Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования Дело в том, что в настоящее время именно в системе детского сада существуют оптимальные условия для стимулирования развития детского мышления. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школе.
Учитывая формулу философа Рене Декарта, «Я мыслю, а значит я существую», выдающийся русский психолог А. К. Тихомиров указывает на то, что эта сентенция выдвигает мышление на первый план в психической жизни человека, также считая мышление признаком существования человека. Мышление является высшей психической функцией и свойственно только человеку, что делает проблему его развития очень значимой. Развивается мышление человека, совершенствуются его интеллектуальные способности. К такому выводу пришли психологи в результате наблюдений и практического применения методик развития мышления.
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Его теория мышления оказала большое влияние на современное понимание развития мышления [17].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «творческое мышление»
В психологической и педагогической литературе понятие «мышление» трактуется двояко: во-первых, как процесс, во-вторых, как способность. Учитывая эту двойственность, мы рассматриваем и характеризуем типы мышления, соотношение понятий «креативность» и «мышление», а также различные подходы к определению понятия «креативное мышление» [22].
Исследования зарубежных педагогов и психологов (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Р. Стербенг, Е.П. Торранс и др.) а так же отечественных (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Я.А. Понамарев, В.Н. Пушкина и др.) ориентированы на изучение творческого мышления, в частности на «выявление механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Изучение исследуемой проблемы позволило не только сравнить различные подходы, но и определить понятия «мышление», «креативность», «креативное мышление» и их характеристики.
Большинство исследователей (М. Вертгемер, П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова и др.) выделяют два основных типа мышления: репродуктивное и продуктивное (творческое) [13]. Но некоторые ученые придерживаются иной точки зрения. Например, А. В. Брушлинский [7] считает, что термины «продуктивное» и «творческое» мышление излишни, так как мышление, по существу и по определению, всегда таково, хотя и в разной степени, и определяет сущность внутренних психологических механизмов, характеризующих творчество в самом общем виде: «творчество есть высшая форма человеческой деятельности и самостоятельная деятельность. В то же время подчеркивается, что репродуктивное мышление - это просто память, а не само мышление.
В. Т. Кудрявцев [20] отмечает, что творческое мышление направлено не на поиск новизны в мелочах, нюансах, незначительных вариациях или не просто на рекомбинацию элементов старого, а на постижение сущности в явлениях, на отражение этой сущности в новых понятиях, образах и способах действия.
В психолого-педагогической литературе понятие «креативное мышление» практически не раскрывается подробно и, зачастую, определяется через понятие «креативность», которое является более общим. Существуют также публикации, в которых творчество частично или полностью отождествляется с творческим мышлением. Существуют также различные подходы к определению качеств (черт) творческого (продуктивного) мышления.
Речь идет о характерологических особенностях творческого мышления. В качестве основы он выделяет процессуальные признаки, характеризующие творческое мышление на его продукте:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видеть новые проблемы в привычных, стандартных условиях;
- видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего обучению;
- умение видеть альтернативное решение, альтернативный подход к его поиску, умение создавать оригинальное решение с учетом знаний других;
- умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы по-новому.
Проблема творчества в современной психологии обычно обсуждается в связи с изучением проблем интеллекта и креативности. Для решения педагогических задач, таких как диагностика и развитие творческих способностей одних общих понятий (например, «интеллект», «креативность») недостаточно.
Если принять общепринятое определение творчества по продукту, то учащиеся не смогут распознать, за редким исключением, ни одного акта подлинного творчества, не говоря уже о дошкольниках. Даже в университетах, как отмечает И. Я. Лернер, к подлинной творческой деятельности студентов стали привлекать только в последние годы, да и то только в самых престижных из них [21].
Различные аспекты проблемы развития творческого мышления разрабатывались в своих работах многими педагогами и психологами (Ю. К. Бабанский, А. А. Балаев, В. П. Беспалько, А. В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, И. Г. Дайри, И. А. Ильницкая, В. Г. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Н. А. Менчинская, Л. Секей, А. Е. Симановский, И. С. Якиманская, В. А. На протяжении веков ученые пытались не только теоретически осмыслить сущность, механизмы и критерии творчества, но и выявить его прикладные аспекты, одним из которых был поиск педагогических условий, при которых возможно успешное формирование творческой личности.
1.2 Психолого-педагогические особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста
Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира и делает возможным прогресс как отдельного человека, так и человечества в целом.
Российский психолог Р. С. Немов дает следующее определение творческого мышления: «Творческое мышление - это тип мышления, связанный с созданием и открытием чего-то нового» [23]. Творческое мышление также изучалось в рамках психометрического подхода. Здесь можно выделить концепцию креативности Дж.Гилфорда и Э. Торренса, которая представляет креативность как универсальную познавательную творческую способность [3]. В Словаре психологических терминов, изд. Дьяченко можно найти такое определение креативности: креативность - это способность человека отказаться от стереотипных способов мышления [6]. Основными факторами креативности являются оригинальность, смысловая гибкость, умение обострить восприятие недостатков, дисгармоничность.
Креативность - это способность, изначально присущая ребенку, поэтому дошкольный возраст признается рядом психологов как чувствительный для развития креативности. Творчество формируется спонтанно в благоприятной игровой среде и детском экспериментировании. Но ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача взрослого-сохранить творчество ребенка, помочь ему проявить себя как творческую личность. Ребенок восприимчив к новому. Его отличает оригинальность воображения и чувств, то есть он расположен к развитию творчества. С возрастом способность к творчеству угасает, что связано как с ориентацией школьного образования на логическую составляющую, так и с отсутствием стимулов для проявления творческой энергии. В 5-6-летнем возрасте внешняя среда и условия социализации ребенка являются наиболее значимыми факторами, определяющими творческое мышление. Затем важность индивидуального опыта постепенно возрастает. В 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Это побуждает ребенка экспериментировать и проверять различные подходы к проблеме. Конформизм, как следствие боязни показаться смешным, неумелым, мешает творческому мышлению. Спешка и нетерпение как желание немедленно найти результат также часто разрушают творческий процесс.
1.3 Сюжетное рисование как средство развития творческого мышления в старшем дошкольном возрасте
Зрительная деятельность является одной из самых интересных для дошкольников: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции [3]. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества: аппликация, лепка, конструирование, рисование.
Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, развивают перцептивную сторону, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка.
В процессе работы у детей развивается воображение, пространственное мышление, общее ручное мастерство, мелкая моторика; работа обеих рук синхронизирована. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты; развиваются сенсорные и мыслительные способности детей, развивается планирование умственной деятельности, развивается художественный вкус.
Важная роль в развитии творческих способностей дошкольников отводится сюжетно-тематическому рисунку, так как содержанием сюжетно-тематического рисунка является сюжет или пейзаж. Детские рисунки значительно обогащаются тем опытом, который они приобрели в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но и окружающую среду. Предмет сюжетного рисунка в старшей группе определяется прежде всего впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей этого возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, вроде «Праздника». Они могут нарисовать что-то, не относящееся к теме, или поставить перед собой невыполнимую задачу, не соответствующую их навыкам, например, нарисовать демонстрацию.
В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу ставить задачу самостоятельного выбора сюжета по предложенной теме. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, четко представлять ситуацию и время действия.
Учитывая все трудности выполнения ребенком сюжетного рисунка, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности, связанные с необходимостью обучения грамотному рисованию. Однако при этом следует помнить о его возможностях и необходимости обучения грамотному рисованию.
В своих работах Е. А. Флерина выделила отличительные черты детского рисунка [28]:
1. Искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие высшему образу искусства). При использовании минимума средств ребенок передает свое состояние.
2. Содержание контента. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе некоторое содержание. Младшие дошкольники рисуют каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
3. Мужество. Риск, умение рисковать - непременное условие и характеристика творческой личности.
4. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка-показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, то есть общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах и сказках. В детских рисунках добро почти всегда побеждает зло.
5. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.
6. Выразительность - главная существенная черта художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника передавать человеческие эмоции с помощью различных приемов, использование в образной характеристике таких деталей, которые наиболее полно раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это возможное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.
7. Наряду с выразительностью и грамотностью детских произведений необходимо выделить их качество как оригинальность. Оригинальность и неповторимость детских произведений - это относительно самостоятельное качество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мышления является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе и ее решение должно начинаться уже в дошкольном детстве, так как с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческого воображения.
Развитие мышления у детей - это естественная смена этапов, сложившихся в результате опыта работы и научных исследований многих поколений. Под влиянием воспитания ребенок усваивает определенные понятия и логические формы, выработанные человечеством, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019 № 273)
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Изд-во: Педагогическое общество России, 2014.
3 Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Учеб. пособие / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск, 2013.
4 Амелюшкина, С.М. Понятие «творчество»: вчера и сегодня / С.М. Амелюшкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010.
5 Андреева, И.А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. – М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2015.
6 Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – М.: ЛКИ, 2007.
7 Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – Москва: МОДЭК, 2012.
8 Бурлаков, Ю.А. Механизмы речи и мышления / Ю.А. Бурлаков. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015.
9 Варий, М.И. Психология: Учеб. пособ. / М.И. Варий. – К.: Центр учебной литературы, 2010.
10 Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. – М.: Гардарики, 2010.
11 Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.
12 Ветлугина, Н.А. О теории и практике художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. – 2015.
13 Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Университет, 2000.
14 Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М.: Гардарики, 2010
15 Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник. – М.: Библиотека практической психологии, 2004.
16 Ефанова, З.А. Развитие мышления. Разработки занятий. Подготовительная группа / З.А. Ефанова. – В. Корифей, 2010.
17 Жан Пиаже, Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. – М.: Педагогика-Пресс, 1994.
18 Захарюта, Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста / Н.В. Захарюта // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2019.
19 Казакова, Р.Г. Занятия по рисованию с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты / Р.Г. Казакова, Т.К. Сайганова, Е. М. Хедова. – М.: Сфера, 2019.
20 Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 2000.
21 Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М., 2010.
22 Маланов, С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности / С.В. Маланов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014.
23 Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. Том II в 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019.
24 Николаева, Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Николаева // Издательство Питер. – 2016.
25 Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: АСТ, 2008.
26 Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. А.И. Булычевой. – М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015 г.
27 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1./ С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2009.
28 Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. – М.: Учпедгиз., 1956.
29 Чепелюк, А. Развитие мышления с точки зрения современных психологических концепций / А. Чепелюк // Директор школы. – 2009.
30 Шумский, П.П. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека / П.П. Шумский, Л.М. Иванова. – Мозырь, 2018.
31 Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1969.