Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внутреннее планирование необходимо любому бизнесу, так как оно является залогом конкурентоспособности. Углубленное планирование побуждает предприятие к внимательному рассмотрению динамики текущей рыночной ситуации, что позволяет своевременно пересматривать основные допущения, на которых и базируется бизнес. Регулярное планирование позволяет компании быстрее приспосабливаться к новым рыночным силам, подталкивает к внедрению новых технологических достижений.
Внутреннее планирование побуждает к рассмотрению новых методов снижения затрат и повышения прибыльности.
Планы различных типов отличаются друг от друга только по целям и масштабам, в то время как собственно процесс планирования практически идентичен. Все три типа планирования предполагают, что предприятие используете достаточный для оценки текущего состояния дел в компании объем информации, привлекает к оценке данных соответствующих сотрудников и честно, под критическим углом зрения рассматривает сложившуюся ситуацию.
Оценочный план позволяет менеджменту получить информацию, необходимую для принятия решений. Особое внимание в планах этого типа уделяется сбору и оценке данных (а не рекомендациям относительно определенных действий или постановке конкретных целей деловой деятельности).
Оценочный план особенно полезен компании, которая давно не проводила операционных или рыночных исследований. Он необходим и компании, которая стремится к изучению таких факторов на регулярной (например, годовой) основе. Возможно, оценочный план наиболее отвечает потребностям компании, в которой все решения принимаются только на верхних уровнях управления.
Наиболее широко используемый тип корпоративного бизнес-плана – план, ориентированный на годовую или периодическую постановку целей.
Его функции состоят не только в анализе полученных в прошлом результатов, оценке текущей ситуации внутри и вне компании, но и в постановке перед подразделениями и/или отдельными сотрудниками конкретных, измеримых целей.
Цели могут быть поставлены в следующих областях:
- совокупная выручка;
- объем продаж в расчете на одного работника;
- выручка в расчете на одного потребителя;
- чистая прибыль;
- уровни запасов;
- время производства;
- деятельность по сбору платежей.
Одним из основных условий эффективности процесса составления бизнес-плана в крупных корпорациях являются совместные усилия тех, кто находится на вершине иерархической пирамиды, и тех, кто претворяет решения в жизнь. Односторонний процесс планирования, когда в нем принимает участие либо менеджмент, либо простые сотрудники, ведет к формализму, равнодушию и низким результатам деятельности.
В процессе составления планирования менеджмент обязан:
- сформулировать конкретные цели и подчеркнуть важность процесса планирования;
- установить сроки завершения и выполнения плана;
- определить задания сотрудникам и выделить им время, необходимое для участия в разработке бизнес-плана;
- в случае необходимости пригласить экспертов со стороны;
- выделить необходимые для осуществления процесса планирования ресурсы;
- объективно и чутко относиться к представленным в бизнес-плане результатам и рекомендациям.
Таким образом, актуальность работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.
Цель работы – систематизация полученных теоретических знаний и формирование практических умений для составления плана развития предприятия.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- планирование производственной программы предприятия;
- планирование трудовых показателей
- планирование издержек, производства продукции и анализ структуры затрат по статьям калькуляции и элементам затрат;
- проектирование оптовой цены;
- планирование финансовых результатов деятельности предприятия и построение точки безубыточности данного предприятия;
- осуществление взаимной увязки рассчитанных экономических показателей при планировании.
Практическая значимость работы заключается в применение полученных навыков планирования на предприятии направлений совершенствования финансовых результатов.
1. НОРМАТИВЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Курсовая работа выполняется на основе данных виртуального предприятия легкой промышленности ООО «Лотос». Целью планирования деятельности предприятия «Лотос» является получение прибыли от продажи швейных изделий, как важнейшего финансового результата деятельности предприятия. В связи с этим планирование должно обеспечить наиболее эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений, направленных на снижение затрат, повышение экономической эффективности деятельности предприятия.
ООО «Лотос» - современное предприятие, использующее в своей деятельности современное оборудование. Предприятие зарегистрировано в г. Смоленске в 2012 г. в форме общества с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 125 000 тыс. руб.
Основными видами деятельности ООО «Лотос» являются: производство швейных изделий: платья, сарафаны, юбки, пижамы, пиджаки, брюки,, пододеяльники покрывала, простыни, портьеры и пр.
Продукция предприятия реализуется в регионе. Заказчиками являются магазины, больницы, детские дома и др. Доля продукции предприятия на рынке среди аналогичных предприятий региона составит примерно 25%.
Предприятие включает следующие производственные подразделения: цеха основного производства: раскройный цех, швейный цех, участок влажно-тепловой обработки, материальный склад, склад готовой продукции. Профессии основных рабочих: закройщики, швеи.
Аппарат управления ООО «Лотос» представлен следующими отделами: экономический, конструкторский, юридический, бухгалтерский, коммерческий, отдел кадров.
Предприятие состоит из 2-х цехов основного производства: раскройный цех, швейный цех, К вспомогательным подразделениям предприятия относятся участок влажно-тепловой обработки, материальный склад, склад готовой продукции
Технологический процесс данного предприятия включает ряд последовательно осуществляемых операций по производству швейных изделий. Процесс изготовления одежды состоит из основных этапов: проектирования, подготовительно-раскройного, пошива, отделки. Этап проектирования складывается из моделирования и конструирования. Подготовительно-раскройный этап заключается в приёмке и хранении материалов (проверке их качества, промере кусков тканей и их подсортировке), подборе для каждой модели всех материалов. Раскрой состоит из настилания материалов, рассечки и разрезания настилов на части, контроля качества кроя, комплектования деталей кроя.
Пошив одежды осуществляется в швейном цехе предприятия. Швейный цех должен быть оснащён оборудованием для стачивания деталей, а также оборудованием для влажно-тепловой обработки..
На этапе отделки производится влажно-тепловая обработка, в результате которой швейным изделиям придают товарный вид. После влажно-тепловой обработки следует заключительно-отделочный этап. После отделочных операций изделия поступают на склад готовой продукции.
Таблица 1.1 - Объем продаж по принятым заказам
Расчетный период-квартал
Пиджак Юбка Брюки Комплект постельного белья
3800 3150 3850 6150 III
Таблица 1.2 - Данные по остаткам нереализованной продукции (шт)
Время/Изделия Пиджак Юбка Брюки Комплект постельного белья
На начало квартала 220 190 210 260
На конец квартала 180 165 180 200
Таблица 1.3 - Трудоемкость изделий по цехам (нормо/часы)
Изделия Раскройный цех Швейный цех
Пиджак 0,25 3,08
Юбка 0,40 2,03
Брюки 0,73 2,50
Комплект постельного белья 0,15 1,05
Средний процент выполнения норм выработки по плану во всех цехах составит 105%
При планировании баланса рабочего времени плановые неявки по болезни составят 3-5% от номинального фонда рабочего времени
Прочие неявки, установленные законом 1 день
Исходные данные по численности вспомогательных рабочих
Численность вспомогательных рабочих принимается согласно норм обслуживания
Таблица 1.4 - Численность вспомогательных рабочих
Вспомогательные подразделения Кладовщики Комплектовщики Наладчики оборудования Контролеры Прочий обслужив. персонал
Заготовительный
4
2
2
4
2
Участок влажно-тепловой обработки
Склад
Таблица 1.5 - Численность служащих согласно штатному расписанию
Структурные подразделения Профессия (должность) Количество штатных единиц Оклад (тарифная ставка), руб.
АУП Директор 1 70 000
АУП Зам. по производству 1 55 000
Коммерческий отдел Менеджеры, маркетологи 2 20 000
Технологический отдел Технологи 2 22 000
Конструкторы 1 20 000
Бухгалтерия Главный бухгалтер 1 35 000
Бухгалтерия Бухгалтер 3 25 000
Планово-экономический отдел Экономист 2 26 000
Цеха Нач. цеха 2 30 000
Цеха Управленческий персонал 5 16 500
Исходные данные для планирования фонда заработной платы
Часовые тарифные ставки рабочих 1 разряда, принятые в организации (руб.):
для рабочих основного производства –100,00 (110) руб.
для вспомогательных рабочих –80,00 (90) руб.
Работа в цехах основного производства тарифицируется IV разрядом.
Таблица 1.6 - Тарифная сетка для рабочих с нормальными условиями труда
Разряд I II III IV V VI
Тарифный коэффициент 1,0 1,11 1,23 1,36 1,56 2,0
Часовые тарифные ставки рабочих сдельщиков (руб.) 100 111 123 136 156 200
Тарифные ставки рабочих-повременщиков (руб.) 80 88,8 98,4 108,8 124,8 160
Таблица 1.7 - Разряды работ во вспомогательных рабочих
Кладовщики Комплектовщики Наладчики оборудования Контролеры Прочий обслуживающий персонал
III III IV IV III
Согласно Положению об оплате труда премии основным рабочим запланированы в размере 20%, вспомогательным рабочим 15%, прочие доплаты, включаемые в состав основной заработной платы 10%.
Дополнительная заработная плата запланирована в размере 9% от основной заработной платы.
По управленческому персоналу доплаты и надбавки запланированы 15%-25%
Данные для калькулирования затрат
Исходная информация для расчета потребности в материалах для выполнения производственной программы
Таблица 1.8 - Расход материалов на изделие
Наименование материала Ед.
изм Виды изданий
Пиджак Юбка Брюки Комплект постельного белья
Норма расхода за 1 ед Цена, руб Норма расхода за 1 ед Цена, руб Норма расхода за 1 ед Цена, руб Норма расхода за 1 ед Цена, руб
Ткань для пр-ва изделий м 2,0 450,0 1,2 500,0 2,2 400 4,0 90,0
Ткань для подкладки м 1,5 150,0
Пуговицы шт 3,0 3,0
Молния шт 1,0 50,0 1,0 50,0
Нитки кат 1,0 10,0 1,0 10,0 1,0 10,0 1,0 10,0
.Затраты на электроэнергию запланированы на уровне 3% от суммы затрат на материалы
Затраты на тару запланированы на уровне 0,6% от суммы затрат на материалы.
Таблица 1.9- Расшифровка основных средств ООО «Лотос»
п/п Наименование Первоначальная стоимость основных средств, тыс.руб Срок полезного использования, лет
Заводоуправление
1. Здание 1600,0 80
2. Вычислительная техника 1500 5
3. Мебель 920,0 10
Закройный цех
1. Здание цеха 3200,0 80
2. Ленточные машины 660,0 6
Пошивочный цех
1. Здание цеха 3200,0 80
2. Стачивающие машины 6600,0 6
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 № 146–ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 28.09.2010)); (часть вторая от 05.08.2000 № 117–ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 17.02.2021) [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант–Сервис», 2021. – Режим доступа: (http://www. garant.ru/hotlaw).– Проверено 08.04.2021
3. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ 06.05.1999г № 33н
4. ПБУ10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ06.05.1999г №33н
5. Бухалков М. И. Планирование на предприятии / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 416 c.
6. Васильченко Мария Планирование на предприятии: моногр. / Мария Васильченко. - М.: Научная книга, 2019. - 977 c.
7. Герасимов Б. И. Организация планирования на предприятии / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - Москва: Мир, 2019. - 240 c.
8. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин. - М.: Высшее образование, 2020. - 640 c.
9. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 432 c.
10. Ильин А. И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин. - М.: Новое знание, 2018. - 672 c.
11. Кантор Е. Л. Планирование на предприятии / Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова, И.И. Дрогомирецкий. - М.: Вектор, 2019. - 160 c.
12. Кукушкин С.Н. Планирование деятельности на предприятии. Учебник для бакалавров / С.Н. Кукушкин. - М.: Юрайт, 2018. - 619 c.
13. Маренов Б. И. Планирование и эксплуатация оборудования на предприятиях торговли / Б.И. Маренов. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 513 c.
14. Одинцова Л. А. Планирование на предприятии / Л.А. Одинцова. - М.: Академия, 2019. - 272 c.
15. Савкина Р. В. Планирование на предприятии / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 324 c.
16. Сергеев И. В. Оперативное финансовое планирование на предприятии / И.В. Сергеев, А.В. Шипицын. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 288 c.
17. Терновых К.С. Бизнес-планирование на предприятии АПК. Практикум / К.С. Терновых. - М.: КолосС, 2018. - 160 c.
18. Интернет ресурсы