Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Из века в век общество волновал вопрос происхождения и природы различий между людьми, так как возможности и способности людей разные.
Именно поэтому первоначальным объяснением природы индивидуальных различий и существования особых способностей у отдельных людей было заключение об их «божественном» происхождении.
Человек с выдающимися способностями, по мнению древних - счастливый избранник богов. Китайский мыслитель и философ Конфуций считал, что необходимо выявлять одаренных детей с целью последующего интенсивного обучения. Данная идея была воспроизведена в Древнем Китае, где для отбора применяли разные испытания на логическое мышление, память, фантазию. Из выше сказанного можно сделать вывод, что идея отобрать «одаренных» имеет достаточно давнюю историю.
В последние годы значительно возросло внимание к одаренным школьникам как стороны научных работников, так и со стороны практиков.
Многие ученые осознали значимость данной категории детей как будущей научной элиты и двигателя прогресса страны. При этом, по-прежнему, в содержании работы с одаренными школьниками преобладает развитие их способностей, тогда как область социального развития данной категории детей зачастую остается без должного внимания.
Результаты отечественных и зарубежных исследований, эмпирические данные говорят о наличии ряда проблем у одаренных школьников, во многом связанных со сферой взаимодействия с микросоциумом.
Традиционные субъекты образовательного процесса: дети, родители и педагоги становятся подчас треугольником проблем для одаренного школьника. Его способности вызывают сложности в процессе обучения, раздражают сверстников, не поддерживаются родителями. И возникает эффект «слияния с толпой», так как это значительно проще, чем выделятся на общем фоне.
Это приводит к тому, что процент успешных, самореализовавшихся взрослых значительно ниже процента одаренных детей, детей, демонстрировавших даже не потенциалы, а серьезные успехи в различных областях науки, искусства, спорта. Это вызывает необходимость серьезного внимания не только к созданию условий для развития способностей одаренных школьников, но и созданию условий для их успешного социального развития данной нестандартной категории детей.
Целью данной работы является рассмотрение задатков как природных предпосылок способностей.
Задачи:
- рассмотреть влияние задатков на проявление способностей;
- описать вопрос развития задатков и способностей, особенности младшего школьного возраста и его значения для развития задатков и одаренности;
- проанализировать роль стратегий обучения в выявлении задатков и развитии одаренности;
- представить методы и схему исследования интеллектуальных способностей детей.
Объект исследования – задатки и способности. Предмет исследования – условия развития интеллектуальных задатков и способностей в младшем школьном возрасте.
ГЛАВА 1 Теоретический анализ задатков как природных предпосылок способностей
1.1 Влияние задатков на проявление способностей
Человек обладает двумя классами задатков: врожденными и приобретенными. Первые – это «природные, вторые – «социальные», «культурные». Многие природные задатки – общие как для человека, так и для животных. Так, природными задатками являются способности к восприятию, запоминанию, мышлению. Они развиваются по мере созревания организма и проявляются во внешних обстоятельствах.
В создание теории способностей внес огромный вклад Б. М. Теплов. Ученый предложил три формулировки способностей.
1 Способности как индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого.
2 Способности не просто индивидуальные особенности, а те, что имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих деятельностей.
3 Способность не сводится к знаниям, навыкам и умением, выработанным у конкретного человека.
Как полагал Б. М. Теплов, способности не могут существовать по-другому, как только постоянно развиваться. Если способность не развивается и человек ей не пользуется, со временем она перестает функционировать. Только при помощи постоянных упражнений, которые связаны с регулярными занятиями сложными видами деятельности (музыка, творчество, математика, спортивные занятия) можно поддерживать и развивать развитие способностей.
Б. М. Теплов считал, что человеческие способности не могут существовать по-другому, как постоянно развиваться. Если способность не развивать, она теряется.
В отличие от способностей, задатки существуют и не теряются долгое время. Задатки, прежде чем превратиться в способности, проходят достаточно долгий путь своего развития. Для многих способностей человека данное развитие берет начало с первых дней жизни. Если же человек занимается теми видами деятельности, в которых его способности развиваются, то развитие способностей продолжается.
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. Это подготовка анатомической и физиологической основы будущих способностей. Это также становление задатков небиологического характера. Это и формирование нужной способности. Эти процессы могут протекать независимо друг от друга.
Первый этап развития любой способности связывается с формированием нужных структур и функциональных органов. Как правило, это дошкольный период развития (до 6-7 лет). На этом этапе совершенствуется работа всех анализаторов, развивается дифференциация отдельных участков головного мозга, связей между ними. Формируются благоприятные условия для формирования у ребенка общих способностей, уровень которых является предпосылкой для развития специальных способностей [7, С. 63].
Ключевую роль в развитии способностей играет комплексность, то есть одновременное развитие нескольких способностей, которые дополняют друг друга. Развивать одну способность, не уделяя внимание другим, которые с нею связаны, нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения.
Способность использовать речь, совершенное владение ею – это относительно автономная способность. Но это умение как органический элемент включается в межличностные и творческие способности.
Отечественные психологи и педагоги Запорожец A.B., Пoддъякoв H.H. сформулировали принципы, содержание и методы умственного развития дошкольников, что дало возможность улучшить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие способностей ребенка [2, с. 23].
Аргументирована важность прямого управления развитием способностей ребенка. Итоги исследований показали, что основа развития умственных способностей – это овладение ребенком действий замещения и наглядного моделирования. К старшему дошкольному возрасту ребенок становится способен связывать между собой, структурировать многоплановые знания, что говорит об овладении им социально созданных способов познания. Это сенсорные эталоны, наглядные модели и значения, которые отражаются в форме знаков. Овладевал этими познавательными средствами ребенок в решении познавательных задач [9, с. 156].
Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста нацелено на то, чтобы ребенок усваивал знания, умения и навыки в различных видах деятельности, совершенствовал мыслительные процессы, овладевал способами практической и умственной работы.
Познавательный интерес представляет собой важное личностное образование, сформированное в процессе жизнедеятельности личности. Этот интерес создается в социальных условиях его существования и не присущ человеку с рождения.
Творческие способности развиваются с новорожденности.
1.2 Развитие задатков и способностей. Особенности младшего школьного возраста и его значения для развития задатков и одаренности
Развитие способностей включает в себя несколько уровней:
Задатки - природные предпосылки к развитию; сами способности;
1) одаренность - совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;
2) мастерство - выполнение определенной деятельности с совершенством;
3) талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;
4) гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.
Рассмотрим одаренность как уровень развития задатков и способностей.
В современном обществе ежедневно возрастает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
На сегодняшний день большинство специалистов, работающих с одаренными детьми, учителей, педагогов-психологов признает, что уровень и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо-культурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности.
Проанализировав результаты отечественных и зарубежных исследований в области современной теории и практики одаренности, можно сказать, что в них достаточно полно представлены исследования интересов и способностей, факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, стремление к знаниям, мотивации достижения, познавательных потребностей и т.д. [5]. Кроме того, большое внимание уделяется вопросам воспитания одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.С. Юркевич и др.). При участии Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» разработана «Рабочая концепция одаренности» [1, с. 48], которая отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности, в которой отражена теоретическая база для определения одаренности, ее видов, решения ключевых проблем одаренности и др. [10, с. 90]
В современной науке существуют различные теории когнитивного развития одаренных детей.
1) Теория «Стимула-Реакции»
2) Время реагирования одаренных учеников быстрее, чем у обычных учащихся.
3) Теория развития Пиаже
4) Одаренные дети развиваются на разных этапах быстрее обычных детей (ранняя речь).
5) Когнитивная теория
Одаренный учащийся имеет превосходные аналитические, творческие и метакогнитивные навыки
Когнитивные особенности личности:
– быстрая скорость обучения;
– продвинутое когнитивное развитие в одной или в нескольких академических сферах;
– сочетание разных видов мышления;
– способность к длительной концентрации внимания;
– оригинальность мышления;
– обостренное чувство справедливости;
– способность к рефлексии;
– ранее языковое развитие и развитие навыков чтения;
– нестандартная способность к осмыслению;
– интеллектуальная любознательность.
Значительно более важным представляется формирование умения выявлять одаренных детей, обладающих любого рода неординарными способностями и создавать необходимые условия для их развития и успешной самореализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2019. № 2. С.46-68
2) Витвицкая Е., Как появляется радуга : (опыт осуществления проекта "Успех", 1-4 класс) // Воспитание школьников. — 2020. — № 4. — С. 23-31.
3) Жермен-Уильямс Т., Учим детей решать задачи и проблемы : практическое руководство для думающих родителей и педагогов. — Москва : Лаборатория знаний, 2020 [т. е. 2019]. — 136 с.
4) Иванов Д. А., Развитие в профессиональной деятельности учителя // Народное образование. — 2019. — № 5. — С. 73-77.
5) Курасов Н. В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания / Н. В. Курасов, И. А. Ледовских, Н. А. Ручкова // Интеграция образования. 2019. Т. 19, № 3. С. 52−58. doi: 10.15507/Inted.080.019.201503.052
6) Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: учебное пособие для вузов / А. А. Лосева. - М., 2019
7) Маматов А. М., Развитие одаренности учащихся начальной общеобразовательной школы в Республике Узбекистан // Среднее профессиональное образование. — 2020. — № 8. — С. 63-65.
8) Мелик-Пашаев А., Желания - вестники возможностей. О мотивационной основе развития художественной одаренности детей // Искусство в школе. — 2019. — № 5. — С. 2-8.
9) Мягких А. А., Оптимизация общенациональной системы выявления и поддержки одаренной и талантливой молодежи в России // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 1. — С. 156-162.
10) Песков В. П., Особенности представлений у художественно одаренных детей // Искусство и образование. — 2020. — № 2. — С. 88-97. —
11) Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2019. - № 6. - С. 33-40
12) Толочек В. А., Континуум «задатки - способности - профессионально важные качества – компетенции»: открытые вопросы // Психологический журнал. — 2020. — Т. 41, № 4. — С. 32-45
13) Шадриков В. Д., Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одаренности» // Психологический журнал. — 2020. — Т. 41, № 3. — С. 140-142.
14) Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч-практ. конф. Кострома, 13–14 апреля 2019 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2019
15) Щербинина О. С., Особенности социально-педагогической поддержки одаренных школьников в современных образовательных условиях // Социальная педагогика. — 2019. — № 4. — С. 40-45.