Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлено тем, что социальная политика – это согласованная деятельность институтов государства, экономических субъектов, направленная на управление социальным развитием, обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.
Также встречается и другие определения социальной политики: социальная политика – взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества (классов, социальных групп, общностей) по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей.
Социальную политику в широком понимании многие ученые рассматривают как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Можно утверждать, что социальной политикой пронизаны все уровни общественной и экономической деятельности. На микроуровне социальная политика является одним из направлений создания благоприятных и достаточных условий по обеспечению наемных работников доходами, необходимыми как для удовлетворения первичных потребностей, так и для воспроизводства, поддержания работоспособности труженика, воспитания и обучения детей, создания нормальных условий в семье.
На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика, которая является неотъемлемо важной составляющей социально-экономической политики государства.
Материальное обеспечение социальной политики в целом не складывается само по себе, автоматически, а требует создания определенных макроэкономических предпосылок. Этот процесс является одной из главных задач государственного регулирования.
Таким образом, назначение социальной политики государства, поставившего перед собой цель превратиться в социальное государство, заключается в обеспечении условий для повышения уровня жизни населения, создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства.
Объектом в курсовой работе является особенности социальной политики.
Предмет исследования – отношения, складывающиеся в процессе государственной социальной политики.
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений социальной политики в России.
Задачи работы:
- изучение сущности и функций государственной социальной политики;
- рассмотрение принципов социальной политики государства;
- исследование основных направлений и проблем социальной политики в России.
Научная гипотеза исследования состоит в том, что одним из важнейших факторов, определяющих уровень развития социального государства, является формирование и реализация эффективной государственной социальной политики, направленной на обеспечение достойного уровня социального обеспечения и оптимизацию деятельности государственной власти.
Для написания курсовой работы был использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические методы анализа, графический метод и анализ нормативно-правовых актов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие, функции и принципы социальной политики
1.1 Сущность, основное содержание и функции государственной социальной политики
Вопросы, напрямую или косвенно связанные с социальной политикой, являются в последнее время весьма актуальными и для политических деятелей, и для населения, и для ученых страны. Ученые утверждают, что со времен древнего Египта и Вавилона не существовало государств, которые не проводили бы социальной политики» и что «государство, стремящееся войти в ряды высокоразвитых, обязано проводить сильную социальную политику».
Нельзя не согласиться с мнением профессора Жукова В.И. о том, что «успешное развитие экономики невозможно без ее всесторонней гуманизации, решительного поворота к нуждам и потребностям человека. Это абсолютный императив современного социально-экономического развития, не считаясь с которым, ни одна страна мира не сможет выйти на современный уровень цивилизованного развития» .
В настоящее время существует большое количество определений социальной политики. Социальная политика – система отношений, возникающих между социальными субъектами по реализации основных целей общества, выражающихся в формировании и присвоении социальных потребностей, зависящих от этапа и приоритетов экономического развития.
Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения.
Социальна политика, безусловно, является одним из важнейших направлений внутренней политики государства. Социальная политика в прикладном, практическом смысле – это совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В широком смысле социальная политика – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
То есть социальная политика - многогранный процесс и структурно сложное явление. Только по одному – двум показателям и критериям, пусть и очень важным, например, уровню заработной платы, безработицы и т.п., проблематично давать реальную и исчерпывающую оценку ее состояния.
Признаком социальной политики является «многосубъектность» и «многообъектность». У каждого автора своя точка зрения на вопрос объекта, субъекта и функции социальной политики.
С точки зрения одних авторов субъектом социальной политики является государство. Других – самодеятельное население, хозяйственные, управленческие структуры в рамках декларируемых или законодательно утвержденных целей и задач. Субъекты социальной политики – это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере.
Среди других субъектов социальной политики выделяются различные партии и объединения, также государственные органы власти (законодательные, исполнительные, судебные), негосударственные организации, общественные объединения граждан.
Кроме того, существует группа пассивных субъектов социальной политики. Это банковские, кредитные учреждения, страховые компании, которые по мере накопления активов, руководствуясь соображениями своей экономической выгоды, начинают играть активную роль в области социальной политики.
Примером может служить деятельность банков, стремящихся привлечь средства населения установлением повышенных процентов по депозитам, а также развитие жилищных программ, программ поддержки инвалидов и др. «Объект» также рассматривается в литературе двояко. По мнению одних авторов «в системе субъектно-объектных отношений объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями» ..
Человек выступает с одной стороны как объект, с другой – как субъект социальной политики. Другие же исследователи считают, что объект – это подчиненная, пассивная, вторичная управляемая структура, не обладающая собственной активностью и инициативой. В данном контексте объект социальной политики представлен социальной и социально-трудовой сферой общества в целом, а конкретно, ее главными составляющими элементами, а также их показателями – благосостояние, социальная стабильность, здоровье населения.
Функции социальной политики формулируются поразному. Так, одни ученые выделяют экономическую (стимулировать различные виды экономической деятельности), социальную (создавать объективные, социальноэкономические предпосылки для сохранения стабильности в обществе, для восприятия существующей социальной стратификации как справедливой, «естественной») и резервную, или стратегическую (создавать социальноэкономические условия для сохранения и развития «человеческого потенциала», обеспечивать для всех социальных групп необходимый уровень жизни, доступ к медицинскому обслуживанию, образованию и культурным ценностям).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
3. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gara№t.ru/products/ipo/prime/doc/74131523/
4. Указ Президента РФ от 07.04.2020 № 249 (ред. от 11.05.2020) «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_349618/
5. Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gara№t.ru/products/ipo/prime/doc/7367 4771/
6. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2020 г. № 604 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.gara№t.ru/73969859/
7. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
Научная и учебная литература
8. Актуальные проблемы права социального обеспечения : учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.] ; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 605 с.
9. Алексеев Ю. П., Берестова Л. И., Бобков В. Н. Социальная политика: Учебник для вузов / Под ред. Волгина Н. А. — М.: Экзамен, 201*. — 736 с.
10. Афтахова А. В. Право социального обеспечения. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 293 с.
11. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 426 с.
12. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 449 с.
13. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 406 с.
14. Право социального обеспечения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 406 с.
15. Роик В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты: учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 400 с.
16. Шубина А. А. Социальная политика Российской Федерации / А. А. Шубина. // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 207-209.