Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность заключается в рассмотрении двух аспектов: общетеоретического (который связан с общей теорией права и обычая) и специального (который связан с особенностями обычая как формы права в англосаксонской и романо-германской правовых семьях, его характерными чертами, развитием, распространением и значением в современном праве).
Интерес вызывает также растущая роль обычая как формы права во внутреннем и международном правовом регулировании. Обычай имеет богатую историю происхождения, развития и применения. Эта форма права очень динамична, она способна регулировать быстро меняющиеся правоотношения. Обычай уважается и поддерживается населением определенного региона или штата, которое определяет его авторитет и способствует активному повторному использованию.
Обычай как форма англосаксонского права отличается от обычая как формы романо-германского права. Обычай в смешанных правовых системах и в правовых системах бывших колоний европейских государств также имеет определенные особенности. Большой интерес представляет вопрос о применении обычая как формы англосаксонского или романо-германского права и его взаимодействии с формами внутреннего права в этих правовых системах.
Объект - понятие обычая как формы права.
Предмет – общетеоретические представления об обычае как форме англосаксонского и романо-германского права.
Цель - раскрытие понятия и сущности обычая как формы права в англосаксонской и романо-германской правовых доктринах, а также выявление на основании компаративного анализа особенностей обычая как формы права в англосаксонской и романо-германской правовых семьях
Задачи:
Изучить теорию обычая в англосаксонской правовой доктрине;
Рассмотреть обычай в правовой системе Англии;
Рассмотреть обычай в правовой системе США;
Изучить теорию обычая в романо-германской правовой доктрине;
Рассмотреть обычай в правовых системах романской подгруппы романо-германской правовой семьи;
Рассмотреть обычай в правовых системах германской подгруппы романо-германской правовой семьи.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализа, синтеза, классификации) и частнонаучные методы познания (формально-логический, формально- юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой).
Степень разработанности. Проблематика обычая как формы права разрабатывается отечественными и зарубежными авторами достаточно давно, в равной мере теоретиками и учёными, которые занимаются изучением определённой отрасли права. Представители российской юридической науки проявляют интерес к данной теме со второй половины XIX в. Исследовали не только общетеоретические аспекты обычая ка формы права, но и непосредственно обычаи российского права: И.А. Ильин, А.И. Каминка, Д.И. Мейер, Г.Ф. Шершневич и др. В советский период данную тему изучали6 С.С. Алексеев, А.Я. Вышинский, С.А. Голунский и др. Представители подходов к правопониманию также исследовали обычай: Г. Гуго, Г.Ф. Пухта, Ф. Савиньи. Представители психологической теории: Г.Д. Гурвич, Л.И. Петражицкий, А. Росс. С точки зрения интегративной концепции правопонимания обычай рассматривают: Г.А. Борисов, В.В. Ершов, Е.А. Ершова, Н.В. Лисицын, В.Н. Корнев.
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, первой главы (содержащей три параграфа), второй главы (включающей в себя три параграфа), заключения и библиографического списка из 17 наименований.
Глава 1 Обычай как форма англосаксонского права на примере Англии и США
1.1 Теория обычая в англосаксонской правовой доктрине
Изучение обычая как формы англосаксонского права должно начинаться с изучения понимания обычая в англосаксонской правовой доктрине. Действительно, социологическая юриспруденция, доминирующая в семье англосаксонского права, предлагает иной взгляд на право, чем в юридическом позитивизме, и, следовательно, на концепцию источников и форм права и, соответственно, обычай как форму права.
Представители англо-саксонской теории права согласны с тем, что обычай исторически является первой формой права. Они также подчеркивают, что обычай как форма права сложился благодаря его постоянной адаптации к потребностям общества, что определило его характерные черты, в том числе, в частности, авторитет обычая, обеспечивающий его соблюдение субъектами права.
Признавая важность обычаев как правового регулятора общественных отношений, Уильям Блэкстон утверждал, что общее право Англии - это «общие и вечные обычаи, которые время от времени объявляются таковыми в судебных решениях». Эта точка зрения стала общепринятой в англосаксонской правовой доктрине, в частности, ее разделяет известный британский исследователь Роберт Кросс, который пишет, что обычаи и обычаи являются неотъемлемыми элементами общего права, которые дополняются общими принципами. гражданской юстиции и социальной целесообразности, а также парламентскими актами. Британцы использовали эти обычаи и обычаи с незапамятных времен.
Таким образом, согласно Блэкстону, форма английского права - это не приговор, а обычай, на котором он основан. Судья должен определить и правильно сформулировать обычай. Это положение легло в основу декларативной теории, согласно которой судьи только открывают правовые нормы, но не создают их.
Рассуждая о сущности обычая как формы англосаксонского права, известный английский юрист Генри Мейн в своем масштабном труде «Древнее право: его связь с древней историей общества и отношение к новейшим идеям» утверждает, что пример Англии ясно показывает, как при использовании механизма, который теоретически считается неспособным изменить закон, сам закон изменяется и развивается.
Обычай воспринимается представителями англосаксонской правовой доктрины как воля народа. Его важность и значение для правовой системы конкретного государства никоим образом не оспаривается. Западная цивилизация имеет достаточное количество примеров, когда нормативные правовые акты, например, в связи с чрезвычайной ситуацией, были лишены государственной поддержки, и им никто не следовал.
По мнению ряда представителей англосаксонской правовой доктрины, обычай как форма англосаксонского права имеет следующие особенности:
соблюдение обычаев обусловлено личным убеждением людей в необходимости их соблюдения, а не угрозой наказания;
простая идентификация таможен (достаточно убедиться, используются ли они в практике государственных органов и должностных лиц);
публичность применения таможенных правил (поскольку деятельность государственных органов и должностных лиц осуществляется публично);
невозможность искажения сущности норм обычая как формы права;
отсутствие «навязывания» обычая как формы закона народу со стороны властей и т.д.
Тем не менее большинство ученых говорят только о трех характерных чертах обычая как формы права в англосаксонской правовой семье. Эти функции включают:
ограничено определенной сферой деятельности или территорией;
признание большинством профессионального сообщества данной сферы деятельности или большинством населения территории, на которой она действует, в качестве правовой формы;
применение в области публичного права.
В англосаксонском праве обычаи регулируют наиболее важные государственно-правовые институты, в том числе: институт премьер-министра в Великобритании, правительственные институты и политические партии в Великобритании и США и т.д. Многие правила и принципы для функционирования этих институтов также применяются обычные правила, например, правила правительства и парламента, правила обсуждения, подсчета голосов и принятия решений в парламенте, правила взаимодействия штатов с федеральным центром и т.д.
Проблема понимания обычая в рамках англосаксонской доктрины - это соотношение между обычным и обычным правом. Обычное право понимается в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле обычное право - это совокупность обычаев. Обычное право в узком смысле - это древний архаичный закон, который применяется в слаборазвитых обществах и является там почти единственным социальным регулятором. Так, в самом понятии обычного права представители англосаксонской правовой доктрины иногда ставят оценку этому явлению.
Следует помнить, что понимание обычного права в узком смысле появляется, когда британские колонизаторы знакомятся с традиционными обществами Азии, Африки и Ближнего Востока. Образ жизни, столь
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Книги
1. Бакарджиев, Я.В. Теория государства и права в 2 ч. Часть 1: учебник для прикладного бакалавриата / Я.В. Бакарджиев, Р.А. Ромашов, В.А. Рыбаков. – М.: Юрайт, 2019. – 195 с.
2. Леже, Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / Р. Леже. – М.: Волтерес Клувер, 2009. – 584 с.
3. Малова, О.В. Правовой обычай как источник права основных правовых систем современности: монография / О.В. Малова. – Иркутск: Иркутский университет, 2006. – 182 с.
4. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2016. – 240с.
5. Мэйн, Г. Древнее право: его связь с древней историей общества и отношение к новейшим идеям / Г. Мэйн; пер. с анг. Изд. 3-е. – М.: КРАСАНД, 2012. – 320 с.
6. Романов, А.К. Правовая система Англии: учебное пособие / А.К. Романов. – М.: Дело, 2000. – 344 с.
7. Саркисян, Г.С. История формирования англосаксонской правовой семьи и романо-германской правовой семьи: сравнительный анализ правовых семей / Г.С. Саркисян. – М.: 2016. – С. 140-145.
8. Чиркин, В.Е. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. – 320с.
9. Шумилов, В.М. Введение в правовую систему ФРГ / В.М. Шумилов. – М.: Дека, 2000. – 139 с.
Диссертации
10. Богдановская, И.Ю. Источники права на современном этапе развития «общего права»: дисс. … докт. Юрид. Наук: 12.00.01 / Богдановская Ирина Юрьевна. – М., 2007. – 338 с.
11. Сафронова, Е.И. Обычай как форма права (сравнительно-правовой анализ): дисс. … канд. юрид. Наук: 12.00.01 / Сафронова Екатерина Ивановна. – СПб., 2007. – 149 с.
Статьи
12. Аббасов, О.Т. К вопросу о многообразии взглядов на понятие правовой системы (сравнительно-правовые аспекты) / О.Т. Аббасов // Сибирский юридический вестник. – 2019. - № 1. – С. 119-125.
13. Кича, М.В. Обычай в романо-германской правовой семье / М.В. Кича // Известия высших учебных заведений. Общественные науки. – 2014. - № 6. – С. 109-113.
14. Виленский, Н.М. Исторические особенности и закономерности формирования романо-германской правовой семьи / Н.М. Виленский // Научный альманах. – 2016. - № 5-1. – С. 359-362.
15. Емельянов, Б.М. Сравнительный анализ правовых систем (семей) современности: англосаксонская, романо-германская (континентальная), мусульманская правовые семьи / Б.М. Емельянов, А.А. Сильчева // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. – 2014. - № 4. – С. 34-37.
16. Исаков, И.Н. Правовая система общества: основные характеристики / И.Н. Исаков // Правовая культура. – 2019. - № 4. – С. 45-52.
17. Чиркин, В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация / В.Е. Чиркин // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. - № 4. – С. 18-30.