Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность
Со второй половины прошлого столетия мы наблюдаем период глобальных трансформаций в технической сфере и масштабное развитие Интернета. Возникновение Интернета связано с 1969 годом, когда Пентагон, для того, чтобы увеличить качество системы национальной обороны, интегрировал через телефонную станцию все компьютеры американских командных пунктов в сеть «Арпанет». С 80-х гг в США начинается исследование, которое интегрирует компьютеры для обмена информацией между ведущими центрами. 6 августа 1991 года появляется первый веб-сайт. И Интернет начинает все больше и больше проникать в жизнь общества. Уже есть понятие «Интернет-зависимость». Интернет сформировал новый мир для общества.
На стыке веков появляются системные трансформации в структуре медиасистем многих стран мира. В 1995 году социолог Н. Негропонте говорил, что дигитализация, то есть перевод информации в вид цифры, инициирует формирование и создание нового контента, будут новые эксперты и экономические модели, отдельные поставщики информации.
Интернет меняет и тип журналистики. До сих пор ученые определяются, каким общим определением назвать этот тип журналистики, принадлежащий только ко всемирной сети. Ее называют «онлайн-журналистикой» (М. Б. Паломо Торрес), «цифровой журналистикой» (Х. Канга Лареки и Б. Гарсиа Галло), «кибержурналистикой» (Х. Флорес Вивар) и пр. Сайты с журналистской тематикой называют «интернет-СМИ», «сетевые медиа» и «онлайновые медиа».
Изменяются роли и функции журналистов и читателей. Журналисты теперь – эксперты во всех областях. Журналист сейчас – это тот, кто может сам написать текст, записать аудиокомментарий, сделать видеоролик и фоторепортаж. Читатели теперь активно участвуют в функциях СМИ, сами создают сайты со своим контентом.
Интернет изменил и способ взгляда общества на новости. Если до появления Интернета социум узнавал о новостях из телевидения, главный источник информации для него были книги и журналы с новостями, то теперь приоритет становится у Интернета.
Целью данной работы является рассмотрение влияния СМИ на социальную и экономическую жизнь человека в современной России.
Задачи:
- описать актуальные тенденции в развитии технологий распространения СМИ;
- рассмотреть трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ;
- проанализировать современные требования к журналисту;
- описать вопросы информации как практической проблемы, вопросы медианасилия в современных медиа;
- рассмотреть альтернативные СМИ как способ самореализации молодежи.
Объект исследования – влияния СМИ на социальную и экономическую жизнь человека. Предмет исследования – влияние СМИ на жизнь человека в современной России.
1. Особенности функционирования современных СМИ
1.1 Актуальные тенденции в развитии технологий распространения информации и медиа. Трудности в определении сущности и функций Интернет-СМИ
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно.
Происходит глобальное распространение социальных сетей, блогов, индивидуальных масс-медиа и пр.
Эта проблема становится важной для развития мировой экономики и социальной, политической структуры общества. Масс-медиа определяют особенности устройства социума, методы создания в нем сообществ, их коммуникации с институтами государства. Масс-медиа определяют типы организации экономики, особенности занятости населения, образ жизни и социальные установки большей части населения в стране. Но все таки основные формы существования социума, основы управления им, коммуникации, характер современного социума сохранятся1.
Растущий масштаб влияния масс медиа на разнообразные сферы общества и страны требует выверенной стратегии управления ситуацией в развитии сферы медиа. Это подчеркивается также тем, что уровень и размах вложений в развитие быстро трансформирующихся технологий становится все более приоритетным, а уровни влияния новых масс медиа все меньше и меньше прогнозируемы.
Даже учитывая то, что в настоящее время увеличиваются показатели потребления информации в сети, концентрация производства информации будет сохраняться за профессиональными СМИ. Но события интерпретируются и доступны практически каждому. То, насколько авторитетен источник информации, определяет уровень доверия к ней. Основной способ передачи первичного новостного контента – беспроводные и проводные интернет и другие сетевые технологии, которые могут передавать огромные объемы информации в режиме реального времени.
Интерактивность становится нормой. Уже привычно, что автор статьи напрямую коммуницирует с аудиторией, обсуждает сложные и важные вопросы.
Актуален вопрос того, какая информация может находиться в доступе общественности (библиотеки, масштабные архивы).
Если же говорить про профессиональный контент, то практически нет отличий в его аудитории. Но есть принципиальное отличие между типами такого контента и способами его доставки читателю. Происходит усиление важности индивидуализации в потреблении контента.
Также есть тенденция дробности потребления. Например, пользователю удобнее прочесть статью вместо газеты, увидеть один сюжет вместо целого выпуска новостей и пр. Следовательно, сама аудитория становится более сегментированной и дробной. Также важно подчеркнуть, что сейчас читателю в Интернет-СМИ важны звук и визуальная картинка. Поскольку онлайн-СМИ влияют непосредственно на общество, он изменяется. Не только в сфере информации, но и в экономике, политике формируются сетевые структуры. Средства массовой информации запускают процессы изменений социума и, соответственно, развиваются сами.
Новые прогрессивные Интернет-СМИ могут существовать только в постоянно меняющихся условиях. Поэтому консервативные методы оценки системы СМИ уже важно пересматривать.
Сложность состоит в том, что часто нет критериев, по которым конкретный сетевой ресурс информации может быть назван областью средств массовой информации. Время от времени в сети мы можем увидеть различные интерпретации и характеристики, что нужно и можно считать за онлайновые СМИ. Онлайн СМИ есть уже более десяти лет, но пока нет общепринятого мнения к и определению. Кто-то утверждает, что Интернет – это просто канал распространения информации, кто-то – что это новая среда для общения, где есть и средства массовой информации в том числе. Последние могут быть самостоятельными. Нет также и методов исследования Интернет-изданий. Поэтому сложно произвести классификацию онлайн-СМИ. Но, так или иначе, в информационном пространстве Интернет-СМИ существуют и это не нуждается в аргументах. И с каждым годом роль Интернет-СМИ все более и более увеличивается. Интернет-СМИ – это целая индустрия, куда, например, перетекают финансовые вложения в рекламу от традиционных СМИ. Интернет-СМИ сливаются с телевизионными, радио СМИ.
Интернет – это способ общения. При помощи СМИ каждый сайт – это средство общения. У многих руководителей и менеджеров, если брать нашу страну, есть Интернет-блог. Каждый день в блогах публикуется более 1,5 млн сообщений.
Интересный факт. Мы можем не знать имена соседей по лестничной площадке, но узнать больше информации из форумов и от блоггеров.
Из недостатков или минусов того, что сейчас так развиты онлайн-СМИ, является то, что страдает качество материалов, которые они предоставляют. Часто федеральные журналисты, взяв информацию из онлайн-СМИ, не проверяют ее, и это может привести к курьезам.
Где больше доверия – к Интернет-СМИ или к официальным источникам? Сложный вопрос. Область Интернет-СМИ специфична, ее предпочитают издатели традиционных СМИ, ведь не просто так большинство газет и журналом имеют сайты с Интернет-версиями. Между традиционными СМИ и Интернет-изданиями идет экономическая конкуренция: бумажные газеты получают около 70 % доходов от рекламы, но сейчас эти поступления замедляются, т. к. бурными темпами растет рекламная выручка Интернет-изданий. Проблема в естественных ограничениях, которые в Интернете не преодолеть. Например, продажи услуг в Сети эффективны, а продажи недвижимости невозможны. По оценкам различных специалистов (журналисты, политологи, социологи и т. п.), будущее Интернет-СМИ в мире одновременно радужно и непредсказуемо.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1) Баранова Е. А. Конвергенция СМИ устами журналистов-практиков: монография. — М.: Прометей, 2017
2) Бекбулатова Т. Дорога в Аскиз// https://nasiliu.net/doroga-v-askiz/ (дата обращения 01.04.2021)
3) Бузгалин А. В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Вопросы экономики. 2018. № 3. С. 125-141.
4) Булганина С. Н. Природа и структура экономических субъектов: монограф. / С. Н. Булганина. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2019
5) Варламова Д.Автор, пиши еще: как блогеру заинтересовать издателей? [Электронный источник]:https://theoryandpractice.ru/posts/10751-blogger-writer(дата обращения: 01.04.2021)
6) Волкунова Е. Всё впереди//https://takiedela.ru/2019/11/vse-vperedi/(дата обращения 01.04.2021)
7) Гусейнов Г.Ч. Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение. – М., 2016, № 33
8) Декларация Гильдии судебных репортеров "О принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования"// https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/759-deklaratsiya-gildii-sudebnykh-reporterov-o-printsipakh-chestnoj-raboty-v-zhanrakh-sudebnogo-ocherka-i-reportazha-a-takzhe-zhurnalistskogo-rassledovaniya (дата обращения 01.04.2021)
9) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 222 с.
10) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 01.04.2021)
11) Исторические хроники// https://archive.is/20120909085610/www.izvestia.ru/letters/article36588/#selection-777.0-777.20 (дата обращения 01.04.2021)
12) Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс ; пер с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2019
13) Кодекс профессиональной этики российского журналиста// http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения 01.04.2021)
14) Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве художественного текста //Филологические заметки (PhilologicalStudies). –Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018
15) Кубатьян Г. С. Travel-журналистика: путешествуйте и зарабатывайте. — Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2017
16) Ле Бон Г. Психология масс // Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
17) Медведев С.А. Некоторые тенденции развития отношений Автор-Читатель в интернет- рецензии // Филология и человек. –Барнаул, 2015,№ 1. – 124 – 130 с.
18) Молчанов А. В. Отзыв о портале Ридеро [Электронный источник]:https://ridero.ru/l/success/#author-11 (дата обращения: 01.04.2021)
19) Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М., 2017
20) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 01.04.2021).
21) Пинчук О. В. Жанровые и тематические особенности сетевого видеоконтента // Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа / Под ред. А. М. Шестериной. Воронеж, 2018. С. 145
22) Родрик, Д. Парадокс глобализации: демократия и будущее мировой экономики / Д. Родрик. – М.: Институт Гайдара, 2018
23) Телевидение между искусством и массмедиа / Ред.-сост. А.С. Вартанов. – М.: Государственный институт искусствознания. М., 2015
24) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/(дата обращения 01.04.2021)
25) Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я // Я и Оно. Тбилиси, 1991. С
26) Хартия телерадиовещателей// https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756(дата обращения 01.04.2021)
27) Щекотуров А.В. Net-дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков // Вестник ННГУ им. Лобачевского. 2018. №3(1). С. 441-445.
28) The Norwegian Government’s Campaign to Combat Violence in the Visual Media. – Oslo, 1995
29) Whitty M.T. Liberating or debilitating? An examination of romantic relationships, sexual relationships and friendships on the Net // Computers in Human Behavior, 2008. V. 24. P. 1837-1850.