Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление авторитета семьи является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья и отцовство являются основными социальными ценностями общественной жизни. Однако в последнее время всё больше фактов свидетельствуют о кризисном состоянии института семьи и брака. Доказательством этому являются следующие общественные тенденции: снижение престижа семьи, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, обесценивание моральных устоев, увеличение числа разводов, снижение того уровня рождаемости и качества семейного воспитания, в котором заинтересовано общество.
Многие ученые также констатируют слабую ориентацию подрастающего поколения на создание семьи и недостаточную подготовку молодёжи к семейному образу жизни (Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер).
Семейная жизнь предъявляет к человеку немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют именно готовность молодежи к браку. Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако культурно-историческая динамика общественных отношений не только не исключает, но и предполагает необходимость специальной подготовки подрастающих поколений к жизни в семье.
Современная семья претерпела большое количество психологических изменений и приобрела новые тенденции в развитии. Современная семья всё больше сосредотачивается на своей внутренней жизни, возрастает роль супружеских отношений в обеспечении её стабильности. Ослабление контроля со стороны общественного мнения, а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших семьи предыдущего поколения, резко увеличило нагрузку на морально-нравственную сферу, что позволяет сделать вывод о том, что подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье является серьёзной проблемой для современного общества. Вместе с тем, молодые люди недооценивают степень важности подготовки к семейной жизни, так как в современном обществе этому вопросу не уделяется особое внимание. К примеру, в современном обществе для того, чтобы выполнять какую-либо профессиональную роль необходимо получить должное образование и документ, позволяющий занимать определенную должность, а для освоения новой семейной роли не требуется обучения и подтверждения о способности и готовности выполнения соответствующих функций. Задача подготовки к браку является актуальной и востребованной в обществе, однако, в психологической науке разработано и произведено малое количество необходимых исследований.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
– исследования, раскрывающие сущность понятий «готовность», «психологическая готовность», «готовность к браку»;
– исследования социально - психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни (А. Адлер, И.В. Гребенников, Я.Л. Коломинский, С.В. Ковалёв, Б.С. Круглов, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, А.А. Бодалев, И.А. Арабов, Т.И. Юферева, И.В. Дубровина и др.);
– анализ основных подходов к семейной жизни, а именно: комплексного (Б.Г. Ананьев, А.А. Семяшкин); интегративного (В.В.Козлов, В.В.Новиков, Р.Ассаджиоли, Ст.Гроф, К. Уилбер); культурологического (В.С.Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон).
Полученные результаты можно использовать в психологическом консультировании.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, дедукция, индукция, систематизация психологических сведений по теме исследования.
Цель исследования: изучение психологической готовности к браку у женщин.
Объект исследования: женщины
Предмет исследования: психологическая готовность к браку.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ проблемы психологическую готовность к браку
2. Изучить психологические особенности женщин молодого и среднего возраста
3. Выполнить обзор методов диагностики психологической готовности к браку
4. Выполнить обзор методов психологического консультирования по проблеме психологической готовности к браку
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИН К БРАКУ
1.1. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к браку
Проблема готовности к семье и браку – это крайне актуальная проблема современного русского общества, поскольку институт брака претерпел ряд значительных трансформаций. Причиной этому явились политические и социальные изменения, переоценка жизненных ценностей и формирование новых стереотипов в сознании людей. Во многом, в качестве причины изменения отношения к институту брака рассматривается психологическая незрелость или неготовность личности к созданию семьи.
Для понимания психологической готовности к браку, следует рассмотреть общее понятие психологической готовности. Понятие психологической готовности рассматривается как зрелость индивида, его способность к конкретному виду поведения.
Понятие «готовность» рассматривалось многими психологами, и связывалось ими с различными психологическими особенностями человека. Но наиболее известны исследования А.К.Нестерова, в которых говорится, что готовность к определённому виду деятельности напрямую зависит от уровня развития личности, т. е. чем более развита личность, тем выше степень её готовности к определённому виду деятельности [7].
В полной мере понятие «готовность» было раскрыто в работах С.И.Голода, который рассматривал готовность как момент времени в жизни индивида, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта [2].
Готовность можно рассматривать как определённый настрой личности на исполнение какой-либо деятельности. Теория данных авторов строиться на предположении о том, что внутренний настрой меняет целенаправленность, активность и поведение личности.
При этом выделяются такие стадии модификации личности, которые характеризуют готовность человека:
1 стадия или первичная – это познавательный интерес;
2 стадия – эмоциональная активность, активизирующая познавательную и физическую активность;
3 стадия – волевой компонент, который помогает достичь цели.
Готовность к какому-либо виду деятельности следует рассматривать через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, а также общее психо-физиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий [5].
Частный вариант готовности – готовность к браку рассматривается как определённый стимул к созданию своей семьи, объединения в быту, а также стремление к общим интересам и деятельности. Если готовность к определённым действиям не наступает, то человек может оказаться не в состоянии освоить это поведение полностью и эффективно до наступления психологической зрелости. Чаще всего под психологической готовностью к браку понимают систему социально-психологических установок личности, определяющих эмоционально-психологическое отношение к образу жизни и ценностям брака [15].
В психологической литературе проблема готовности к браку рассматривается на различных уровнях: личностном, деятельностном, личностно-деятельностном и т.д. В качестве основных показателей готовности к браку ученые выделяют: общую готовность (долговременную) и психологический настрой.
В ряде классификаций рассматриваются другие детерминанты готовности к браку: психологическая, научно-теоретическая, практическая,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Андреева, Т.В. – Санкт -Петербург: Речь, 2004. – 200 c.
2. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. [Текст] / С. И. Голод. – СПб. : Прополис, 2018. – 272 с.
3. Горбуля, Е. В. Семейные кризисы : практическое пособие / Е. В. Горбуля. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 280 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-10839-2. // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456208 (дата обращения: 07.09.2020).
4. Грюнвальд Б.Б. Консультирование семьи: практическое руководство : учебное пособие / Б.Б. Грюгвальд, Г.В. Макаби. – М.: Когнито-Центр, 2011. – 416с.
5. Жолудева, С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости [Электронный ресурс]/ С.В. Жолудева –Ростов на Дону, 2009. –239 с.
6. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Учебное пособие [Текст] / О. А. Карабанова. – 21
7. Мишина, Н.Т. Психологические основы формирования семьи: монография / Мишина, Н. Т. – Пятигорск: Рекламно-информационное агентство на КМВ, 2015. – 272 c.
8. Немцов, А. А. Семья в системе жизненных ценностей студенческой молодёжи [Текст] / А. А. Немцов // Психология в вузе. – 2003 – №4. – С.115-129.
9. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебник для вузов / под общей редакцией Н. Н. Посысоева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08198-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453135 (дата обращения: 07.09.2020).
10. Петрушова, Е. А. Психологическое консультирование клиентов брачного агентства по вопросу выбора брачного партнера: контуры проблемы / Е. А. Петрушова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 723-725.
11. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С.798-801.
12. Практикум по гендерной психологии [Текст] / под ред. И.С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003 – 479 с.
13. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 234 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08301-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453275 (дата обращения: 07.09.2020).
14. Райгородский Д. Я. Учебное пособие по психологии семейных отношений. Для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы. [Текст] / Д. Я. Райгородский. – Самара. : Издательский Дом «БАХРАХ», 2004 – 736 с.
15. Романцова Е.Б. Психология развития: учебное пособие / Е. Б. Романцова. - Благовещенск, 2014. – 66с.
16. Ростовская Т.К., Кучмаева О.В. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс//Вопросы управления, 2015, № 3. с. 85-90
17. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Г. Силяева (ред.). – М. : Издательский центр «Академия», 2002 – 192 с.
18. Суслова, Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования : учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00869-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450029 (дата обращения: 07.09.2020).
19. ХилькоМ. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / М.Хилько, М. Ткачева. М.:Изд-во Юрайт,2010.
20. Шатская, С. В. Особенности эмоциональной сферы женщин среднего возраста / С. В. Шатская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52627/ (дата обращения: 29.03.2021)
21. Швец, А. М. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи [Текст] / А. М. Швец, Е. А. Могилевкин, Е. Ю. Каргаполова // Вопросы психологии. – 2006 – №2. – С.89–97.
22. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Электронный ресурс]: монография / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 2015. - 672 с.