Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дипломатическая стратегия любой страны должна основываться на геополитическом окружении страны и руководствоваться международным стратегическим мышлением в соответствии с национальными интересами. Характеристики современного геополитического статуса Казахстана довольно сложны, поскольку это огромная недоразвитая территория с богатыми природными ресурсами и находится между Российской Федерацией и Китаем. Экономические, военно-политические, национально-культурные и духовные связи Казахстана в Евразии постепенно становятся объектом широкомасштабных политических игр в Азии и находятся в геополитических интересах основных стран мира. В конце концов, не только Китайская Народная Республика и Российская Федерация, но также Соединенные Штаты Америки (США) и Европа, Турция, Иран, Пакистан, Индия, Саудовская Аравия, Япония, Южная Корея, Малайзия и Индонезия объявили о своих особых интересах в регионе. Но для Казахстана в первую очередь важно сбалансировать отношение с Китаем, Россией, Соединенными Штатами Америки, и в меньшей степени, Евросоюзом и странами Центральной Азии.
Учитывая позицию открытости к взаимовыгодному международному взаимодействию, Казахстан проводит активную многовекторную политику на мировой арене. Казахстан выдвигает основные цели внешней стратегии: интеграция страны в международное сообщество, обеспечение национальной безопасности, содействие экономическому развитию, а также защита прав и интересов граждан за пределами Казахстана.
Суть ее заключается в установлении и развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья.
Объектом курсовой работы являются взаимоотношения Китая и Казахстана с 1991 года и сегодня.
Предметом работы выступают учебная литература, правовые нормы, регулирующие эволюцию взаимоотношений Китая и Казахстана с 1991 года и сегодня
Целью настоящего исследования является анализ эволюции взаимоотношений Китая и Казахстана с 1991 года и сегодня.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть период отношений Китая и Казахстана с 1991 г. до конца IX – начала XX вв.;
– исследовать взаимоотношения Китая и Казахстана с нач. XX вв. до концепции «Один пояс, один путь» 2015 года;
– охарактеризовать «Один пояс-один путь»: горизонты сотрудничества Европейского союза, Китая и Казахстан.
Методологическую основу исследования составили совокупность как теоретических, так и методологических способов познания общественных явлений, таких как исторический, системный, аналитический. В основу исследования также положен диалектический метод. В работе использовались также сравнительно-правовой, структурно-правовой и формально-юридический методы исследования.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как: Д.У. Алшимбаева, А.М. Мырзахметова, А.Т. Еримпашева, Е.С. Аничкин, А.А. Серебряков, М. Ауган, Т. Ормышева, Ф. Кукеева, Д. Жекенов, Г.У. Биримкулова, И.С. Зонн, С.С. Жильцов, А.В. Семенов, А.Г. Костяной, и др.
Структура исследования обусловлена его предметом, целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Глава 1. Период отношений Китая и Казахстана с 1991 г. до конца IX – начала XX вв.
Основой делимитации границ между государствами ЦА, в том числе Кыргызстаном и КНР, и последующей их демаркации служили основные правовые документы по разграничению пределов между Российской и Китайской империями на среднеазиатском участке (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), заключенные еще в конце XIX в. Начало русско-китайскому разграничению в ЦА положило заключение Пекинского договора между Россией и Китаем 2 ноября 1860 г. как дополнительного к Айгуньскому и Тяньзиньскому договорам. Согласно этому договору была определена граница от Западных Саян до Памира.
В общих чертах Пекинский договор определял принципы и направление будущей границы. Продолжением Пекинского трактата стал Чугучакский протокол от 25 сентября 1864 г. (по которому прохождение границ определялось по естественным географическими границам – хребтам, горам, рекам) .
После установления дипломатических связей с Кыргызстаном, Казахстаном и Таджикистаном КНР для обеспечения стабильности отношений прежде всего сконцентрировала свои усилия на урегулировании пограничных вопросов с ними.
В третьем десятилетии независимости Казахстан стал стабильным государством с быстрым экономическим развитием и четко определенным приоритетом внешней политики. Он является «лидером» экономики Центральной Азии, где нефть и природный газ являются основной отраслью промышленности страны, на которую приходится 60% валового внутреннего продукта (ВВП) Центральной Азии.
Привлечение иностранных инвестиций является второй важной целью внешней политики Казахстана. 52% казахстанского экспорта составляют уголь, нефть, нефтепродукты, медь, никель и алюминий. 67% продукции экспортируется в Великобританию, Германию, Нидерланды, Китай, США, Швейцарию. Соответственно, основное привлечение иностранных инвестиций, в основном направлено в нефтегазовую отрасль. Призванный, по словам правительства Казахстана, «стать локомотивом, который выведет страну из экономических трудностей», рассматривалось в Нурсултане (Астана) как задача стратегической важности .
В рамках переговоров по пограничным вопросам между КНР и совместной делегацией России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана были достигнуты соглашения о мерах доверия и сокращении вооруженных сил в районе границы. 26 апреля 1996 г. в г. Шанхае состоялась первая встреча лидеров Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, на которой было подписано Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Документ предусматривал, что вооруженные силы сторон в приграничной зоне не будут проводить военные учения, установят ограничения на их масштабы, зон и число .
Именно в апреле 1996 г. в Шанхае на встрече лидеров пяти государств впервые появился термин «Шанхайская пятерка». Возникновение «Шанхайской пятерки» внесло позитивный импульс в характер международных отношений и положило начало многостороннему сотрудничеству Китая с государствами Центральной Азии. В 2001 г. формат форума «Шанхайской пятерки» был преобразован в полноценную организацию – Шанхайскую организацию сотрудничества.
В 1996 году Казахстан стал второй после России страной Содружества Независимых Государств (СНГ), которая разместила государственные ценные бумаги на международном рынке. Казахстан стал страной, которая привлекает больше всего иностранных инвестиций в Центральной Азии. В 90-х годах внешние экономические связи Казахстана действительно диверсифицированы. В 1999 г. доля промышленно развитых стран во внешней торговле (34%) впервые превысила долю России (27%).
Казахстан привлекает более 10 миллиардов долларов иностранных инвестиций, в основном в нефтегазовую и металлургическую отрасли (55% и 20% от общего объема инвестиций соответственно).
В 2003 году в Казахстане был принят Закон «Об инвестициях», который отменил предыдущий Закон «Об иностранных инвестициях» и Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций», предоставил многие из тех гарантий и средств защиты для иностранных инвесторов. С 2005 до 2015 года, важность государств-членов Европейского союза (в основном, страна Индерланды и Франция) как источника инвестиций подчеркивает правительство Казахстана. В течение этого периода доля притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Китая увеличилась с 2% (2007) до 9% (2013). Доля России в основном не изменилась, составив 5% от общего притока ПИИ в 2013 году .
На формирование внешней политики независимого Казахстана определяющее влияние оказала Россия, что не только связано с серьезной зависимостью от России в политической, экономической сферах и сфере безопасности, но и в значительной степени связано с далеко идущими последствиями русской культуры для Казахстана во времена Советского Союза. Это особенно очевидно в начале независимости Казахстана: в 1990-х
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алшимбаева Д.У., Мырзахметова А.М., Еримпашева А.Т. Трансграничные связи сопредельных государств в контексте развития приграничных территорий: теоретический аспект (на примере Казахстана и Китая) // Экономика: стратегия и практика. 2020. Т. 15. № 1. С. 153-163.
2. Аничкин Е.С., Серебряков А.А. Правовое регулирование технопарков в отдельных странах Шанхайской организации сотрудничества: опыт России, Китая, Индии и Казахстана // Правовая культура. 2019. № 2 (37). С. 85-100.
3. Ауган М., Ормышева Т., Кукеева Ф., Жекенов Д. Проблема трансграничных рек в отношениях между Казахстаном и Китаем // Центральная Азия и Кавказ. 2018. Т. 21. № 3. С. 69-79.
4. Биримкулова Г.У. «Один пояс-один путь»: горизонты сотрудничества Европейского союза, Китая и Казахстан // Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 320-323.
5. Гаспарян К. Участие Казахстана в инициативе Китая «Один пояс – один путь» // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 5. С. 1280-1291.
6. Додонов В.Ю. Экономическое сотрудничество Казахстана и Китая в первые годы реализации инициативы пояса и пути: оценка предварительных итогов // Проблемы постсоветского пространства. 2019. Т. 6. № 2. С. 129-148.
7. Зонн И.С., Жильцов С.С., Семенов А.В., Костяной А.Г. Трансграничные реки Казахстана и Китая // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. № 4 (27). С. 82-90.
8. Ифэн Ма. Гуманитарное сотрудничество между Китаем и Казахстаном на современном этапе // Клио. 2020. № 8 (164). С. 82-86.
9. Калиева С.А., Амрин А.К., Альжанова Ф.Г. Сотрудничество казахстана и китая в сфере трудовой миграции в рамках формирования экономического пояса «шелкового пути» // В книге: Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Материалы XVIII Международной научной конференции в рамках Общественно-научного форума «Россия: ключевые проблемы и решения». Ответственный редактор В.И. Герасимов. 2019. С. 331-334.
10. Кудряшов В.С., Кузнецова А.С. Сравнительный анализ направлений развития транспортно-логистических артерий в Российской Федерации, Республике Казахстан и в Китае // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2019. № 9 (11). С. 129-136.
11. Куланда Ц. Перспективы развития торгового сотрудничества Китая и Казахстана в свободной экономической зоне «хоргос» // В сборнике: Логистика и управление цепями поставок. Сборник научных трудов. Под редакцией В.В. Щербакова, Е.А. Смирновой. Санкт-Петербург, 2019. С. 100-101.
12. Ли Цюцзюань Новые возможности и новые вызовы, стоящие перед китайско-казахстанским торгово-экономическим сотрудничеством // Внешнеторговая практика. Пекин, 2018. С. 29-32
13. Ма И. Социально-экономические отношения между Казахстаном и Китаем после распада СССР // Genesis: исторические исследования. 2020. № 10. С. 105-112.
14. Ма И. Эволюция внешней политики Республики Казахстан в период 1991-2015 // Человеческий капитал. 2019. № 7 (127). С. 18-25.
15. Ма Ц., Каргаева Г.М.Н., Еркулова Г.С. Инвестиции Китая в Казахстане // Интернаука. 2019. № 3-2 (85). С. 55-57.
16. Сяоцюн Ли. Сотрудничество и перспективы между Китаем и Казахстаном в области чистой энергии в рамках шанхайской организации сотрудничества // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 2. С. 33.
17. Токеева А.А., Чернышов Ю.Г. Политика памяти и экономическое сотрудничество: пример реализации стратегии Китая «один пояс – один путь» в Казахстане // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2019. № 35. С. 183-188.
18. Черноносова Н.В., Рамазанова А. Логистика железнодорожных контейнерных перевозок республики казахстан по направлению Китай – Европа // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2019. № 9. С. 79-82.
19. Чернышев А.А., Чернышева Н.А. «Один пояс и один путь»: анализ эффектов внешнеторговой политики Китая на Россию и Казахстан // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2019. № 1. С. 230-234.
20. Шалтыков А.И. Китай – один из основных внешних субъектов Казахстана // News of Science and Education. 2017. Т. 3. № 8. С. 086-089.