Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в числе приоритетных направлений государственной социальной политики находятся меры по совершенствованию социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
В Смоленской области имеется развитая сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Важную роль в обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов отводят комплексным центрам социального обслуживания населения. Вместе с тем в решении социально-экономических, психологических, семейно-бытовых и других проблем граждан пожилого возраста и инвалидов становится все более очевидной необходимость координации усилий государственных и общественных структур.
Социальное обслуживание является деятельностью социальных служб, направленной на социальную поддержку, оказание социально-медицинских, социально-бытовых, социально-правовых, психолого-педагогических услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации находящихся в трудной жизненной ситуации граждан [15,17].
ГЛАВА 1. КЛИЕНТ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Сущность деятельности по социальному обслуживанию
Социальное обслуживание рассматривается как социальная деятельность, которая направлена на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в ст.1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [3].
В Законе раскрывается основное содержание видов социального обслуживания: материальной помощи, социального обслуживания на дому, в стационарных условиях, социального патронажа граждан и др.
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» отмечено, что «социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающие предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица» [3].
Система социального обслуживания выполняет две группы функций [19, 20]:
1. Сущностно-деятельные функции (профилактическую, социально-реабилитационную, адаптационную, охранно-защитную, социальный патронаж).
2. Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическую, социально-гуманистическую).
Итак, социальное обслуживание населения представлено видами, типами, методами, организационными формами, процедурами, технологиями, субъектами и объектами социального обслуживания, результатами предоставления социальных услуг.
Социальное обслуживание граждан является деятельностью, целью которой является предоставление социальных услуг гражданам.
Социальная услуга рассматривается в качестве действия или действий в сфере социального обслуживания по оказанию периодической, постоянной, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину с целью улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельного обеспечения своих основных жизненных потребностей .
Проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации должно основываться на соблюдении определенных основополагающих принципов. Под принципами в этом случае понимают выработанные практикой, закрепленные или отраженные в особых нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми в рамках их компетенции осуществляется деятельность разных субъектов по социальному обслуживанию граждан.
Основные принципы социального обслуживания граждан закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ [3]:
- свободный равный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их возраста, расы, пола, национальности, происхождения, языка, места жительства, убеждений и принадлежности к общественным объединениям отношения к религии;
- адресность в предоставлении социальных услуг;
- приближенность к месту жительства получателей социальных услуг поставщиков социальных услуг, достаточность для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании количества поставщиков социальных услуг, достаточность у поставщиков социальных услуг материально-технических, финансовых, кадровых и информационных ресурсов;
- сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
- добровольность;
- конфиденциальность.
Принципы, перечисленные в Законе, рассматриваются как основополагающие при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны. В соответствии с принципом адресности предоставления социальных услуг осуществляется деятельность по социальному обслуживанию граждан, так как она имеет направленность на оказание помощи определенной категории лиц, а именно: нуждающимся в постороннем уходе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями; гражданам, в связи с преклонным возрастом частично утратившим способность к самообслуживанию; детям, оставшимся без попечения родителей, детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним; гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий, физического или психического насилия, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; иным лицам, нуждающимся в социальной, профессиональной, медицинской и психологической помощи [26].
1.2. Категории клиентов центра социального обслуживания
Имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания, нуждающиеся вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды).
В нашем обществе выделяются особые категории находящихся в трудной жизненной ситуации граждан, которые также имеют право на социальное обеспечение. Эти граждане могут быть объединены в следующие группы:
− Пожилые люди;
− Инвалиды;
− Ветераны;
Пожилые люди являются категорией граждан, которые достигли пенсионного возраста. К гражданам пожилого возраста на данный период времени относятся женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет [9, 22, 24].
Правовой статус инвалидов определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4]. Инвалидами считаются лица, имеющие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, которые связаны с заболеваниями, последствиями травм или приводящими к ограничению жизнедеятельности дефектами, которые вызывают необходимость социальной защиты.
Данным лицам в зависимости от уровня расстройства функций присваивается группа инвалидности, а лицам, которые не достигли 18 лет, присваивают категорию «ребенок-инвалид».
Выделяют три группы инвалидности [7, 34]:
Под первой группой инвалидности подразумевается такое состояние организма, при котором функции организма нарушены, в следствие чего у человека развивается полная утрата трудоспособности, при которой он не способен обходиться без посторонней помощи. Следует отметить, что группа лиц, входящих в первую группу, может трудиться при условии создания специальных условий или помещений для них;
Вторая группа инвалидности рассматривается как состояние здоровья, при котором на постоянной основе не требуется помощь, но это состояние вызывает полную длительную или постоянную нетрудоспособность. Инвалиды второй группы при условии создания для них специальных условий или помещений могут трудиться;
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА НУЖДАЕМОСТИ КЛИЕНТОВ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛУГАХ
2.1. Методы диагностики нуждаемости клиентов в различных видах услуг
Социальная диагностика является анализом с целью выявления проблем функционирования состояния социальных объектов и процессов [].
Осуществление социальной диагностики предполагает учет не только биологических, но и социальных (условий жизни и т.п.) причин проблем клиентов. По мнению Л.П. Кузнецовой, необходимость для социального работника овладеть навыками социальной диагностики обусловлена следующими обстоятельствами [21, 31].
Во-первых, у субъекта не всегда имеются четкие и адекватные представления о причинах проблем, которые у него имеются.
Во-вторых, часто внешние выражения проблем субъекта значительно отличаются от ее внутреннего, сущностного содержания. Целью процесса социальной диагностики как раз и является поиск реальных, истинных причин проблемы, выявления ее сущности.
В-третьих, процесс социальной диагностики позволяет не только устанавливать проблемы, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и дает возможность прогнозирования их развития, выстраивания их иерархии по степени значимости для клиента.
Социальному работнику следует опираться при осуществлении социальной диагностики на следующие принципы: принцип научной обоснованности – результаты диагностики должны быть достоверными и надежными; принцип конфиденциальности – неразглашение результатов социального диагноза; принцип объективности – исключение влияния субъективных установок специалиста на результаты диагностики; принцип ненанесения ущерба – данные исследования не должны использоваться во вред человеку, который подвергся диагностике; принцип системного подхода – всестороннее исследование стоящих перед клиентом проблем, а также сочетание при диагностике каждой из проблем различных методических приемов; принцип позиционности – анализ конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиции различных субъектов, имеющих к ней отношение; принцип причинной обусловленности – все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи и взаимодействии, поэтому необходимо не только установить в процессе исследования проблемы клиента, но и выявить обусловившие их возникновение причины; принцип эффективности – предлагаемые клиенту по итогам диагностики рекомендации не должны быть для него бесполезными и не должны приводить к нежелательным и непредсказуемым последствиям.
2.2. Порядок оценки нуждаемости клиентов центра социального обслуживания в условиях СОГБУ «Гагаринский комплексный центр социального обслуживания населения»
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Гагаринский комплексный центр социального обслуживания населения» расположено по адресу: 215010, Смоленская область, Гагаринский район, г. Гагарин, ул. Строителей, д.50.
При Гагаринском городском отделе социального обеспечения в городе Гагарин и Гагаринском районе в 1988 году было открыто отделение социальной помощи на дому, которое предназначалось для оказания помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Это было одно из первых отделений в Смоленской области.
На сегодняшний день в СОГБУ «Гагаринский КЦСОН» функционируют два отделения социального обслуживания на дому и одно отделение срочного социального обслуживания.
Учреждение предлагает помимо социального обслуживания на дому и срочного социального обслуживания, широкий спектр иных социальных услуг: социальная парикмахерская, социальное такси, социальная прачечная, класс компьютерной грамотности, социальный пункт проката, класс двигательной активности, «Школа социально-бытовой реабилитации», «Школа безопасности», консультации психолога, консультации юриста, «Приемная семья», мобильная социальная служба, участковая социальная служба, кружок художественной самодеятельности «Соловушка», кружок рукоделия «Канзаши», благотворительная и спонсорская помощь. Большинство услуг предоставляются бесплатно.
Граждане, которые проживают в зоне обслуживания центра социального обслуживания и нуждаются в социальном обслуживании, могут получить с учетом их индивидуальных потребностей следующие виды услуг:
− социально бытовые;
− социально медицинские;
− социально психологические;
− социально педагогические;
− социально трудовые;
− социально правовые;
− услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, у которых имеются ограничения жизнедеятельности, в том числе детей инвалидов;
− срочные социальные услуги.
Принятие на социальное обслуживание осуществляется на основании медицинской справки от лечащего врача и письменного заявления клиента о нуждаемости в социальных услугах. Первичное обследование проводится специалистами отделения срочного социального обслуживания, которыми собирается для комиссионной оценки нуждаемости в социальном уходе пакет документов клиента
Получателям социальных услуг эти услуги могут быть предоставлены как социальное обслуживание на дому, полустационарное и стационарное социальное обслуживание на основании договора о предоставлении социальных услуг, который заключается между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления поставщику социальных услуг индивидуальной программы.
Чтобы признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составит индивидуальную программу предоставления социальных услуг, гражданам необходимо обращаться в центр социального обслуживания.
В результате предоставления:
− Гражданин будет признан нуждающимся в социальном обслуживании.
− Ему будет выдана индивидуальная программа или направление на получение срочных социальных услуг у поставщиков социальных услуг, которые предоставляют срочные социальные услуги (направление), по форме.
Заявителя информируют о принятом центром решении предоставить услуги либо отказать в предоставлении услуг в форме уведомления:
− на бумажном носителе (уведомление о предоставлении услуги по соответствующей форме либо уведомление об отказе предоставить услуги, которое заявителю выдается лично или направляется по почте;
− в форме электронного документа, который направляется заявителю по электронной почте.
Сроки предоставления данной информации составляют:
− не более чем 10 рабочих дней (кроме тех случаев, когда гражданина признается нуждающимся в получении срочных социальных услуг) с даты подачи гражданином заявления о предоставлении социальных услуг (заявление), и документов, подлежащих представлению заявителем в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления услуги.
− срок предоставления услуги включает в себя срок предоставления срочных социальных услуг.
Центром социального обслуживания в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления и документов принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании или об отказе в социальном обслуживании (кроме тех случаев, когда гражданин признается нуждающимся в получении срочных социальных услуг).
В день подачи гражданином заявления принимается решение о предоставлении гражданину срочных социальных услуг.
В срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления и документов передают индивидуальную программу гражданину или его законному представителю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное обслуживание представляет собой социальную деятельность, целью которой является удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения.
Социальное обслуживание представляет совокупность социальных услуг, которые представляются нуждающимся гражданам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусматривается возможность получения социальных услуг, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей, которые внесены в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Существует пять предусмотренных законодательством форм социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (в том числе, социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (пансионатах, домах-интернатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Действующее международное право. - т. 2.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации 2013. - N 52 (часть I). - Ст. 7007.
4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации 1995. - N 48. - Ст. 4563.
5. Приказ Минтруда Российской Федерации от 28.03.2014 №159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 №874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»
7. Адулян М.В. Реабилитация и адаптация, как методы помощи нуждающимся гражданам РФ. - М., 2015. - С. 118.
8. Андреева, Л.А. Социальная защита населения: проблемы и перспективы муниципального уровня / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, — 2019. – С. 52-60.
9. Аракчеев В. С. Пенсионное право России. - М.: Юридический центр Пресс, 2014. - С. 284.
10. Бароцкая К. Б. Конституционное право на социальное обслуживание в системе прав человека и гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. – С. 117.
11. Белоусова Ю. В. Российское социальное обеспечение. Проблемы и перспективы развития // Российская газета.- 2015.- №33. – С. 29.
12. Беляев В.П. Право социального обеспечения - М.: «Проспект», 2013. – С. 86.
13. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов; под ред. Б.С. Волкова. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.
14. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учеб. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 768 с.
15. Ефименко Ю.А. Социальное обслуживание: понятие. Принципы и виды. Научная статья // Право социального обеспечения. - 2016. - №33. - С. 27.
16. Жуков С.М. Правовые основы социальных отношений // Государство и право. - 2015. - №11. – С. 10-11.
17. Захарова М.Л. Принципы и функции социального обеспечения граждан в РФ // Социальное обеспечение в РФ. - 2014. - №23. – С.15-17.
18. Ивашкин В.П. Российское право социального обеспечения: курс лекций. – М., 2014. – С. 217.
19. Исаенкова О.В. Право социального обеспечения ч.2: Учебник.- М.: Норма. - 2013. – С. 119.
20. Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения / И.Н. Киселев // Вопросы российского и международного права. — 2019. — Т. 9. — № 11-1. — С. 150-163.
21. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.
22. Лепина М. Политика и право в социальной сфере // Правовой вестник.- 2014. - №52. – С. 5-12.
23. Малеин Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве. - М: Спарк, 2015. – С. 245.
24. Маликов Е. Ю. Правовая природа социальной политики Российского государства: Дис… к. ю.н. Волгоград, 2014. - С. 135.
25. Немов, Р.С. Психология: учеб. / Р.С. Немов. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – Изд. 4-е. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
26. Николаева В.Е. Основы права социального обеспечения: учебник. М: Юнити - Дана, 2013. – С. 113.
27. Осипов Г.В. Хрестоматия по социальной работе в РФ: учеб. пособие. – М: Эксмо, 2013. – С. 269.
28. Основы социальной работы: учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
29. Петрова, А.А. Содержание, формы и принципы социальной защиты населения / А.А. Петрова // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы современной науки и образования материалы Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 326-331.
30. Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. — 2019. — Т. 9. — № 11. — С. 32-39.
31. Социальная работа: учеб. пособие / В.И. Курбатов, В.Д. Альперович, П.Я. Циткилов, Л.А. Кайгородова; под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с.
32. Сурикова И.Ю. Социальные парадигмы в праве социального обеспечения // Государство и право. - 2016. - №58. - С. 36.
33. Технологии социальной работы: учеб. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
34. Технология социальной работы: учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
35. Филатов И.А. Комплексные центры социального обслуживания населения. // Социальное обеспечение в РФ. - 2015. - №12. - С. 51.
36. Холостова Е.И. Право в механизме социального обслуживания населения: Учеб. пособие. – М: Инфра-М, 2013. – С. 204.
37. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 668 с.
38. Червякова Г.А. Введение в профессию «Социальная работа»: учебник. М: Высшее образование, 2012. – С. 109.