Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей любого предприятия на рынке растущей конкуренции является наиболее эффективная организация труда своих сотрудников. Для решения задач на предприятии, связанных с распределением и использованием труда работников, существует отдельное направление в структуре предприятия – организация труда и управление персоналом на предприятии.
Актуальность данного исследования заключается в том, что разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии и достижением им лучших экономических показателей своей хозяйственной деятельности.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Таким образом, объектом данной работы является мотивация труда персонала.
Предметом работы выступают процессы по стимулированию труда персонала, протекающие внутри конкретного предприятия.
Цель исследования заключается в комплексном анализе вопросов, связанных с эффективной организацией и внедрением системы стимулирования труда персонала на предприятии.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить сущность и роль материального и нематериального стимулирования персонала в компании,
рассмотреть понятие трудовой мотивации в различных теориях,
перечислить основные инструменты и цели материального и нематериального стимулирования,
исследовать методы, подходы и основные направления развития системы стимулирования,
проанализировать существующую систему стимулирования труда сотрудников в компании ООО «Магазин малого кредитования»
Выявить основные проблемы и пути совершенствования системы стимулов в данной компании.
Работа состоит из трех частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации персонала, основные теории, методы и подходы мотивации трудовой деятельности. Во второй части анализируется система мотивирования сотрудников в компании ООО «Магазин малого кредитования», а в третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию системы мотиваций.
Для раскрытия данной темы были использованы труды ученых в области трудовой мотивации людей (Маслоу, Герцберг), различные современные исследования проблем, связанных с материальным и нематериальным стимулированием, электронные публикации, сайты и порталы, посвященные проблемам организации труда на современных предприятиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1. Понятие, сущность и экономическая роль системы мотивации труда персонала
Организация труда на предприятии представляет собой совокупность мер, направленных на рациональное и эффективное взаимодействие рабочих со средствами производства с целью достижения высокой производительности труда всего предприятия [6, c.22]. Процесс организации труда призван создать наиболее благоприятные условия для нормального функционирования рабочей силы.
Понятие организации труда является широким и включает в себя такие направления, как стимулирование труда с помощью материальных и нематериальных методов, организация благоприятных условий труда, дисциплинирование сотрудников, развитие у них трудовой активности и инициативности.
Поэтому важно понимать, что управление персоналом, как многоплановое комплексное понятие, также должно учитывать состояние своих элементов, к которым относятся процессы по кооперации труда, выявление эффективных методов стимулирования труда с целью получения наилучшего для предприятия экономического результата.
Стимулирование труда работника представляет собой комплексный процесс по побуждению и увеличению мотивации работника, проводимому руководством компании во время анализа трудовых ситуаций и эффективности работников [2, c.41]. Таким образом, стимулирование в первую очередь направлено на изменение модели поведения и отношения к труду каждого работника.
Главной целью стимулирования труда сотрудников организации является повышение их трудовой мотивации, т.е. заинтересованности своим трудом, которая влияет на показатели производительности труда и экономические результаты деятельности предприятия.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Стимулирование персонала включает в себя также систему применения руководством по отношению к трудовому персоналу различных стимулов, которые могли бы воздействовать на рост его усилий, стараний, целеустремленности в работе и решении задач, стоящих перед предприятием.
Стимулами в данном случае выступают любые блага (или потребности работника), получение которых предполагает совершение им трудовой деятельности, т.е. материальные и нематериальные блага могут формировать мотивы труда у сотрудников компании.
Таким образом, процессы стимулирования труда персонала представляют собой выбор руководителем способов вознаграждения работника за его участие в производстве товаров или услуг предприятия или реализации его важных стратегических целей, который основан на сопоставлении эффективности трудовых процессов и требований предприятия к труду.
Выбор методов стимулирования зависит от политики компании в области управления персоналом и могут осуществляться в формах материального и нематериального стимулирования.
Материальное стимулирование может осуществляться в денежной и неденежной формах и касаться удовлетворения материальных потребностей работника (например, повышение заработной платы, выплаты премий, предоставление льгот, компенсация некоторых расходов рабочего) [5, c.73].
Материально-денежное стимулирование осуществляется через поощрение работников денежными выплатами в связи с результатами их трудовой деятельности.
Материальное неденежное стимулирование касается социально-психологических отношений в коллективе компании и направлено на улучшение отношений между людьми, выраженных в выражении признательности со стороны руководства заслуг оцениваемого работника.
Однако, на современных предприятиях очень часто возникает ситуация, когда для сотрудников важнее становятся не денежные формы поощрения их труда, а различные нематериальные формы. Сущностью нематериального стимулирования является процесс передачи информации о заслугах работника, результатах его деятельности в социальной среде и внутри коллектива предприятия. Оно имеет информационную природу, в которой источником информации о заслугах работников выступает работодатель, а приемником – тот, на кого направлено стимулирование, то есть работник и коллектив в целом.
Нематериальное стимулирование представляет собой использование таких средств привлечения сотрудников к труду, которые бы сформировали у работника отношение к труду как высшей ценности. Они не только предполагают наличие поощрений и наград со стороны руководства, но и создание такой атмосферы на предприятии, общественного мнения коллектива, морально-психологического климата внутри него, которые кардинальным образом изменяют поведение человека как трудового ресурса компании [17].
Таким образом, система мотивации труда персонала в современных компаниях представляет собой одно из наиболее важных направлений организации труда работников в целом, и направлено на повышение их интереса к труду и повышению своей общей производительности, что в конечном итоге влияет на эффективность работы всего предприятия в целом.
1.2. Теоретические подходы и теории трудовой мотивации человека
Рассмотрим основные теории трудовой мотивации человека, освещенные различными исследователями и специалистами в области стимулирования.
Теории мотивации в целом пытаются определить и выявить те потребности, которые побуждают людей к деятельности, особенно при определении объемов и содержания этой работы. Здесь важно р
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Алтухов С.И. Организация и мотивация как функции управления. – Новосибирск: СГГА, 2012. – 602 с.
3. Барышева А. Мотивация. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.
4. Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации: подходы, методы, рекомендации. – М.: АББ, 2011. – 761 с.
5. Васильева О.Н. Модели и методы материального симулирования. – М.: Ленанд, 2013. – 288 с.
6. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2014. – 688 с.
7. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. – М.: Альпина Букс, 2011. – 233 с.
8. Генкин, Б.М. Основы организации труда: учебное пособие / Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. - М.: Норма, 2008. - 400 с.
9. Егоршин А.П. Организация труда персонала: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 320 с.
10. Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции. – СПб.: Дело, 2015. – 142 с.
11. Ивановская Л.В. Организация труда персонала. – М.: Проспект, 2014. – 640 с.
12. Ильин, И. Нематериальное стимулирование труда как инструмент управления персоналом. – М.: Фербер, 2011. – 246 с.
13. Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 224 с.
14. Кибанов А.Я. Социология труда. – М.: ИНФРА, 2012. – 584 с.
15. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 447 с.
16. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом. - М.: Изд-во Вершина, 2011. — 272 с.
17. Колесников О. Нематериальное стимулирование: зачем оно нужно. Доступ через http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=75384
18. Макарова, И.К. Управление персоналом: учебник. — М.: Юриспруденция, 2013. – 366 с.
19. Мансуров Р.Е. Настольная книга директора по персоналу. — Изд-во Юрайт, М., 2012 г. – 247 с.
20. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.
21. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации. — М.: Аламфея, 2013. – 511 с.
22. Пашуто, В.П. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии: учебное пособие / В.П. Пашуто. - М.: КНОРУС, 2007. - 240 с.
23. Петренко Е.П., Хрипкова Т.П., Сентябова Т.А. Материальное стимулирование — ключевой фактор управления мотивацией // Клиническая лабораторная диагностика. – 2007, № 9. - С. 22-23
24. Рассадин, В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / Труд и социальные отношения. – 2008, № 3. - С. 53-59.
25. Рутицкая В. Система нематериального стимулирования персонала. Доступ через http://hr-portal.ru/article/sistema-nematerialnogo-stimulirovaniya-personala
26. Скляревская В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. – М.: Дашков и К, 2015. – 340 с.
27. Трапицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2016. – 240 с.
28. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента. — М.: ЭКМОС, 2015. — 352 с.
29. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Инфра-М, 2015. – 226 с.
30. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/releases/2013/Oct04d/
31. Организация труда и заработной платы [Электронный ресурс]. Доступ через http://ekonomic.narod.ru/
32. Институт менеджмента, инноваций и бизнес-анализа [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.refa.de/home
33. Все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.jobgrade.ru/
34. Аналитический центр по труду [Электронный ресурс]. Доступ через http://eactt.ru/
35. Министерство труда РФ [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.rosmintrud.ru/
36. НИИ труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.niitruda.ru/
37. Экономика труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://laboureconomics.ru/
38. Международная организация труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.ilo.org
39. Библиотека по менеджменту [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.inventech.ru
40. Управление предприятием [Электронный ресурс]. Доступ через http://consulting.1c.ru
41. Компания ООО «Магазин малого кредитования» [Электронный ресурс]. Доступ через https://bistrodengi.ru/