Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность в организации специальных условий социально-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра, которые обеспечат детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения и воспитания в условиях школьного образовательного учреждения
Аутизм - тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.
Детский аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Один ребенок из 150 живет с аутизмом.
Разнообразие аутистического спектра нарушений, недостаточный уровень диагностики, неосведомленность специалистов образования и здравоохранения по проблеме РАС, ведет к тому, что данные нарушения подменяются на схожие по симптоматике (шизофрения, нарушение интеллекта или умственная отсталость, задержка психического или речевого развития) и ребенок получает помощь в соответствующих учреждениях, а чаще всего в физиологических группах и группах с речевой патологией. Но все аутичые дети имеют свои особенности, способности и потребности, а их неудовлетворение несет отягощение состояния и значительное ограничение их жизнедеятельности.
Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, а в нашем случае – детей с расстройством аутистического спектра вместе. Только совместное воспитание и обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.
Цель работы: рассмотреть особенности обучения учащихся с расстройством аутического спектра.
Объект исследования - процесс обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра.
Предмет - приемы обучения детей дошкольного возраста с расстройствами аутического спектра.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные психолого-педагогические исследования в области изучения детей с РАС.
2. Рассмотреть особенности личностного развития учащихся с РАС.
3. Изучить особенности процесса обучения учащихся с РАС.
4.Рассмотреть выявление учащихся с РАС.
5. Охарактеризовать педагогические приёмы обучения учащихся с РАС.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая проблема обучения учащихся с РАС
1.1. Современные психологи педагогические исследования в области изучения детей с РАС
Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был выделен американским психиатром Л. Каннером в 1943 году, при том, что описания таких детей и попыток коррекционной работы с ними были известны уже с начала XIX века. Почти в это же время или даже раньше к постановке сходных клинических проблем пришли H.Asperger, в Австриии и С.С. Мнухин в России. Вместе с тем, интенсивное изучение феномена детского аутизма началось именно с работ доктора Каннера, он не только дал блестящее описание детей и определил клинические критерии, с помощью которых до сих пор диагностируется выделенный им синдром, но и обозначил основные направления будущих дискуссий и изучения детского аутизма. У наблюдаемых им детей он отметил врожденную дефицитарность в установлении аффективного контакта, характерную неспособность эмоционально отвечать матери; отгороженность от внешнего мира с игнорированием внешних раздражителей, хотя в то же время и страх звучащих и движущихся объектов.
Речь, неиспользуемую для коммуникации, с непосредственной и отставленной эхолалией и перверзией (перестановкой) местоимений, блестящую механическую память, возможность проявить сообразительность в решении сенсомоторных задач и островки особых способностей, например, музыкальной одаренности. Как типичнейшее он выделил стремление к монотонной активности, стереотипному повторению движений, звуков, действий с определенными объектами. Показал, что еще в большей степени такие дети направлены на поддержание жесткого постоянства во внешнем окружении, склонны пугаться или тревожиться в непривычных ситуациях, что требует от близких людей даже большей ритуальности в поведении, чем ее проявляют сами дети.
Тяжелые нарушения поведения и развития, по наблюдениям доктора Каннера, сочетались с серьезным и тонким, «интеллигентным» выражением лица и хорошим физическим здоровьем. Особенности этих детей становились очевидны окружающим до 30-месячного возраста. Родители же детей с аутизмом характеризовались им как высоко интеллектуальные, эмоционально сдержанные люди из благополучных слоев общества.
Позже в картине описанного им синдрома в качестве базовых Л.Каннер выделил два признака детского аутизма: глубокую недостаточность способности установления контакта; тревожное навязчивое стремление к сохранению постоянства в окружающем. Специфическое сочетание этих проблем до сих пор остается главным ориентиром в диагностики детского аутизма. Современные стандартизированные опросники и диагностические карты и теперь основываются на критериях, определенных доктором Каннером, хотя формулируются и группируются они несколько иначе .
L Wing объединила их в триаду проблем, характерных для таких детей: дефицитарность социального развития, проблемы вербальной и невербальной коммуникации, стереотипные ограничения в поведении, интересах, занятиях. Эта триада остается основой для всех современных систем диагностики детского аутизма, представленных в отечественных и зарубежных руководствах классификации болезней.
Выявление детского аутизма и до настоящего времени происходит на основе непосредственного наблюдения за поведением ребенка и анализом особенностей его предшествующего развития (на основе сведений полученных от родителей и специалистов, данных домашних видео записей). Для постановки диагноза необходимо выделит определенное число признаков нарушения социализации, коммуникации и стереотипности поведения и интересов, которые могут выступать при этом в достаточно рознящихся наборах.
Годы клинических и психологических исследований во многом уточнили и усложнили первые представления о детском аутизме. Так, выяснилось, что далеко не все дети с аутизмом физически благополучны, что они могут и не иметь хорошего интеллектуального потенциала, как и островков одаренностей. Но если в конце двадцатого века по результатам стандартизированных тестов от 71 до 88 % детей с аутизмом представлялись умственно отсталыми, то позже такие оценки были оспорены. Этому способствовало расширение общих представлений о формах интеллекта, неровный профиль тестовых результатов детей с аутизмом, а также осознание значения проблем их произвольной организации. При том, что число детей с аутизмом неуспешных в тестировании составляет по данным разных исследований от 10 до 90 %, умственная отсталость, по мнению этих авторов наиболее вероятна лишь в 15-20% случаев среди всех вариантов расстройств аутистического спектра .
Подтверждено значение и уточнена специфика нарушений развития речи, главное в которой то, что она не используется детьми как средство коммуникации. Подкреплено мнение о проявлении признаков нарушения развития у ребенка не позже, чем в возрасте 30 месяцев, что связывает клинический синдром более с нарушением психического развития, чем с его регрессом. Катамнестические исследования также показали, что синдром аутизма нельзя ограничивать детством, и в большинстве случаев его специфические проблемы пожизненны.
По мере наблюдений и исследований становилось все более понятно, что детский аутизм - это не только нарушение контакта с другими людьми, но и более общие проблемы развития взаимодействия
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме / Е. Бычкова. – М.: РОСТ, 2012. – 382 с.
2. Екжанова Е.А. Методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. – 2017. – № 6. – С.4
3. Есиленок Т.А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Есиленок// Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. –Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 47-49.
4. Колупаева А. А. Инклюзивное образование: реалии и перспективы: монография / А. А. Колупаева. - К.: Саммит-Книга, 2019. - 272 с.
5. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Сборник научных трудов / Под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского - М.: 2011. – 203 с.
6. Мазалова С.Л. Наблюдение за поведенческими реакциями детей как метод определения клинико-психологической группы аутизма / С.Л. Мазалова, О.В. Алмазова // Специальное образование: науч.-метод. журн. – Екатеринбург, 2002.– № 1. – С. 47–54
7. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И.Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012. – 288 с.
8. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московина. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 519 с.
9. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (макет) / О.С. Никольская // Дефектология. – 2019. – № 2. – С. 3–18.
10. Никольская О.С. Изучение проблемы детского аутизма в России / О.С. Никольская // Альманах института коррекционной педагогики. – 2016. - №20. – С.20-26.
11. Никольская Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Высь, 2015. – 90 с.
12. Романчук О. Расстройства спектра аутизма / О.Л.Романчук. – М.: Колесо, 2019. – 214 с.
13. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В.Ульенкова. – М., 2017. – 176 с.
14. Шульженко Д. Аутизм - не приговор / Д. Шульженко. – М.: Кальвария, 2016. – 188 с.
15. Шипицина Л.М. Детский аутизм / Л.М.Шипицина. - М.: Дидактика Плюс, 2011. - 97 с.
16. Шоплер Э. Поддержка аутичных детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей / Э. Шоплер, М.Ланзирд, Л.Ватерс. - Минск: Изд-во БелАПДИ, 2017. - 119 с.
17. Шорикова Д.Ю. Оценка социальной адаптации: дети с синдромом детского аутизма / Д.Ю.Шорикова, Н.В. Зверева // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. - 2016. - №5. – С.8-12.