Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления. В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента: – объективный, характеризующий его статику.
С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует мер его власти; – субъективный, выражающий его динамику.
Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти.
С учётом федеративного устройства России целесообразно рассматривать одним из первых оснований классификации территориальный масштаб деятельности (в целом схожим основанием для классификации является уровень функционирования). В соответствии с данным основанием органы исполнительной власти можно подразделить на федеральные, региональные и местные. Причём при проведении данной классификации необходимо отметить некоторые особенности. В Российской Федерации два уровня власти – государственная и муниципальная, и два уровня государственной власти – федеральная государственная власть и государственная власть субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральные и региональные органы исполнительной власти осуществляют государственную власть, а исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления – муниципальную.
Объектом курсовой работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти
Предметом исследования является совокупность норм права регулирующих деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации,
Целью курсовой работы является исследование органов исполнительной власти как субъектов административного права.
Задачи курсовой работы:
- изучит понятие и принципы органов исполнительной власти;
- выделить систему органов исполнительной власти;
- определить проблемы развития системы органов исполнительной власти Российской Федерации.
К анализу проблем касающихся органов исполнительной власти обращались многие ученые-административисты, среди которых можно выделить таких как: Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов, В.М. Манохин, Ю.Н. Старилов, и другие.
В работе были использованы методы диалектического подхода к социальным явлениям, системно-структурного анализа, функционального анализа, формально-логического и формально-юридического подхода к правовым явлениям.
1. Понятие и признаки органов исполнительной власти
Законодательство не содержит определения понятия «орган исполнительной власти», мы можем лишь привести примеры определения этого понятия российскими учеными. Одни ученые определяют орган исполнительной власти самостоятельной структурной частью государственного аппарата, которая находится в системе исполнительных органов государственной власти, имеет определенную компетенцию (государственно-властные полномочия) и имея своей целью практическую реализацию законов и организацию их исполнения осуществляет государственное управление .
Другие ученые определяют понятие «орган исполнительной власти» структурным подразделением государственно-властного механизма (государственного аппарата), которое создается при разделении властей для исполнения законов в таких сферах жизни общества как экономическая, социально-культурная и административно-политическая. Первостепенное значение имеет выделение в системе органов исполнительной власти отдельных структурных единиц и рассмотрение их в качестве поставщиков государственных услуг.
Под органом исполнительной власти будем понимать основанную в системе исполнительной власти в установленном порядке, отдельную, относительно самостоятельную организационную структуру государственной власти, характеризующуюся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией.
Органы исполнительной власти имеют статус юридического лица, образуются, как правило, в организационно-правовой форме учреждений и на практике имеют множество названий - комитеты, управления, инспекции, комиссии, палаты, администрации и так далее. Органы исполнительной власти могут создавать государственные учреждения и государственные предприятия для выполнения отдельных функций или решения отдельных задач. Общие принципы построения системы органов исполнительной власти закрепляются в Конституции страны, а специфика систем органов исполнительной власти на различных уровнях управления (центральном, региональном или местном) регламентируется отдельными нормативноправовыми актами соответствующих уровней. Можно выделить существенную особенность органов исполнительной власти как объектов и субъектов управления в системе управленческих отношений, возникающих в государственном управлении.
С одной стороны органы исполнительной власти являются субъектами государственного управления (реализующих целенаправленное воздействие на объекты управления граждан и организации), а с другой - сами являются объектом управления со стороны других ветвей власти, а также вышестоящих органов исполнительной власти).
Таким образом, органы исполнительной власти, с одной стороны, являются относительно самостоятельными структурными единицами, с другой являются частью большей организации - государства и реализуют функции по его поручению.
Выделяя признаки органа исполнительной власти необходимо отметить, что:
- конституционный принцип разделения государственной власти на три ветви власти характеризует государственно-правовую природу органов исполнительной власти;
- органы исполнительной власти являются внешней формой выражения исполнительной власти;
- органы исполнительной власти функционируют согласно принципам государственной и территориальной целостности РФ, суверенитета РФ, господствующего положения норм Основного Закона РФ в системе права, разделения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- важнейшая функция исполнительной власти - это приведение к исполнению нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения;
- деятельность органов исполнительной власти является управленческой, организующей, исполняющей, контрольной и распорядительной;
- орган исполнительной власти имеет свою организационную структуру, включающую в себя департаменты, отделы, управления, т.д.);
- органы исполнительной власти имеют право издавать акты управления (административных актов) .
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделены самостоятельностью и независимостью. Функциональная характеристика органов исполнительной власти в известной степени находит отражение в функциях исполнительной власти в целом, конкретизирует их. Очевидно, что соответствующее взаимодействие не является односторонним.
В основных направлениях деятельности исполнительных органов преимущественно проявляются свойства, присущие прежде всего исполнительной ветви власти.
Функции органов исполнительной власти определяются функциями государственного управления и фактически является частью функций государственного управления в целом и определяются общими целями государственного управления, такими как повышение общественного благосостояния, удовлетворения социальных потребностей и интересов, обеспечения правопорядка и безопасности и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144 (8198).
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. – 2020. – № 251 (8305).
3. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Учебная и научная литература
5. Агапов А.Б. Административное право : учебник / А.Б. Агапов. - М. : Юрайт, 2019. – 813 с.
6. Административное право России: учебник / В.В. Альхименко, А.А. Выручаев, А.А. Гришковец [и др.]; отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Проспект, 2020. - 368 с.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ИКД «Зерцало-М». – 2018. – 608 с.
8. Бахир О.И. Административное право в вопросах и ответах : учебное пособие / О.И. Бахир, А.В. Рябцев, С.М. Семиделихин. – Хабаровск : ХПИ ФСБ России, 2019. – 161 с.
9. Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. — 2019. — № 8. — С. 67—83.
10. Звягинцева Д.В., Кудряков И.В. Понятие и правовая природа органов исполнительной власти // Science Time. – 2016. – №5 (29). – С. 198-201.
11. Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М. Козлов. – М.: Юристъ, 2019. – 320 с.
12. Назаренко Т. А. Изменение системы и структуры органов федеральной исполнительной власти (2004—2017 годы) // Вестник Нижегородской правовой академии. — 2017. — № 14. — С. 27—28.
13. Россинский Б. В. Исполнительная власть и государственное управление // Lex Russica. — 2018. — № 7. — С. 24—38.
14. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2019. - 928 с.
15. Старилов Ю. Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. — Серия «Право». — 2017. — № 3. — С. 16—57.