Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов актуальна как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. При этом охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности рассматриваются как жизненно важная мера в то время, когда нарастают проявления глобального экологического кризиса.
Экономические преобразования последних десяти лет, характерные почти для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов управления природными ресурсами. Их неравномерность и неоднородность объяснялась национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования коснулись институтов государственного регулирования. К последним относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, информация и информационные технологии, национальные традиции, наука и образование.
Практика показала, что устойчивость и эффективность процессов природопользования, скорость и соответствие трансформации природопользования содержанию процессов рыночных реформ были неоднозначными. В сложившейся ситуации очевидна необходимость переосмысления многих подходов к регулированию процессов экологического менеджмента.
В рыночной экономике формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и неудачами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования для обеспечения устойчивости природной среды зависят от ее четкой реакции на увеличение дефицита природных ресурсов.
Объект исследования – государственное управление природопользованием и охрана окружающей среды.
Предмет исследования – возможности улучшения государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на региональном уровне.
Цель курсовой работы – исследование систем управления в области экологической политики и охраны окружающей среды, а также выявление проблем в управлении природопользованием и охраной окружающей среды.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
2. Определить правовые основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
3. Проанализировать деятельность органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в Свердловской области.
Нормативно-правовую основу составляют Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020), Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды».
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды таких авторов, как С. А. Белоусов, Н.Д. Вершило, А.М. Волков, Е. А. Лютягина, Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов, П. А. Лудников, Е. М. Хомич, Н. В. Румянцев, Л. Г. Клюканова, Г. А. Писарев, З. А. Юсупова и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Общее количество страниц – 31.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.1 Правовые основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
В любой стране важным экономическим значением являются природные ресурсы. Как труд и капитал, природные ресурсы являются важным фактором производства. Качество или отсутствие природных ресурсов напрямую влияет на затраты других потенциалов.
Ценность природных ресурсов рождает потребность их рационального управления и использования.
В целях решения задач экологической безопасности остро встает необходимость вмешательства государства в область охраны окружающей среды и природопользования [17, с.69].
Главным инструментом государства в области обеспечения целесообразного использования природных ресурсов и защиты окружающей среды является – управление.
Целесообразно выделить следующие признаки государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:
– исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов;
– деятельность по регулированию отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и воспроизводства;
– нормотворческая деятельность;
– деятельность специально уполномоченных органов.
Из выше сказанного следует, что природопользование и охрана окружающей среды – это не только подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, но и нормотворческая деятельность компетентных органов.
Как общество, так и каждый гражданин обладает правом на безопасную и качественную окружающую среду. Это должно проявляться в процессе соблюдения и реализации законодательных предписаний.
Составной частью социального управления является управление природопользованием и охраной окружающей среды.
Из этого следует, что управление природопользованием и охраной окружающей среды – это функция государства по организации целесообразного использования, репродукции природных ресурсов, охраны и защиты окружающей среды, достижению экологической безопасности. К данной функции так же относится обеспечение системы законности и конституционных гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду.
По мнению Н. В. Румянцева, российское государство должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без которых невозможен переход страны к устойчивому развитию 23, с. 199. Неслучайно Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная Правительством Российской Федерации 31 августа 2002 года, отмечает, что обеспечение экологической безопасности является необходимым условием существования общества 25, с. 173. Правовое регулирование охраны окружающей среды – основа обеспечения прав граждан на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Важнейшим и основополагающим источником регулирования природопользования и охраны окружающей среды в РФ, содержащим базовые и руководящие нормы и принципы, является Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 23 декабря 1993 г. Так ст. 9 Конституции РФ закрепляет базовый принцип, в соответствии с которым земля и иные природные ресурсы признаются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; устанавливает два типа отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей средой: использование и охрана; устанавливает цели использования и охраны, на основе которых формируются права и обязанности граждан, их объединений и государства по бережному отношению и рациональному использованию природных ресурсов 1.
Составной частью правовой системы природопользования и охраны окружающей среды являются международные договоры и соглашения РФ. К ним стоит отнести Бразильскую декларацию ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. 19, с.65-67. Согласно ст.18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ принимает меры по обеспечению единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучие [2].
В свою очередь, базовым федеральным законом, наряду с иными (такими как Лесной кодекс РФ 6, Земельный кодекс РФ 4, Водный кодекс РФ 5 и др.), регулирующими общественные отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно п. 1 ст. 2 данного закона право в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ними [7].
Закон определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, а также права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.
Кроме этого закона есть еще ряд осуществляющих правовое регулирование законов [15, с.168]. К ним относятся Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха» и др.
На данный момент законодательство в области природопользования составляет более 410 законов федерального значения и 4025 подзаконных актов.
На основе анализа рассмотренных документов можно определить понятие «природопользование», как использование окружающей природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, рекреационных, культурных и иных потребностей человека. Также можно сделать вывод о том, что экологическое законодательство в сфере природопользования и охраны окружающей среды является ключевым инструментом регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу окружающего природного мира, устанавливая императивные, рекомендательные, а также превентивные правила поведения граждан.
1.2 Окружающая среда и природопользование: понятие, признаки и задачи
Термин «природопользование» может означать два совершенно разных понятия: природопользование, с которым связывают практическую деятельность человека по использованию природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества, и природопользование как наука или область знаний, исследующая возможности и направления экологически безопасного и неистощимого использования природных ресурсов для обеспечения устойчивого развития. Деятельность человека по использованию природных ресурсов также имеет
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2020, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, № 51, ст. 5712.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ, 29.01.2021, № 44, ст. 4147. 84
5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006, № 23, ст. 2381.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50, ст. 5278.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, № 2, ст. 133.
8. Федеральный закон от 03.07.2016 № 254-ФЗ (последняя редакция) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4187.
9. Закон Свердловской области от 20.03. 2006 года № 12-ОЗ (с изменениями на 3 марта 2020 года) «Об охране окружающей среды на территории Свердловской области» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
10. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
11. Постановление правительства свердловской области от 28 мая 2020 г. n 353-пп "об утверждении стратегии природопользования и экологической безопасности свердловской области на период до 2035 года" // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
12. Абукарова М. У. К вопросу о презумпции опасности хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки ее воздействия на окружающую среду в эколого-правовом аспекте // Евразийский юридический журнал. 2018. № 12. С. 202 – 203.
13. Агафонов В. Б. Правовые проблемы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2015. С. 141- 144.
14. Белоусов С. А. Глобализация и интеграция международных принципов охраны окружающей среды: теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. 2019. № 7. С. 66 – 68.
15. Вершило Н. Д. Правовые основы охраны природы // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 2. С. 168 – 173.
16. Волков А. М., Лютягина Е. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата. Учеб. изд. М.: Юрайт, 2016. 325 с.
17. Гиззатуллин Р. Х. Рациональное природопользование и его соотношение с охраной окружающей среды // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2019. С. 69 - 72.
18. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Правовые проблемы экономического регулирования охраны окружающей среды в Свердловской области [Текст] / Н.Г. Жаворонкова, В.Б. Агафонов // Lex Russica. 2020. № 4. С. 421-428.
19. Клюканова Л. Г. Актуальные вопросы формирования комплексного подхода к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды // Правовое регулирование использования природных ресурсов. М.: Инфра-М, 2015. С. 65 - 69.
20. Краснова И. О. Политика экологического развития в контексте правовой охраны окружающей среды // Российское правосудие. 2019. № 8. С. 98 – 107.
21. Писарев Г. А. Традиционное природопользование и требования к сохранению окружающей среды: основные противоречия // Евразийский юридический журнал. 2019. № 1. С. 220 – 222.
22. Пономарева Е. В. Факторы, влияющие на эффективность реализации института профилактики экологических правонарушений в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2016. № 5. С. 96 – 98. 23. Румянцев Н. В., Эриашвили Н. Д., Казанцев С. Я. Экологическое право России: учебное пособие. -5-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-Дана, 2016. 351 с.
24. Русин С.Н. Развитие государственного управления в области охраны окружающей среды в Свердловской области [Текст] / С.Н. Русин // Lex russica (Русский закон). 2020. № 6. С. 82-89.
25. Юсупова З. А., Мухаметгареева Н. М. О некоторых проблемах развития международного экологического права // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 2. С. 173 – 175.
26. Официальный сайт Российской статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.04.2021).
27. Официальный сайт Правительства Свердловской области. Электронный ресурс]. URL: http://midural.ru/ (дата обращения: 01.04.2021).