Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы «Конкурентоспособность транспортного предприятия» заключается в том, что сегодня как никогда возрастает значение конкуренции современных компаний на всех уровнях.
Практика показывает, что лишь 5-7% существующих компаний разрабатывают стратегию конкурентоспособности, но именно они получают прибыль больше среднеотраслевой.
Выбор темы обоснован тем, что от конкурентоспособности компании на рынке зависит объем реализуемых товаров, размер выручки, прибыль, финансовое состояния компании и возможность компании функционировать в рыночной экономике, приносить прибыль своим собственникам, обеспечивать своевременную выплату заработной платы работникам, уплачивать налоги в бюджет страны.
Исходя из вышеперечисленных особенностей темы становится очевидной её актуальность.
Цель написания работы – оценка и разработка путей повышения конкурентоспособности компании.
Для достижения выделенной цели в работе были сформулированы следующие задачи работы:
- раскрыть особенности рынка транспортных услуг и рассмотреть показатели, с помощью которых можно оценить этот рынок;
- рассмотреть сущность понятий «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество»;
- выявить конкурентные преимущества отдельных видов транспорта;
- исследовать факторы и показатели оценки конкурентоспособности транспортной организации;
- составить характеристику деятельности транспортной компании ООО «Трансгарант Групп»;
- проанализировать конкурентоспособность ООО «Трансгарант Групп»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности ООО «Трансгарант Групп».
Предмет исследования работы данной работы – конкурентоспособность.
Объект исследования – ООО «Трансгарант Групп».
В работе использованы такие экономические приемы и методы экономического исследования, как метод изучения научной и специальной учебной литературы горизонтальный и вертикальный анализ, метод сравнения, анализ относительных и абсолютных величин.
Информационной базой для написания работы послужили Устав ООО «Трансгарант Групп», бухгалтерская (финансовая) отчётность.
Работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы конкурентоспособности транспортной компании.
Вторая глава практическая, в ней осуществлены организационно-экономическая характеристика компании «Трансгарант Групп», анализ рыночной среды. Проведена оценка конкурентоспособности компании; разработан проект повышения конкурентоспособности компании «Трансгарант Групп» (создание отдела рекламы; введение в ассортимент ООО «Трансгарант Групп» новых услуг, совершенствование системы мотивации).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Особенности рынка транспортных услуг и показатели, с помощью которых можно оценить этот рынок
Транспорт - полноправный субъектом рынка и должен полноценно вписываться в рыночные отношения. Рынок транспортных услуг - совокупность действий купли и продажи транспортных услуг между продавцами и покупателями, на основе спроса и предложения путем товарного обмена с помощью рыночной инфраструктуры. Транспорт, с одной стороны, «физически» реализует этот обмен (обращение транспортных услуг), с другой - сам оказывает услугу основным субъектам рынка: продавцам и покупателям, т.е. образует транспортный рынок [4, с. 71].
Продукцией транспорта является перемещение. Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат - доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная «продукция», то есть услуга транспорта, имеющая невещественную форму потребления и характеризующаяся своими качественными особенностями, т. е. чтобы ее успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобств для заказчиков.
Особенностями рынка транспортных услуг являются:
- невещественный характер транспортной продукции;
- пространственная разъединенность территорий реализации транспортных услуг;
- роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности;
- спрос на транспортные услуги по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития [21, с. 207].
Показатели, с помощью которых оценивается рынок транспортных услуг, следующие:
- объем, структуру и динамику предложения;
- производственный потенциал отрасли;
- степень загруженности производственных мощностей;
- эластичность предложения;
- количество предприятий на рынке и их распределение по размеру, формам собственности, организационно-правовым формам, специализации и т.д.;
- анализ услуг (темпы роста продаж по видам транспортных услуг, сезонность, цикличность, тарифы на рынке и их изменение);
- анализ покупателей (потребители транспортных услуг и факторы, определяющие их покупательскую способность);
- спрос в дифференциации (степени удовлетворения, вектор изменения, покупательские предпочтения, места покупки);
- потребительский потенциал (емкость рынка; эластичность спроса);
- анализ сбыта (каналы распределения услуг, изменения в них, способы стимулирования посредников);
- местоположение предприятий (маршруты и графики движения и т.п.);
- пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, учитывая структуру покупателей и продавцов) [15, с. 85].
Таким образом, транспорт - полноправный субъектом рынка и должен полноценно вписываться в рыночные отношения. Продукцией транспорта является перемещение.
1.2. Сущность понятий «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество»
Конкуренция – это соперничество участников рыночного хозяйства за получение лучших условий производства или купли товаров, продажи товаров. Такое столкновение между участниками рыночного хозяйства неизбежно и вызывается следующими объективными условиями рынка:
– хозяйственной обособленностью субъектов рынка,
–зависимостью субъекта рынка от рыночной конъюнктуры,
– соперничеством с другими субъектами рынка за потребителей, наибольшую прибыль.
Конкурентоспособность – это совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара (продукции, работ, услуг), обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя данной продукции [10, c. 113].
Конкурентные преимущества компании - это выгода, которую получает компания от реализации уникальной на рынке стратегии.
Важное направление в стратегии конкурентоспособности – достижение экономического превосходства над конкурентами посредством следующих основных методов:
– снижение издержек производства,
– улучшение сбыта,
– транспортирование продуктов,
– повышение эффективности проводимых НИОКР,
– совершенствование рекламы,
– улучшение маркетинговой деятельности в целом.
Борьба субъектов рынка за их экономическое выживание и развитие – это законы рыночной экономики. Существуют 2 метода ведения конкурентной борьбы между компаниями в условиях рынка:
- ценовая конкуренция;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.03.2020г.) [Электронный ресурс] // Правовая система Гарант.
Учебники, учебные пособия
2. Бавыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. – М.: Экономика, 2019. – 303 с.
3. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции. – Краснодар: Пресс, 2020. – 285 с.
4. Гуреева М.А. Основы экономики транспорта: учебное пособие / М. А. Гуреева. – М.: Академия, 2014. – 188 с.
5. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – С.-Пб.: Питер, 2017. – 431 с.
6. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2020. – 103 с.
7. Логинова Н.А. Планирование на предприятии транспорта: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 319 с.
8. Логинова Н.А. Экономическая оценка инвестиций на транспорте: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 250 с.
9. Менеджмент / Автор-составитель Г.Б. Казначевская. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 332 с.
10. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность. - СПб.: Питер Пресс, 2018. – 238 с.
11. Организация предпринимательской деятельности на транспорте: учебное пособие / Н.А. Логинова, Х.П. Пырванов. – М.: Инфра-М, 2020. – 260 с.
12. Портер М.Э. Конкуренция. – М.: Зерцало, 2013. – 496 с.
13. Секерин В.Д. Менеджмент организации. – М.: Кнорус, 2017. – 570 с.
14. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. – М.: Экономика, 2020. – 107 с.
15. Теревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. – М.: Форум, 2017. – 287 с.
16. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. – М.: Ника, 2013. –617 с.
17. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2017. – 428 с.
18. Туревский И.С. Автомобильные перевозки: учебное. – М.: Форум, 2019. – 272 с.
19. Уотерман Р. Стратегический менеджмент. – М.: Ника, 2013. –617 с.
20. Хоскинг А. Стратегический маркетинг. – М.: Омега-Л, 2017. – 381 с.
21. Экономика транспорта: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.В. Будрина и др. – М.: Юрайт, 2019. – 365 с.
Статьи
22. Ахматова М.В. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. –2020. –№ 3. - С. 25-38.
23. Голубков Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 27-43.
24. Забаева М.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2019. - № 17 (217). - С. 67-71.
25. Лашина М.В. Маркетинговые активы: классификация и влияние на конкурентоспособность // Российское предпринимательство. - 2019. - № 9 Вып. 2 (167). - С. 38-42.
26. Радулов Д.Д. Проблемы классификации факторов конкурентоспособности компаний // Российское предпринимательство. - 2018. - № 13 (235). - С. 15-22.
27. Росихина О.В. Влияние конкурентоспособности услуг на конкурентоспособность транспортного предприятия // Экономика развития. - 2019. - № 3. - с. 88-91.