. Невозможно быть включенным в семью частично, даже при негативных межличностных отношениях, когда представитель семьи находится вне дома большую часть времени.
Историчность».
Недостатком предложенной характеристики, является, то, что установленных исследователями критериях отсутствует показатель родства, подобная классификация может быть использована и для характеристики иных малых групп, например отдела в организации, коллектива сотрудников. Поэтому отличительным признаком семьи от других групп является наличие родственных отношений.
Характеристику семьи можно дополнить элементами предложенными Ковалевым С.В., по мнению автора, семья имеет ценность ввиду того, что:
1. Считается наиболее устойчивой социальной группой.
2. Имеет свойственные для нее элементы сокровенности, личностного пространства.
3. Наличие семей в обществе сопряжено с потребностью воспроизводства новых поколений, обеспечивающих продолжение жизнеспособности гражданского общества.
Теоретическую и методологическую базу в изучении семьи составляют труды многих авторов, совокупность их подходов соответствует требованиям социологической методологии – это исторический принцип, институциональный, структурно-функциональный, модернистский (эволюционный) и др. которые изменяются под воздействием различных причин .
Социолог Рыков Сергей Леонидович для изучения семьи предлагает следующую методологию, схема 1, затрагивающую взаимодействие с социальным пространством, и внутрисемейные отношения:
Рис. 1. Методологические подходы в изучении семьи
Несомненно, начать методику изучения семьи необходимо с исторического подхода, т.к. целесообразно выявить сущность исторических особенностей становления и дальнейшего развития семейного уклада. Первые труды в данном направлении отмечены у Баховена И.Я., Дж.Ф. Мак-Леннана, Л.Моргана, К.Ковалевского.
Принцип историзма содержит требования рассмотрения настоящего в его обусловленности прошлым, но и необходимости для будущего развития.
Первые труды, ознаменовавшие научный подход к проблематике семьи, написаны И.Я. Баховеном о «Материнском праве», а затем Дж. Ф. Мак-Леннаном книга о «Первобытном браке». В трудах отражаются процессы, касающиеся положения мужчин и женщин, вследствие определенных исторических преобразований, сопровождающихся гибелью материнского права и возникновением отцовского .
Предысторией семейной жизни уделял значимое внимание Л. Морган, позднее в этом направлении работал Ф. Энгельс, его фундаментальная работа о «Происхождении семьи, частной собственности и государства», завоевала большой успех. Вслед за ними, последователь К. Ковалевский обратился к изучению древнего брака, и создал «Очерк происхождения и развития семьи и собственности». Ученые внесли большой вклад в изучение исторических форм брака и их реконструкцию от группового сожительства до моногамии.
Современные авторы Н.А. Волгина, И.Л. Сизова, А.Н. Шрайбер и др., также отмечают, что трансформация русской семьи, возникает при переходе от главенствования мужчин к равноправному положению мужчин и женщин. Большая семья уступила место современной, малой, ориентированной на малодетность.
Главные предпосылки трансформации семейной ячейки общества объясняются развитием частного права, товарных отношений, переход на развитие индивидуального блага, утратой коллективного взаимодействия.
Относительно данного факта М. Рабжаевой и С.В. Климовой предположено, что изменение брачно-семейных отношений сопровождается потерей религиозности граждан, культурных норм и экономическими преобразованиями в государстве.
Социолог Синельников А.Б. в своих научных трудах определяет грани трансформация семьи по следующим направлениям: рождаемость, отношение к браку, отношение к разводу, нуклеаризации семей.
Трансформация рождаемости довольно широко рассматривалась социологами Гурко Т.А., Антоновым И.А., Борисовым В.А., Вишневским А., они видят постепенный спад воспроизводства по следующим причинам: занятость женщин; поздний возраст рождения первенца; нестабильность супружеских отношений.
Некоторые ученые связывают падение воспроизводства в прогрессивных странах с потерей приоритета ребенка для семьи, над материальными или культурными потребностями. Считается, что «появление детей» или выбор спутника жизни ставится в ряд с возможным приобретением благ материального характера, например машины или квартиры.
Анализируя рождаемость детей в России в конце ХХ века, - Анатолий Вишневский, фиксирует наличие в русских домах в среднем семь-восемь детей. К концу 1930-х годов этот показатель снижается до 4-6. Последующие годы до 1970 г. ситуация изменилась и приоритетным было рождение двух-трех детей.
«Медленное снижение рождаемости, сменилось его обвальным падением вначале 1990-х гг., до одного-двух детей».
Семья как социальный институт, рассматривалась О.Контом, Г.Спенсером, по их мнению, семья основывается на эмоциональной привязанности, инстинктах самосохранения, развития, преемственности поколений.
О.Конт рассматривал включенность социальных институтов в деятельность государства и выполнение закрепленных за каждым институтом функций, все социальные процессы зависят от совместной деятельности и характеризуются целостностью
Г. Спенсер считал, что развитие общества сопровождается борьбой за достойную жизнь путем эволюции и совершенствование регулятивных систем, а также выполнение обязанностей направленных на устойчивость структуры общества.
Институциональный подход изучения семьи поддерживается работами современных авторов: П. А. Сорокиным, А.И. Антоновым и В.Н. Медковым, М.С. Мацковским, А.Г. Харчевым, В.А. Борисовым, Т.А. Гурко. Учеными отмечено, что социальные институты регулируют систему, путем управления деятельностью общества.
Труды Харчева А.Г. показывают развитие и переход семьи из отношений внутри дома к отношениям с другими социальными институтами. Взгляд Антонова А.И. и Медкова В.М. на институт семьи выражается в необходимости его развития для стабильной работы социальной системы, посредством восполнения рабочей силы, функционирование общества. В данном случае общество и семья, взаимодополняющие элементы одного механизма.
Предназначение семьи, как основного стабилизатора общества, по мнению В. А. Борисова, заключается в выполнении закрепленных функций, к которым относятся:
регистрация брака;
выполнение семейных ролей;
защита своих прав;
воспитание и развитие детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442– ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (часть I). – Ст. 7007.
2. Басов, С. З. Социальная работа с различными группами населения / С. З. Басов. – М.: Кнорус, 2018. – 528 с.
3. Болдина, М. А. Технологии социальной работы с молодыми семьями / М. А. Болдина // Социально–экономические явления и процессы. – 2019. – № 5 (51). – С. 261–269.
4. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2019. – 192 c.
5. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы / М.Н. Гуслова. – М.: Academia, 2019. – 160 c.
6. Завражнов, В. В. Возможности организации социальной работы с молодыми семьями / В. В. Завражнов, Г. М. Зинина // Проблемы и перспективы современной науки. – 2020. – № 9. – С. 111–130.
7. Зарецкий, А. Д. Менеджмент социальной работы / А.Д. Зарецкий. – Москва: Огни, 2019. – 192 c.
8. Илларионова, Л. П. Технология работы с молодыми семьями / Л. П. Илларионова, Ю. А. Акимова. – М.: Юрайт, 2019. – 196 с.
9. Медведева, Г.П. Этические основы социальной работы: Учебник и практикум / Г.П. Медведева. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 443 c.
10. Наместникова, И.В. Этические основы социальной работы: Учебник / И.В. Наместникова. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 367 c.
11. Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы. – М.: Аспект пресс, 2020. – 224 c.
12. Право социального обеспечения. – М.: А–Приор, 2018. – 128 c.
13. Право социального обеспечения. – М.: Юрайт, 2018. – 576 c.
14. Самыгин, С.И. Социальная политика: учебник / С.И. Самыгин, А.В. Рачипа, И.А. Янкина. – М.: Дашков и К, 2020. – 224 с.
15. Ситникова, Ю.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / Ю.А. Ситникова // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2020. – № 9–1. – С. 90–92.
16. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – М.: Феникс, 2018. – 352 c.
17. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – Москва: СИНТЕГ, 2020. – 496 c.
18. Технология социальной работы. – М.: Владос, 2018. – 240 c.
19. Чернятьева, З.А. Государственная социальная помощь в Российской Федерации / З.А. Чернятьева, Н.Е. Коваленко, К.Е. Коваленко // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2019. – № 14. – С. 325–327.
20. Шарин, В. И. История социальной работы / В.И. Шарин. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 368 c.
21. Юдинцева, О.А. Государственная социальная помощь / О.А. Юдинцева // В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно–практической конференции. В 2–х томах. Редколлегия: О.Н. Широков и др. – 2019. – С. 260–263.