Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Построение эффективных систем управление малыми предприятиями является важной, но при этом одновременно достаточно сложным процессом в системе менеджмента организаций.
Понятие систем управления малым предприятиями формируется на определении процессов по установлению, регулированию и развитию поведения индивидов, которые входят в состав персонала компаний и образуют организацию как единое целое. Таким образом, в широком смысле система управления малым предприятием – это самостоятельная система, которая имеет определенное предназначение и функции, определяющие характер взаимоотношения всех основных элементов.
Актуальность темы заключается в том, что построение эффективной системы управления малыми предприятиями является его развитием и получением максимальной экономической выгоды на рынке. Качество систем управления предприятием влияет на функционирование организаций как систем, на результатах их деятельности и эффективности.
Объект работы – управление малым предприятием.
Предмет – система управления на малом предприятии ООО «Алкис».
Цель работы заключается в комплексном анализе системы управления современной организацией, изучении основ построения данной системы в конкретной организации ООО «Алкис».
В связи с этой целью ставятся задачи:
- дать понятие и сущность процесса управления малым предприятием,
- описать современные методы управления предприятием,
- проанализировать систему управления предприятием ООО «Алкис»,
- предложить основные мероприятия по совершенствованию системы управления предприятием ООО «Алкис».
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе рассматривается сущность, методы и подходы к управлению малым предприятием.
Во второй главе дается анализ системы управления предприятием ООО «Алкис».
Третья глава посвящена разработке мер по совершенствованию системы управления предприятием ООО «Алкис».
Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты, учебные пособия в области экономики предприятий, внутренние документы ООО «Алкис», ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты системы управления малым предприятием
1.1.Сущность системы управления малым предприятием
Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
• хозяйственные партнерства.
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Чтобы считаться малым предприятием, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:
• попадать в рамки лимита по размеру доходов;
• попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
• попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
Отличительной особенностью системы управления малым предприятием в отличие от более крупных фирм любой организационной формы является ее относительная простота, поскольку нет большого количества объектов управления и участников.
В широком смысле система управления малым предприятием – это самостоятельная система, имеющая определенное предназначение и соответственно выполняющая некоторые функции, определяющие характер взаимодействия основных элементов этой системы.
Поскольку система управления не рассматривается как материальный объект, как, например, основные фонды, денежные средства или финансовые вложения организаций, следовательно, она обнаруживается только в результате анализа итогов деятельности предприятий, эффективности их функционирования на рынке.
На Рисунке 1 обозначены основные связи и взаимоотношения внутри и вне предприятия:
1 – управляющие влияния;
2 – данные о состоянии управляемых систем;
3 – входные ресурсы;
4 – выходные объекты (продукция, услуги);
5 – внешние факторы;
6- исходящая информация и документация;
7 - информация о внешней среде.
Рисунок 1 - Модель системы управления организации [11]
Основной задачей построения эффективных систем управления малыми организациями является их последующее развитие и получение максимального размера прибыли [15, с.112].
В системе управления организацией выделяют следующие основные ее элементы [16, с.65]:
планирующие элементы (перспективы развития и состояния систем управления организацией в будущем);
регулирующие элементы (процессы поддержания и совершенствования установленного порядка функционирования всего предприятия);
маркетинг предприятий (продажа продукции и услуг);
учетный и контрольный элемент (информация о состо¬янии систем управления организацией).
Необходимость включения этих эле¬ментов в систему управления малыми организациями базируется на потреб¬ности исполнения функций предприятий и обеспечения их успешности.
Все элементы системы управления организацией можно представить на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Элементы системы управления организацией [12]
Качество систем управления организацией влияет на функционирование организаций как систем, на результатах их деятельности, эффективности работы.
Таким образом, система управления организацией (которая включает менеджмент и руководящие органы управления) постоянно направляет в управляемые подсистемы (персонал компании) необходимую для исполнения задач информацию.
Для определения основных теорий управления организацией, рассмотрим основные функции, выполняемые системой управления малым предприятием. К основным функциям относятся [7]:
1. Формирование условий для самоорганизации сотрудников компании (разработка и внедрение управленческих структур на предприятии, распределение управленческих функций, регламентация важнейших бизнес – процессов, установление формы ответственности руководящих органов, оценка результатов деятельности сотрудников компании),
2. Определение основной идеи деятельности организации (формирование роли организации для сотрудников, стратегий ее развития и миссии в обществе),
3. Создание систем выполнения задач компании (стратегические, производственные, инвестиционные),
4. Организация выполнения плана (выявление управленческих проблем, организация документооборота, координация деятельности персонала организации, внедрение систем управления),
5. Установление обратной связи (оценка исполнения плана и задач предприятия, контроль сроков и уровня качества их выполнения, составление отчетности, внутренний аудит).
Таким образом, современные подходы к управлению малым предприятием подвержены постоянным изменениям. Они постоянно обогащаются, подчиняясь требованию более глубокого понимания управленческих взаимоотношений и процессов на предприятии.
1.2.Основные подходы к управлению современными малыми предприятиями
Методология теории управления малым предприятием направлена на выполнение следующих важных функций:
1. познавательная функция (изучение внутренних управленческих взаимоотношений);
2. описательная (сбор, систематизация данных о системе управления компанией);
3. объяснительная (выявление условий, в которых были реализованы те или иные принципы и средства управления);
4. прогностическая (анализ прошлых и настоящих ситуаций в управлении, определение перспективных путей изменений в управленческой деятельности в будущем);
5. контрольная (осуществление контроля над организацией управленческого процесса, правильного использования познавательных средств и полноты и целостности изучения того или иного объекта управления);
6. оценочная (оценка соответствия существующей системы управления предприятия тенденциям его развития, социальным ожиданиям, потребностям сотрудников);
7. образовательно-воспитательная (распространение информации об управлении организацией);
8. прикладная функция (разработка рекомендаций совершенствования систем управления).
Управление малой организацией реализуется путем применения различных методов воздействия на сотрудников.
Методы занимают особое место в системе управления, так как они соединяют воедино свои теории и практики применения. Так, для ответа на вопросы, как реализовать правильно управленческую работу, методы управления позволяют воспользоваться системой правил, приемов и подходов, которые бы сократили затраты времени и другие ресурсы на постановку целей и их реализацию. Одновременно с этим использование системы методов для изучения новых проблем системы управления позволяет аккумулировать знания об основах управления и о закономерностях, существующих в различных процессах на предприятии, таким образом, способствуя развитию теории управления.
Основу методов составляет процесс применения моделирования, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, экономико-математических и социологических инструментов и т.д. Специфика управленческой деятельности предприятия оказывает влияние на выбор форм, масштабов и результативность применения общенаучных методов. Так, они могут базировать на выборе системного подхода к управлению, комплексного подхода, моделирования, экономико-математических методов управления, экспериментирования, конкретно-исторического подхода, социологических исследований.
Рисунок 3 - Методы управления организацией [14]
Разные методы управления организацией представляют собой совокупность правил, способов и подходов, сокращающих издержки времени и ресурсы предприятий.
Экономические методы управления организацией формируются на основе объективных потребностей и интересов индивидов, которые образуют организацию как единое целое. Основной смысл применения этих методов заключается в создании для руководства и персонала компании условий, учитывающих экономические последствия деятельности.
Организационно-административные методы базируются на директивных указаниях руководства компании.
Нормативно – правовые методы управления – это правила, нормы и процедуры деятельности сотрудников в компании, которые приносят ей максимальные управленческие эффекты. Данная группа методов проявляются в процессе формирования устава компаний, документооборота и корпоративной культуры предприятий.
Таким образом, выбор метода управления организацией воздействует на эффективность принятия любого управленческого решения, успешность исполнения индивидами собственных задач, что играет важную роль в обеспечении эффективности функционирования организаций.
Качество и эффективность функционирования систем управления малой организацией не определяется квалифицированным управленческим персоналом, опытом и разных знаниями систем менеджмента. Эффективная управленческая система – это система, дающая наилучшие результаты при наименьших издержках.
Наилучшие результаты функционирования систем управления возможны при оптимальной их организации, где все элементы исполняют свои функции и задачи.
Эффективность систем управления малой организацией можно оценивать с помощью многих подходов, которые отражают следующие результаты деятельности систем управления [18]:
1. Своевременность, полнота и достоверность текущего и будущего состояния объектов управления,
2. Организация бизнес – процессов,
3. Точность и выгодность принятия управленческих решений для предприятия,
4. Долговременное развитие управляемых объектов или процессов.
Источником и ключевым фактором эффективности систем управления выступает принцип [18]:
высокого качества обратной связи (достоверности сведений о среде управления, низком уровне неопределенности в коммуникациях предприятия, высокой степени обработки данных),
слаженности бизнес – процессов (полноты реализуемых функций, совершенства методов управления, вовлеченности персонала в процессы управления),
эффективности управленческих решений (высокой степени удовлетворенности),
предвидения кризисных ситуаций (высокой степени организации управления рисками),
поиск новых перспектив развития предприятия (освоение новых видов продукции, поддержание рентабельности собственного капитала, новых групп клиентов).
Таким образом, совокупность основных факторов эффективности реализуемых на малых предприятиях систем управления является основой оценки их общей эффективности.
Основными методами, применяемыми для оценки системы управления предприятием, можно назвать следующие [3]:
1. SWOT - анализ;
2. PEST - анализ;
3. Анализ пяти сил Портера.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2017. - 272 с.
2. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 386 с.
3. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ С.В. Еврмасов. - М.: Юрайт, 2019. - 621 с.
4. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2018. - 224 с.
5. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие/ Л.А. Зудина. – М.: Инфра-М, 2017. - 546 с.
6. Кибанов, А. Я. Основы управления предприятием: Учебник / А. Я. Кибанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 447 с.
7. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2019. – 274 с.
8. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2016. - №8(144). – С.56 – 67.
9. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности/ Е.И. Нечаев. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - 266 с.
10. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 375 с.
11. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 352 с.
12. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 419 с.
13. Рофе И.А. Экономика труда/ И.А. Рофе. – М.: Кнорус, 2016. – 224 с.
14. Сергеев И.В. Экономика предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnik.biz
15. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2015. - 350 с.
16. Черногорский С.А. Основы финансового анализа/ С.А. Черногорский. - М.: Герда, 2017. - 176 с.
17. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 400 с.
18. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/ И.Н. Чуев. – М.: Дашков и К, 2018. – 367 с.
19. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2016. - 504 с.
20. Материалы компании ООО «Алкис»