Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что вопросы морального развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема морального воспитания становится все более актуальной.
Недостатки и просчеты морального воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и моральное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет психолого-педагогические особенности морального воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Нравственное воспитание по Г.Ф. Гаврилычевой - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
В педагогике существуют разнообразные средства воспитания нравственности. Самыми популярными из них являются беседа, игра, объяснение и т.д. Результатом педагога будет являться сформированность нравственных качеств личности, самоконтроль, готовность к общественной жизни.
Решение задач морального развития школьника в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано. Это и обусловило актуальность моей курсовой работы.
Объект исследования – учебно-воспитательная деятельность школьников.
Предмет исследования – моральное развитие школьников.
Цель исследования – рассмотреть психологические условия морального развития школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
охарактеризовать понятие информационная культура;
рассмотреть возможности педагога-психолога формирования информационной культуры обучающихся;
охарактеризовать опыт формирования информационной культуры обучения в отечественной педагогике;
рассмотреть методические рекомендации по формированию и развитию информационной культуры школьника.
Степень изученности темы достаточно высока, так как она изучалась многими специалистами в сфере психологии, среди которых: М.А. Абдулаева, Г.В. Бороздина и др.
Теоретическая база: труды и монографии российских и зарубежных специалистов в сфере истории и психологии, а также ресурсы сети интернет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования психологических условий морального развития школьника
1.1 Психологические условия морального развития личности
Моральное развитие — это определенная эволюция личности, включающая несколько этапов, на протяжении которых формируется характер и усваиваются принципы выбора между правильным и неправильным.
Отечественная психология чаще всего рассматривает мораль в качестве категории, которая имеет частный характер. Она представляет собой некий перечень частных правил. Моральное развитие в психологии определяется как усвоение, интериоризация норм группы. Она заключается в усвоении преходящих социальных и культурных норм. Мораль отличается от нравственности тем, что ее понимают в качестве категории всеобщего, универсального и безусловного характера. Нравственное отношение имеет в основе такое восприятие другого, где он способен выступать не в виде обстоятельства жизни субъекта, а как самоценная и самодостаточная личность. Проведение анализа проблемного поля моральной психологии позволяет сформировать вывод о том, что базовая проблема психологии морального развития состоит в моральной мотивации, приобретении моральными нормами мотивирующей функции. Ее понимают в психологии как проблему формирования личностных нравственных ценностей, в соответствии с которыми люди поступают. Они обладают мотивирующей функцией. Моральное развитие и его условия рассматриваются в рамках различных подходов .
Понимание морального развития в когнитивной психологии, теориях социального научения и фрейдизме. В рамках когнитивных направлений условия морального развития представлены развитием моральных суждений, формированием когнитивных представлений о должном и недолжном. Они включают развитие на основе этих условий способности осуществлять оценку поведения, проводить соотношение между поведением и поступками человека в рамках усвоенных представлений. Теория определяет мораль как систему правил, следование которым представляет собой основу нравственности. Еще Ж. Пиаже писал, что любая мораль состоит из системы правил, поэтому суть нравственности необходимо искать в уважении, испытываемом индивидуум в отношении данных правил .
Подход Ж. Пиаже пересмотрел Л. Кольберг, но в представленных им моделях условия морального развития зависели от более общего уровня когнитивного развития. Последнее, безусловно, является важным для морального развития, но его высокий уровень не предоставляет гарантию нравственного развития. Напротив, когнитивные способности используются для легитимации, действий и поведения, которые противостоят нравственным нормам. Когнитивная, психоаналитическая и социальная теория рассматривала основную функцию морали в виде осуществление социального контроля интересов, нужд, желаний, стремлений, импульсов .
Моральное развитие понималось как присвоение человеком моральных норм в процессе формирования системы моральных взглядов и убеждений.
Условия морального развития в просоциальных и личностных подходах. В рамках личностного и просоциального подхода акцентируется значение положительных эмоций как условий морального развития, которое рассматривалось в виде процесса развития позитивных моральных чувств (симпатия, эмпатия). Предмет изучения данных направлений представлен моральными эмоциями, их дифференциацией, условиями развития, воздействием разных факторов на развитие моральных эмоций, а также самих моральных чувств на просоциальное поведение.
Множество исследований подтверждает положение о главной роли моральных условий в просоциальном поведении. Было подтверждено, что ребенок ведет себя более альтруистично по отношению к человеку, к которому испытывает симпатию. Тем не менее, моральное развитие не может ограничиваться просоциальным поведением в адрес лиц, симпатичных человеку. Многие исследователи рассматривали развитие эмпатии как категории, которая играет важную роль или даже представляет собой основу морально-нравственного развития. Она является центральной характеристикой, способной определять эмоциональное отношение к другим лицам. Условия нравственности и нравственного развития не могут иметь в основе чувства. Сочувствие и содействие к одним лицам могут противоречить сочувствию и содействию к другим, провоцируя безнравственные поступки .
Развитие условий для эмпатии представляет собой важнейший компонент нравственного развития. Авторы просоциальной теории утверждали, что в поведении и действиях, основанных на моральных чувствах, люди руководствуются моральными представлениями и знаниями. По мере их развития можно наблюдать возникновение тесной взаимосвязи между моральным пониманием и мотивами (эмоциями). Здесь предпринимаются попытки создать более интегративные подходы к условиям морального развития.
В различных теориях, объясняющих условия морального развития, выделяют 2 типа моделей. В одной акцентируется приобретение моральных ценностей в ходе интериоризации социальных норм, что отрицает существование какой-либо внутренней основы для данного развития.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдулаева, М.А. Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника / М.А. Абдулаева // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. – 2016. – С. 70-72.
2. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Учебное пособие / Т.П. Авдулова, О.В. Гребенникова. - М.: Владос, 2020. - 96 c.
3. Афанасьева, Н.Э. Моральное и нравственное воспитание детей младшего школьного возраста // Психология, социология и педагогика. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2017/11/8406
4. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
6. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
7. Брюхова, Н.Г. Нравственная и психологическая культура личности / Н.Г. Брюхова // Paradigmata poznani, Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ». - 2014. -С. 39-41.
8. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
9. Комиссарова, О.Ю., Хананеева Е.М. Духовно-нравственное воспитание как основа развития личности младшего школьника / О.Ю. Комиссарова // В сборнике: Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС. – 2016. – С. 14-18.
10. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
11. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c.
12. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 c.
13. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
14. Макеев, В.В. Система права и правовая система: компаративный анализ. Учебное пособие. / В.В. Макеев, Е.А. Пилипенко. – Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2019. – 611с.
15. Мищенко, С.В. Нравственность и право: взаимодействие или взаимодополнительность / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 4. – С. 8-13.
16. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
17. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2019. - 48 c.
18. Патрикеева, Э. Г., Калинина Т. В. Воспитание морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения / Э.Г. Патрикеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 7 (июль). – С. 10–23.
19. Психологические условия морального развития личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_usloviya_moralnogo_razvitiya_lichnosti/ .
20. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
21. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 687 c.
22. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.
23. Тутаринова, Е.А. Воспитание нравственных ценностей младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО / Е.А. Тутаринова // В сборнике: Интеграция науки и практики в современных условиях. – 2017. – С. 88-91.