Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный бизнес характеризуется быстрым развитием. Ввиду высокой конкуренции наблюдается снижение рентабельности операций. Это приводит к тому, что для поддержания хотя бы status quo, не говоря уже о развитии, фирмам требуется уделять все большее внимание таким элементам менеджмента, как общая стратегия, маркетинговая стратегия, логистика. Это связано с тем, что от правильного выбора направлений развития, политики сбыта по каждому виду продукции, снижения издержек (при падающей норме рентабельности), грамотного управления финансовыми средствами зависит существование фирмы на рынке. Тенденция подтверждается также повышением в последнее время спроса на специалистов в области стратегического планирования, бизнес-планирования, логистики.
Любое предприятие, его руководители и персонал, желает быть преуспевающим, обеспечивать своих сотрудников необходимыми им благами, приносить солидную прибыль, пользоваться уважением в мире бизнеса и политики, не зависеть от превратностей судьбы и существовать в таком состоянии вечно (как можно дольше).
Все это похвально, но не может быть осуществлено без грамотного руководства (как в плане наличия грамотных менеджеров, так и в плане правильной технологии управления — правильно организованного самого процесса управления).
У некоторых руководителей сложилось мнение, что основные проблемы существуют из-за отсталой технологии и отсутствия финансовых средств. На самом деле, отсутствие новейшего технологического оборудования и денег является лишь следствием более глобальных проблем предприятия.
Сейчас для большинства предприятий характерна «пассивная» форма управления деятельностью — принятие решений как реакция на текущие события. Руководители фактически идут на поводу происходящих событий, зачастую борются с симптомами, а не причинами явлений, неосознанно отдают приоритет оперативным целям в ущерб стратегическим. Все это негативно сказывается на жизнеспособности бизнеса и ставит под вопрос существование компании уже в ближайшем будущем.
Кроме того, такая форма управления порождает множество проблем и противоречий, приводит к ухудшению показателей и создает «порочный круг проблем» — т.е. лавинообразное нарастание различных проблем при их сильной взаимосвязи между собой.
Цель курсовой работы – разработка бизнес-плана открытия детского кафе.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методические основы бизнес-планирования;
- провести анализ экономического и финансового положения Моргаушского райпо;
- разработать бизнес-план организации детского кафе.
Для решения поставленных в курсовой работе задач использовались аналитические методы. Все выводы по исследуемой проблеме получены путем анализа, сопоставления данных, наблюдения за существующими тенденциями.
Объектом исследования являются Моргаушское райпо.
Предмет исследования – бизнес-план организации детского кафе.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников, приложения.
1. Теоретико-методические основы бизнес-планирования
1.1. Сущность и значение бизнес-планирования
Бизнес-планирование – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством [6, c. 88].
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.
Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.
Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.
Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего [12, с. 94].
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.
В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.
Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:
1) заставляет руководителей мыслить перспективно;
2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;
3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;
5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;
6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.
Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.
1.2. Типы бизнес-планирования
Основной целью составления бизнес-плана является определение стратегии и необходимых ресурсов для достижения поставленной цели, другими словами, - это планирование деятельности предприятия на определенный период, учитывая потребности рынка и возможности получения необходимого набора ресурсов.
Бизнес-планирование может различаться по нескольким признакам.
По гибкости планов различают: директивное и индикативное планирование. В первом случае планирование осуществляется сверху вниз при четко заданных показателях. Во втором случае планирование является направляющим с возможностью лавирования и нечеткими рамками.
По горизонту и уровню планирования [10, с. 358]:
- Стратегическое бизнес-планирование – представляет собой совокупность долгосрочных решений, вырабатываемых согласно политике достижения целей фирмы;
- Тактическое бизнес-планирование – это среднесрочное планирование, которое направлено на осуществление стратегических планов.
Задачами тактического планирования являются: определение оптимальных средств реализации выбранной стратегии, обеспечение скоординированности действий и пропорционального развития всех подразделений организации;
- Оперативное бизнес-планирование – представляет собой краткосрочное планирование, которое направлено на осуществление тактических планов. Объектами оперативного планирования могут быть: объемы выпуска, объемы продаж, персонал организации, контроль качества продукции, товарно-материальные запасы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2: Офиц. текст. – М.: Омега-Л, 2020. – 416 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Ч. 1,2: Офиц. текст. – М.: Эксмо, 2020. – 669 с.
3. Абанин С.Л. Определение возможности компании по самофинансированию и заемному финансированию / С. Л. Абанин // Финансы и кредит. - 2019. - № 30. - С. 69-79.
4. Баканов М.И. Теория экономического анализа : учебник для экон. вузов / М.И. Баканов.- 6-е изд., перераб. и доп.- М. : «Финансы и статистика», 2020. - 415с.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта : учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М. : «Финансы и статистика», 2019. – 184 с.
6. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. – 372с.
7. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебник. - 9-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2019. - 408 с.
8. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент : учебник / Н.Б. Ермасова.- М. : «Высшее образование», 2019.- 470с.
9. Илышева Н. Н. Анализ финансового состояния как основа целевого прогнозирования финансовых потоков организации / Н. Н. Илышева; С. И. Крылов // Экономический анализ : теория и практика. - 2020. - № 8. - С. 11-14.
10. Ионова А.Ф. Финансовый анализ : учебник / А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева.- М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2018. - 624с.
11. Казакова Н.А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности : учебное пособие / Н.А. Казакова.- М. : Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2019. - 496 с.
12. Кельчевская, Н. Комплексный анализ и целевое прогнозирование финансового состояния предприятия / Н. Кельчевская; И. Зимненко // Проблемы теории и практики управления. - 2020. - № 1. - С. 93-99.
13. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М. : Финансы и статистика, 2019.- 806 с.
14. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Под ред. А.И. Алексеевой.- М. : КНОРУС, 2018. – 671с.
15. Круглова Н.Ю. Антикризисное управление : учебное пособие / Н.Ю. Круглова.- М. : КНОРУС, 2017.- 511с.
16. Кувшинов Д. А. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия / Д. А. Кувшинов; П. И. Половцев // Экономический анализ: теория и практика. - 2019. - № 6. - С. 25-28
17. Мищенко А. В. Модели управления производственной деятельностью предприятия в условиях привлечения заемных средств / А. В. Мищенко; М. В. Андреева // Финансы и кредит. - 2020. - № 2. - С. 12-21.
18. Никитушкина И. В. Корпоративные финансы : учебник для академического бакалавриата / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под общ.ред. И. В. Никитушкиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 521 с.
19. Островенко Т. К. Проблемы методики анализа финансового состояния предприятия и его информационной базы / Т. К. Островенко; Г. Д. Гребнев // Экономический анализ : теория и практика. - 2019. - № 5. - С. 48-55.
20. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2018. - 671 с.
21. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 511 с.
22. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К, 2018. – 655 с.
23. Чирков С.В. Источники формирования и экономические показатели использования оборотных средств // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - №2 (5). – 2017. – С. 39-51.
24. Экономика предприятия : учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 670 с.
25. Ямпольский С. М. Логистический подход к автоматизации управления оборотными средствами торгового предприятия / Ямпольский С. М. ; Шаламов А. С. // Логистика и управление цепями поставок. - 2019. - N 4. - С. 65-70.
26. Янков В. М. Запасы материальных оборотных средств: проблемы расчета / Янков В. М.// Вопросы статистики. - 2020. - N 6. - С. 45-52.