Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воспитательная работа в условиях образовательного процесса должна быть нацелена на мотивацию учащихся к обучению. Однако на практике очень часто учащиеся сталкиваются с трудностями общениям с учителями. Последние используют в своей работе систему наказания, что негативно отражается как на отношении между учащимся и педагогом, так и на успехах ученика.
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л. Ю. Гордин, Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков. Стоит отметить, что в работах этих и многих других учёных присутствуют противоречивые утверждения - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Однако необходимо помнить, что постоянные наказания негативно отражаются на всех сторонах педагогического процесса. Поэтому в своей работе педагоги должны минимизировать наказание и стараться использовать другие педагогические приемы. Поэтому использование поощрения и наказания в процессе обучения подростков является как никогда актуальной и требует повышенного внимания.
Цель курсовой работы изучить использование поощрение и наказания в процессе воспитания подростков на примере МКОУ «Липковская СОШ №2».
Объект исследования – воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения.
Предмет исследования – применение поощрения и наказания в воспитательном процессе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-педагогическую литературу и оценить отношение авторов к использованию поощрения и наказания в системе обучения;
2. Описать используемые виды поощрения и наказания в условиях образовательного учреждения;
3. Провести исследование и выявить педагогический стиль на примере МКОУ «Липковская СОШ №2»;
4. Разработать и реализовать программу экспериментальных уроков;
5. Сделать вывод о применении поощрения и наказания подростков в педагогическом процессе.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы; эмпирические – педагогические методы (тестирование, беседа), методы математико-статистической обработки данных.
Методологической основой исследования являются основные принципы педагогики, такие как гуманизации, культуросообразности, принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся, принцип профессиональной целесообразности.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование поощрения вместе наказания стимулирует подростков к обучению. Педагог должен грамотно анализировать ситуацию и применять вместо наказания другие педагогические приемы.
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялась на базе МКОУ «Липковская СОШ №2».
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе было проведено анкетирование учащихся и педагогов и выявлено, что в воспитательном процессе присутствует как поощрение, так и наказание.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе было доказано, что использование наказания в процессе обучения подростков негативно отражается на мотивации последних к дальнейшему обучению.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, выводов, заключения, списка используемых литературы, приложения.
Список используемой литературы состоит из 29 литературных источников.
Работа представлена на 33 страницах машинописного текста.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКО ЛИТЕРЕТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие «поощрение» и «наказание» в научно-педагогической литературе
В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением [4].
К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение - коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях [29].
Педагоги утверждают, что наказание имеет тройное значение:
― оно исправляет вред, причинённый дурным поведением;
― способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер;
― снятие вины [2].
«Но с ослаблением страха телесных наказаний, - писал П. Ф. Каптерев, - вследствие постепенного изгнания последних, многие признавали совершенно необходимым возбуждать в детях страх более тонкий и деликатный - страх духовных страданий, страх мучений уязвленного самолюбия, неудовлетворенного честолюбия и тщеславия, мук соперничества, борьбы, поражений. В школах были введены ряд позорящих наказаний, задевающих самолюбие» [10].
К. Д. Ушинский считал, что «если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными». «Также воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается», - писал он [28]. Большое значение Ушинский придавал в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети, - писал он, - ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано… Это убивает стремление к совершенству».
А. Дистервег считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения «…Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний» [8].
В. Н. Худяков определял наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы [11].
М. В. Ломоносов же предлагал использовать поощрения и наказания иначе. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами «в присутствии всей гимназии». В качестве наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости» наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как убеждение и пример [12].
Неосуществимость этих и подобных высказываний становилась очевидной при первом столкновении с действительностью. Но сам факт отрицания этой действительности был прогрессивным явлением [13].
Важна и роль А.С. Макаренко. Он считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо [14].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001;
2. Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1953. - 256 с.;
3. Герцен А. И. Избранные педагогические высказывания, М., 1951;
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? - М.: Масс-Медиа, 1995. - 240 с.;
5. Гмурман В. Е. Поощрение и наказание в школе. - М.: Просвещение, 1962. - 123 с.;
6. Гордин А. Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. - М.: Просвещение, 1967. - 197 с.;
7. Гордин А. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М.: «Педагогика», 1971. - 200 с.;
8. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1956. - 289 с.;
9. Драгунова Т. В. Подросток. - М.: Знание, 1976 - 234 с.;
10. Каптерев П. Ф. Четыре публичных лекции о первоначальном воспитании детей // Народная школа, 1875, №7, с. 3-15;
11. Крутецкий В. А. Возрастные психологические особенности подростка. - М.: Академия, 1970. - 176 с.;
12. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. - СПб.: Питер, 1993. - 324 с.;
13. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.;
14. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М.: Лениздат, 1981. - 319 с.;
15. Медведева И. В., Шишова Г. В защиту похвалы // Семья и школа. - 1993. - №8. - С. 14 – 17;
16. Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 1998. - 432 с.;
17. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология: Учебник. - М.: Роспедагенство, 1996. - 374 с.;
18. Островская Л. Ф. Надо ли наказывать детей - М.: Просвещение, 1967 - 168 с.;
19. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 604 с.;
20. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника / составитель – Н.Е. Щуркова. - М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, 1992. - 88 с.;
21. Педагогическая технология: учеб. пособие для студ. пед. специальностей. - Белгород: Белгориздат, 1998. - 400 с.;
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1960. - 370 с.
23. Рыданов И. И. О поощрении и наказании детей в семье. - М.: Аспект, 1980. - 117 с.;
24. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
25. Спиваковская А. С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М., 1986. - 87 с.
26. Струбицкий, В. В. Меры поощрения и наказания и методика их применения в нравственном воспитании учащихся. - СПб., 1961. - 107 с.;
27. Сухомлинский В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1986. - 270 с.;
28. Ушинский К. Д. Избранные сочинения: в 2 т. Т. 2. - М.: Просвещение, 1952. - 294 с.;
29. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1988. - 250 с.