Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня вопросы личностного становления в целом и воспитания ребенка, нуждаются в новом знании о развитии собственной личности, её внутреннего мира, определённых смыслов и переживаний, в общении с другим человеком. В связи с этим, формирование личности в рамках идей экзистенциальной психологии приобретает особую значимость для решения проблем обретения свободы, умения нести ответственность, развития духовности, воспитания совести и способности любить.
Современная постиндустриальная эпоха развития общества, актуализирует независимую, творческую активность. Сегодня интересен человек как субъект, автор своей жизни, преодолевающий отчуждение в собственной жизни. В тоже время, социокультурные трансформации и потрясения XXI века (политические проблемы, экономическая нестабильность, культурологические, идейные, духовно-нравственные изменения) приводят к кризису человеческого существования. Личность, находящаяся в состоянии одиночества, нарастания тревоги в мире вещей (М.Хайдеггер) находится в ситуации экзистенциального выбора смысла жизни и обусловленности своего существования. Преодоление негатива, обретение подлинности и возможность обретения яркой индивидуальности невозможна без обретения ответственности за собственное существование. В наше время уже не подвергается сомнению тот факт, что для развития и профессионального роста, личность нуждается в постоянной связи с окружающим миром. Ускорение, глобализация современного общества, изменения, происходящие под влиянием социально-экономических факторов, создают потребность формирования личности, способной к глубокому, вдумчивому восприятию мира, достигающей гармоничных отношений с природой и социумом, проявляющей активную жизненную позицию на основе своего индивидуального неповторимого мировосприятия.
Современная жизнь становится все более «технологичной», а человек рациональным. Система образования поддерживает и сохраняет приоритеты естественнонаучного, функционального знания, в большинстве своем, прагматичность в подходе к образовательно-воспитательной системе. Это необходимо и важно, но недостаточно уже потому, что мир многомерен, и развитие человека и личности, также, осуществляется в разных направлениях. «Перегиб» в определенную сторону, несет риск нарушения целостности личности развивающегося человека, ведущий к деформации. Раскол между мышлением и чувством, разумом и переживанием приводит к тяжелым психологическим и духовно-нравственным потерям.
Для современного общества характерно изменение мировоззренческих позиций, социальных приоритетов в вопросах образования. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования уделяет особое внимание внеурочной деятельности школьников, определяет ее виды и направления деятельности, ориентирует на новые результаты воспитания и социализации обучающихся. Внеурочная деятельность, которая может быть представлена самыми разными направлениями: технология (конструирование, моделирование, лепка и др.), искусство (изобразительная деятельность, литература, музыка и танец, театр и др.), путешествия, спорт и др., может стать вектором разрешения проблемы, которая поставлена в данном исследовании.
Современная образовательная система, доминирующей целью ставит перед собой создание эффективных условий для гармоничного личностного становления ребенка, образование, воспитание, развитие. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения отражает некоторое смещение приоритетов образования, относительно представленных ранее. До его принятия, основными целями и задачами, являлась передача и закрепление знаний, умений и навыков от педагога ученику. В настоящее время результаты образования представляются совершенно в ином ключе. В частности, педагогу необходимо сформировать и развить способности ученика к самостоятельному определению учебных проблем, к построению собственного образовательного маршрута, к контролю процесса и результата своего обучения. Таким образом, необходимо формирование активной, мотивированной, ответственной личности, способной самореализоваться и получать опыт (учиться) на протяжении всей жизни.
Соответственно, в основу образовательного процесса положена концепция всестороннего развития личности школьника.
В рамках ФГОС НОО достаточно объемное место отведено внеурочной (внеучебной) деятельности – отличающейся от классно-урочной, принятой в системе общего образования, но дополняющей ее, и реализующейся в рамках общей концепции, новых задач и целей образования. Так, внеурочная деятельность в период начального образования, призвана послужить достижению результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Одной из главных задач современного начального общего образования является получение младшими школьниками опыта деятельности, формирование умений самостоятельно ставить учебные цели, развивать интересов, способностей учеников. Для достижения этих результатов необходимо вовлекать детей в деятельность, которая будет обеспечивать развитие личности.
Исследование становится актуальным в связи с имеющимися противоречиями между объективной потребностью общества в формировании свободной, спонтанной, независимой от стереотипов личности, имеющей сформированную мотивацию и ценностные ориентиры как можно в более раннем возрасте и невозможностью достижения этих качества в рамках традиционно сложившейся системы образования, направленной на формирование предметных знаний и умений; потребностью лишь образовательной практики в формировании мировосприятия младшего школьника в ущерб воспитательной и мировоззренческой, а также недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения исследуемого процесса в педагогической науке, которое могло бы быть использовано в практике работы.
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности»
Объект исследования: мотивы учебной деятельности и личностные смыслы учения у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности
Цель исследования: изучение развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть особенности младшего школьного возраста.
2. Проанализировать внеурочную деятельность как источник развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения для учащихся начальной школы;
3. Провести эмпирическое исследование развития мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности;
4. Подготовить выводы по результатам исследования.
В процессе написания курсовой работы были использованы следующие источники:
1. Байбородова, Л.В., Белкина, В.В., Харисова, И.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования : учебное пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 376 с.
2. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2010.
4. Гладкова А.П. Роль внеурочной деятельности младших школьников в современном контексте начального образования // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. — Ярославль, 2012. — 142 с.
5. Пятакова Ю.М. Внеурочная деятельность в начальной школе //Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: Сбор
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрианова, Г.А. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 300 с.
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М., 1982. - 192 с.
3. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Н.В.Бордовская, Л.А.Даринская, С.Н. Костромина. – М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.
4. Байбородова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. - 376 с.
5. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
6. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / В. И. Борзенко, А. С. Обухова. – М.: Народное образование, 2001. – С.80-87
7. Браже Т. Г. Интеграция как одно из направлений поиска в современной школе / Т. Г. Браже // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе : методические рекомендации. – Л., 1991. – С. 3 - 4.
8. Гармашова, А.С. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: особенности и порядок введения / А. С. Грамашова // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2012. №5. С. 40-44.
9. Григорьева-Голубева, В.А. Гуманистическая ориентация как стержень образовательного процесса/ Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2001») / Под общ. ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 600 с.
10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В.Степанов. М.: Просвещение, 2010.
11. Гладкова, А.П. Роль внеурочной деятельности младших школьников в современном контексте начального образования / А. П. Гладкова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. — Ярославль, 2012. — 142 с.
12. Казакова, Л. В. Индивидуализация психолого -педагогической работы с обучающимися в условиях глобальной образовательной среды / Л.В. Казакова, Н.С. Сердюченко // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (16-17 февраля 2016 г., Москва, МПГУ) [электронный ресурс] : URL : http://news.scienceland.ru/2016/02/15/1333/ (дата обращения 14.03.2021 г.)
13. Кормилина, Н. В. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков : сб. науч. ст. / Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. – 449 с.
14. Король, А.Д. Зачем и как организовывать коммуникации в учебном процессе? (вопросы реализации эвристического обучения на основе диалога) // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009. – 21 октября. http://www.eidos.ru/journal/2009/1021-2.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
15. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М. М.Левина. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. —272 с.
16. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
17. Нелида, И.В. Формирование научного мировоззрения младших школьников в процессе самостоятельной работы / И. В. Нелида // Наука, образование и культура. – 2017. – Электронный ресурс: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nauchnogo-mirovozzreniya-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-samostoyatelnoy-raboty-1
18. Пятакова, Ю.М. Внеурочная деятельность в начальной школе / Ю. В. Пятакова //Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: Сборник научных статей. — Ярославль, 2012. — 142 с.
19. Суворова, О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству: монография / О. В. Суворова. – Н. Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2012. 330 с.
20. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
21. Семенова, В. М. Развитие познавательного интереса у детей шестилетнего возраста / В. М. Семенова. М.: Просвещение, 1989.
22. Стрезикозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения. – В. П. Стрекозин. – М.: Просвещение, 1983. – 296 с.
23. Цветкова, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис... канд. психол. Наук / Г. А. Цветоква. - Екатеринбург, 2002. – 30 с.