Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия.
Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов, а лишь исполнять волю Аллаха.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII--Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман --Коран и Сунна.
Объектом исследования является религиозная правовая система.
Предметом исследования являются отличительные особенности религиозной правовой системы, основы ее возникновения и развития.
Объектом исследования является мусульманское право.
Предметом исследования являются отличительные особенности имущественных и договорных отношений мусульманским правом.
Целью курсовой работы: всестороннее исследование имущественных и договорных отношений мусульманским правом.
Исходя из поставленной цели в работе определены следующие задачи:
- изучение понятие мусульманского права;
- рассмотрение проблем и источников мусульманского права;
- исследование особенностей имущественных и договорных отношений мусульманским правом.
В основе данной курсовой работы легли научные труды ученых-юристов в области теории государства и права: Г.В. Атамчук, А.Б. Венгеров, Н.И. Матузов, А.В. Поляков и др. В работе широко использованы публицистические материалы по вопросам выбранной темы, которые публиковались в журналах.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные: сравнительный и аналитический методы.
Глава 1. Понятие, источники и проблемы мусульманского право
1.1 Понятие мусульманского права
Большинством исследователей данной темы констатируется тот факт, что характерные черты религиозных правовых систем находят свое отражение в различных аспектах, а именно в том, что каждая правовая система современности является частью отдельной религии (ислама, буддизма, иудаизма).
Соответственно, нормы права в своем базисе имеют религиозные представления и верования, вследствие чего правовые и религиозные нормы переплетаются теснейшим образом, а зачастую полностью совпадают, поскольку в религиозных системах права не произошло явного отмежевания норм права и иных социальных норм, прежде всего религиозных.
Феномен права рассматривается в качестве результата Божественного откровения, а государство и личность являются носителями данного откровения, их задачей является лишь верно осознать и растолковать Божественное откровение. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся статичность религиозных норм, их содержание менялось с течением времени, благодаря новым толкованиям священных текстов религиозными деятелями1.
В отличие от закрепленного в англо-саксонской и романо-германской системах права общечеловеческий принцип равенства в религиозных системах рассматривается достаточно своеобразно, для личности закреплены разнообразные правовые статусы в соответствии с ее принадлежностью к определенной группе (пол, социальная принадлежность и т.д.).
Общеизвестно, что право и религия по сути являются формализованными регуляторами общественных отношений, соответственно, нормы западных правовых систем получили свое закрепление в нормативно-правовых актах и судебных прецедентах.
Для религиозной системы права источниками являются священные тексты (Коран), толкования авторитетных религиозных деятелей, переводы, откровения, постановления руководящих органов религиозных организаций. Соответственно, к юридической технике предъявляются особые требования, и, если нормам европейского права присуща конвенционная форма, которая является достаточно условной (термины, определения, понятия), то язык религии воспринимается верующими буквально.
В исламе господствующей является «теория общности», согласно которой государство играет роль служителя установленной официальной религии. Мусульманское право, являясь составной частью ислама, рассматривается как специфическая правовая система, существующая в рамках исламской религии и имеющая государственный характер. Главной особенностью мусульманского права является его близость к праву более всех существующих на сегодня религий2.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Войтович Х.М. Понятия «шариат» и «фикх» и их соотношения в мусульманском праве / Х.М. Войтович // Научный вестник ЛДУВС. 2018. №3. - С. 43-47
2. Воротников А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 — 640с.
3. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2019. - 472 с.
4. Лубская М.В. Взаимосвязь исламского теоретического богословия и права / М.В. Лубская // Актуальные проблемы истории, теории и практики художественной культуры: сборник науч. работ. 2017. Вып. 17. - С. 178–185.
5. Лукьянов Д.В. Религиозные правовые системы :вызовы современности //Проблемы законности.-2019.-№130. – С.45-47.
6. Магомедов И.А. Особенности мусульманского права// Вестник Оренбургского государственного университета.-2019.-№3. – С.85-86.
7. Матузов Н. И. Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 640 с
8. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. - М.: Маркет ДС, 2020. - 640 с.
9. Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 401 с.
10. Поляков В.А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода:Курс лекций. - СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. – 398 с.
11. Рашидов С.Ф. Источники мусульманского права / С.Ф. Рашидов // Вестник ЛНУ. 2018. №2. - С. 204-206.
12. Рене Давид. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В. А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 2017. - 377 с.
13. Розанов Р.А. Теория государства и права/ Р.А. Розанов. - М.: Юрист, 2018. - 560 с.
14. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовое системы современности): [учебник] / А.Х. Саидов; под ред. В.А. Туманова. М.: Юрист, 2018. - 448 с.
15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для вузов. - М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2020. – 675 с.