Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сенсорное развитие является фундаментом для общего умственного развития ребенка, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов труда. Познание ребенка начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, и являются результатом его переработки.
Следовательно, полноценное умственное развитие является невозможным без опоры на нормальное восприятие.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте закладывается и формируется развитие сенсорных представлений у детей средствами дидактических игр и игровых упражнений. Для более успешного сенсорного развития необходимо непрерывное совместное с родителями развитие на основе партнерских отношений педагога и родителей.
Цель курсовой работы – выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Объект исследования – сенсорное развитие детей 3-4 лет.
Предмет исследования – выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Гипотеза исследования: младшие дошкольники обладают средним уровнем сенсорного развития.
Достижение поставленной цели определило ее приоритетные задачи:
1) Установить сущность сенсорного развития в психолого-педагогической литературе;
2) Выявить возрастные особенности детей 3-4 лет;
3) Определить особенности сенсорного развития детей 3-4 лет;
4) Отразить методики исследования уровня сенсорного развития детей 3-4 года;
5) Представить результаты исследования уровня сенсорного развития детей 3-4 лет.
Методы исследования: теоретические (изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, сравнение, систематизация, обобщение информации); эмпирический (диагностика); качественный и количественный анализ полученных результатов.
Степень разработанности проблемы. Проблема сенсорного развития детей 3-4 лет освещается довольно часто в психолого-педагогической литературе. Так, данную проблему затрагивают такие ученые, как: Л. Н. Антонова, Т. В. Башаева, А. К. Бондаренко и др.
Проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19», г…. Выборка составила 20 детей в возрасте 3-4 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные результаты диагностики, дидактические материалы и методические разработки могут быть использованы в практике работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы. Данная курсовая работа отвечает общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
1.Теоретические аспекты сенсорного развития дошкольников
1.1. Сущность сенсорного развития в психолого-педагогической литературе
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира [12, с. 85]. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве.
С точки зрения Е. Ф. Войлоковой, «сенсорное воспитание» воспринимается как развитие, ориентированное на совершенствование сенсорных процессов, являющихся первой ступенью познания, обеспечивающих переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, а затем к интеллектуальной деятельности. Сенсорные процессы, как известно интенсивно развиваются в дошкольном детстве [10, с. 56].
Содержание термина сенсорное воспитание раскрывается А. В. Запорожец [14, с. 51], Н. Н. Поддьяковым [23, с. 93] как «педагогическая деятельность, ориентированная на совершенствовании сенсорных процессов».
Методологической основой отечественной теории сенсорного воспитания XX века исследователи Б. Г. Ананьев [2], А. В. Запорожец [14] представляли как формирование систем перцептидных действий и сенсорных эталонов основанных на познавательной и практической деятельности детей.
Л. А. Венгер предложил формировать перцептивные действия (компоненты восприятия) в период младшего дошкольного возраста с применением индивидуально ситуативных средств, обосновывая тем, что они являются основой развития сенсорной культуры дошкольников [8, с. 14].
Теоретики и практики дошкольной педагогики М. Монтессори [19, с. 34], А. П. Усова [24, с. 62] считали, что сенсорное воспитание, обеспечивающее полноценное сенсорное развитие, и является основным направлением дошкольного образования.
Итак, сенсорное воспитание – это формирование органов чувств детей. А сенсорное развитие – это совершенствование имеющихся, физиологически заложенных природой задатков. Сенсорное воспитание и развитие взаимосвязаны, потому что любое развитие осуществляется под влиянием компонентов воспитания.
Формирование физического, сенсорного, нравственного и умственного воспитания одной из первых подробно обосновала в своих работах М. М. Манасеина, разработавшая концепцию сенсорного развития и воспитания [18, с. 15]. Автор утверждала, что чем быстрее ребенок научиться управлять органами чувств, тем быстрее будет формироваться его умственное развитие. Другими словами, родители должны развивать умственные способности детей посредством органов чувств.
М.М. Манасеина разработала систему приемов и средств сенсорного развитии детей. Первые годы жизни ребенка – самые важные, и необходимо с раннего периода развивать органы зрения, слух, осязание, обаяние, вкус. По мнению исследователя, немаловажно развивать «цветовое зрение», слух (избегать неожиданные звуки, определять расстояние по голосу) [18, с. 18].
М.М. Манасеина упоминала в своих работах лепку как средство узнавания частей объекта и его структуры, помимо моторики рук. Деятельность и поведение ребенка обусловлены инстинктом, подчеркивая, что стремление к деятельности у ребенка проявляется через самодеятельность [18, с. 19].
Интересны разработки М. Монтессори в области сенсорного развития детей. Она впервые ввела понятие «сенсорная культура», считая, что формирование такой культуры возможно при систематическом упражнении органов чувств детей в цветах, формах, величин предметов [19, с. 41]. Ошибка автора в приобретении нового опыта, а не развитии врожденного.
М. Монтессори в своих исследованиях особое внимание уделяла «гигиене мышления». Характерной чертой мышления является умение различать, группировать по конкретным свойствам объекта: вес, цвет, форма и т.д. Умение правильно различать объекты формируется посредством сенсорной гимнастики (гимнастика по развитию органов чувств).
Например, тактильное чувство, необходимо взять две деревянные дощечки одинакового размера, но с различными поверхностями (одна гладкая, другая шероховатая), предложить детям ощутить разницу (развитие осязания).
Н.М. Щелованов в своих трудах подчеркивает, что ранний детский возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания [28, с. 34]. В раннем возрасте с восприятием явлений окружающего мира формируется познание. Мышление, запоминание, воображение выстраиваются посредством образов восприятия, а эти образы – результат обработки информации познания окружающего мира.
Следовательно, умственное развитие ребенка непосредственно связано с развитием восприятия. Другими словами, развитие восприятия, освоение представлений о свойствах предметов зависит от сенсорного развития детей, с целью всестороннего развития личности. Способность применять общепринятые свойства предметов и явлений формирует сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание ориентировано на ознакомление ребенка с общепринятыми эталонами (цвет, форма, величина и т.д.).
Л.А. Вегнер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить знакомство детей раннего возраста с тремя цветами и формами (мешает для дальнейшего изучения их разновидности), и требовать запоминания их правильного произношения, употребления (способствует анализировать свойства во время работы с ними) [9, с. 424]. А.Н. Леонтьев рассматривает сенсорное развитие посредством формирования представлений и восприятия о внешних свойствах окружающего мира [16, с. 93].
Согласно работам Л.С. Выготского [11, с. 41], А.Н. Леонтьева [16, с. 94] ведущим видом деятельности в раннем возрасте является предметно-манипулятивная деятельность. В исследованиях Л.А. Венгера, раскрывается понятие о предметных действиях как результате (достижении) конкретных изменений предметной ситуации, не относящейся к продуктивной [9, с. 425]. Автор выделил содержание практических и познавательных задач с целью формирования перцептивных действий.
Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности.
Психологическая наука и практика убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений. Источником расширения сенсорного опыта является окружающая детей природа, бытовой труд, строительство, техника и др.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.
Создание целостного образа, учитывающего все свойства предмета, возможно лишь в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью следует научить его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию и обследованию.
Усвоение сенсорных эталонов — системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон — не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях.
С точки зрения Б. Г. Ананьева, сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов [2, с. 16].
Рефлекторная концепция психики, предложенная И. М. Сеченовым в 1953 году, убедительно объясняет значение психомоторики в процессе восприятия пространства и времени. Доказано, что пространственное восприятие обеспечивается содружественной деятельностью зрительного и кинестетического (двигательного) анализаторов.
Большую роль играют мышечные ощущения в формировании второй сигнальной системы. Слуховое восприятие речи осуществляется при участии движений: у слушающего человека можно обнаружить непроизвольные движения речевого аппарата с беззвучным повторением тех слов, которые он слышит.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.03.2021).
2. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 2009. - 203 с.
3. Антонова, Л. Н. Практика сенсорного развития / Л.Н. Антонова // Молодой ученый. – 2016. – № 5.– С. 5-7.
4. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль. : Академия развития, 1998. – 240 с.
5. Безруких, М. М. Трудности обучения дошкольников // [Электронный ресурс]. - Режим доступа // http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200901702 (дата обращения: 15.03.2021)
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 67 с.
7. Борисенко, М. Г. Смотрим, видим, запоминаем: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб.: Паритет, 2003. – 128 с.
8. Венгер, Л. А Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л. А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
9. Венгер, Л. А. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 13. – С. 424-429.
10. Войлокова, Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева. – СПб.: КАРО, 2015. – 304 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогика. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 599 с.
12. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2014. – 272 с.
13. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» [Текст]: пособие для психол.-пед. комис. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 32 с.
14. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: 2 том / А.В. Запорожец. М.: Просвещение, 2006. - 458 с.
15. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – СПб.: Питер, 2014. – 408 с.
16. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 300 с.
17. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева : под ред. В. И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
18. Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования [Текст] / М. М, Манасеина. - СПб., 1894. – 59 с.
19. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - М.: АСТ, 2009. – 158 с.
20. Морозова, О. В. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание [Текст] / О. В. Морозова, Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 5. – С. 54-55.
21. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. / В. С. Мухина; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
22. Мухина, В. С. Педагогика/В.С. Мухина. – М., 2014. – 452 с.
23. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. – М.: Лига, 1965. – 210 с.
24. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. - М: Просвещение, 1976. – 298 с.
25. Черкасова, Е.Л. Современные аспекты исследования слухового восприятия детей с нарушениями речи / Е.Л. Черкасова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 3. – С. 9-15.
26. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2017. – 240 с.
27. Шокин, А.М. Роль дидактических игр в коррекции сенсорного развития / А.М. Шокин. – М.: Норма, 2018. – 354 с.
28. Щелованов, Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских 58 учреждениях [Текст] / Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина – М.: Просвещение, 1995. – 106 с.
29. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. трудов / под ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. – М.: Просвещение, 1981. – С. 3-13.
30. Эштин, А. П, Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста / А. П. Эштин // Молодой ученый. – 2018. – № 4. – С. 12-18.