Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие современного государства требует использования мер, направленных на развитие у граждан духовности, воспитание патриотизма и уважения к историческому наследию своего народа, внедрение в общественное сознание соотечественников общечеловеческих нравственных ценностей. В связи с этим чрезвычайно важной является проблема формирования у школьников высоких моральных качеств и эстетической культуры средствами вокального искусства.
Особая роль искусства в современном обществе предопределяется новой образовательной парадигмой, определяющей новые подходы к разработке и совершенствованию художественных педагогических технологий. Не является исключением отрасль детской вокальной педагогики как компонент в системе эстетического воспитания детей и юношества.
Вокальное искусство - это воплощенная в звуке красота человеческой души, живая сокровищница духовно-нравственных и эстетических идеалов народа. На протяжении веков оно было проводником высокого склада чувств и мыслей и огромный воспитательный потенциал в формировании морально-эстетической культуры молодого поколения.
Глава 1. Теоретические аспекты организации вокального коллектива младшего школьного возраста
1.1.Детский голос и особенности его развития
Обучение пению - это не только обучение данному виду искусств. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребенка, поэтому обучение пению – это, прежде всего педагогическая задача.
Пение - это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка и значительными изменениями жизненно важных актов организма: дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т.д.
Правильное пение сопровождается у ребенка ощущением комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, значит к самому предмету. Пение - это функция всего организма, а не только работа голосовых связок. Под развитием голоса понимается:
-Развитие голосообразующей системы - гортани, органов дыхания, артикуляционного аппарата.
-Функциональное совершенствование отделов мозга, управляющих процессом голосообразования
- Накопление вокальных навыков (естественность в звукообразовании, организация певческого дыхания)
- Совершенствование качеств его звучания: тембра, звуковысотного и динамического диапазона, вокального интонирования, подвижности голоса, четкости дикции
- Развитие музыкального слуха и как особого его проявления – вокального слуха.
Выделяются следующие диапазоны детских голосов.
-Дискант (сопрано) – до1 – соль, ля 2.
-Альт – ля мал – ре2
Детские голоса нельзя определять как постоянные в связи с ростом голосового аппарата. Даже для одного возраста диапазоны разные и зависят от систематических упражнений, овладения голосовыми регистрами, а также индивидуальных различий.
Сопрано и альты могут встречаться как среди девочек, так и среди мальчиков. Определять, сопрано это или альт не по тембру и половому признаку, а по диапазону. Если ученику трудно спеть более высокий звук значит он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (т.е. регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе. Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение и необученный певец прекращает петь, т.к. ему кажется, что дальше он не может, но если уметь настроить ребенка на фальцетное звучание, то откроется еще ряд звуков. Поэтому при оценке голосового диапазона певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.
Регистр - это ряд однородных звуков (часть диапазона) производимых единым физиологическим механизмом. Нижний регистр (грудной), голосовые складки колеблются всей массой. Они более толстые, широкие, расслабленные. При фонации грудным голосом раскрытие голосовой щели происходит лишь на очень короткий момент, остальную же часть периода связки плотно сжаты. Грудной звук богат обертонами и придает тембру характер полноты, сочности. Фальцетный (головной). Связки становятся более длинными, узкими и более тонкими у краев. Колеблются только края, полного закрытия голосовой щели не получается даже в момент наибольшего сближения складок, поэтому фальцетный голос не богат обертонами. Амплитуда колебаний мала вследствие их жесткости. Каждый регистр имеет границу перехода в другой регистр. Переход не должен совершаться грубо, иначе это будет совершенно неприемлемо для слуха, т.е. смена одного регистра другим должна происходить постепенно. Переходный регистр -микст - звуки не чисто фальцетные и не чисто грудные, регистры как бы перекрывают друг друга.
Каждый регистр имеет свои преимущества и недостатки: коллектив с фальцетной манерой звукообразования отличается выхолощенным бедным по тембру звуком, узким динамическим диапазоном, хотя достаточно широким звуковысотным диапазоном. Коллектив с грудным типом фонации будет звучать богаче по тембру, с более широким динамическим диапазоном, но ограниченным звуковысотным. Верхние звуки будут напряженными и крикливыми.
1.2.Руководитель вокального коллектива - ядро творческой деятельности
Руководить вокальным коллективом - сложная и ответственная работа. Репетиционная иконцертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждогоучастника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя вокальный коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.
Руководитель вокального коллектива должен быть не только педагогом-хормейстером, но и хорошим организатором, человеком находчивым, инициативным. Эти качества особенно необходимы в момент создания коллектива. Ситуации, при которых руководитель начинает свою творческую деятельность, могут быть различны. В одном случае хормейстер приступает к работе с уже сложившимся коллективом, который лишился по какой-либо причине своего предыдущего руководителя. В этом случае хормейстер должен хорошо осмыслить и понять старые традиции коллектива, взять за основу накопленный положительный опыт.
Другой случай - когда хормейстер является создателем нового вокального коллектива. Он самостоятельно решает вопросы комплектования состава коллектива, определяет его художественно-творческое направление. Другими словами, на его плечи ложатся все организационные и творческие задачи, которые встают в момент создания вокального коллектива - наиболее ответственный, трудоемкий и хлопотливый момент в жизни любого творческого коллектива, а самодеятельного в особенности, так как самодеятельное творчество строится исключительно на добровольных началах. Чтобы заинтересовать людей в работе самодеятельности, требуется большое терпение и настойчивость.
Подлинная увлеченность пением возникает не сразу. Нужна система психологических контактов, способных сплотить детей в единый коллектив: совместное посещение художественно-творческих мероприятий, выступления и конкурсы т. д. Во всей этой работе значение руководителя вокального коллектива трудно переоценить.
1.3.Оранизационные вопросы по деятельности вокального коллектива и методы его создания
Организационные вопросы являются чрезвычайно важными в работе коллектива. Организационная сторона - это тот фундамент, на котором основывается вся деятельность. От того, насколько удовлетворительно она поставлена, зависит успех дела.
Материальная база - является основой бесперебойной работы ансамбля. Ее составляют: средства на оплату руководителя (наличие квалифицированного руководителя является необходимым условием плодотворной работы), преподавателей - вокалистов, помещение для занятий, музыкальный инструмент, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, концертные костюмы, нотная библиотека.
-Помещение для занятий. Требования к помещению: Размер и объем должны соответствовать численному составу (если в комнате достаточно воздуха, то участники на протяжении всего занятия находятся в состоянии полной работоспособности, недостаточность же его приводит к потере остроты восприятия, вялому пению). Однако помещение не должно быть и слишком большим, как например спортивный зал. Чрезмерно большая репетиционная комната не способствует выработке хорошей ансамблевой звучности, т. к. певцы плохо слышат себя и друг друга.
В репетиционной комнате нужно поддерживать необходимую температуру, иметь достаточное и удобное освещение, хорошую вентиляцию и содержаться в чистоте.
Другим требованием является акустика помещения. Оно должно быть хорошо изолировано от проникновения в него различных звуков, иначе невозможна будет музыкально - слуховая настройка, а без этого отпадает всякий смысл в занятиях. Акустика должна быть такая, которая не искажала бы звучание и давала возможность руководителю слышать все положительные стороны звучности и ее недостатки. Наилучшей в этом отношении является несколько приглушенная акустика репетиционного помещения. Достижение такого режима возможно путем завешивания углов комнаты плотным драпировочным материалом.
Комната должна быть соответствующим образом оборудована: достаточное количество мебели, удобной для сидения (стулья с прямой неизогнутой спинкой). Скамьи, табуретки, мягкие кресла не годятся, т. к. они не способствуют правильной певческой посадке поющих. Помимо стульев, обстановка может включать в себя: шкаф, дирижерский пульт, обыкновенную классную доску.
-Музыкальный инструмент. Исключительно важное значение имеет музыкальный инструмент. Это может быть фортепиано, синтезатор. Инструмент, с которым работает коллектив, должен быть всегда хорошо настроен. Фальшивый инструмент будет портить музыкальный слух и губительно влиять на звучность.
-Концертные костюмы.
Коллектив выходящий на сцену воспринимается, как цельный художественный образ в единстве содержания и формы. Одним из слагаемых этого образа наряду с репертуаром, манерой исполнения, поведения на сцене является костюм. Это не безучастный элемент творческого акта. Он находиться в тесной связи с особенностями исполнительской манеры, характера произведения, общей задачей исполняемого номера. Если связь этих частей не будет органичной, то при всех прочих достоинствах номер оставит у зрителей смутное (а иногда и осознанное) чувство неудовлетворенности. Костюм и свет в эстрадных концертах являются элементами оформления своеобразного спектакля, помогающими исполнителям создать необходимую атмосферу в зале.
Глава 2. Практика организации и работы вокального коллектива младшего школьного возраста
2.1.Отбор и прослушивание музыкальных данных и вокальных способностей участников
Яркие певческие голоса красивого тембра и большого диапазона в природе встречаются редко. В большинстве случаев голоса желающих петь в вокальном коллективе находятся в неразвитом состоянии, так же как и музыкальный слух. Поэтому первоначально руководитель должен выявить потенциально перспективных школьников, определить у них наличие какого-либо голоса, установить его особенности (тембр, силу, диапазон, манеру звукообразования и другие индивидуальные качества), а также элементарные музыкальные данные - музыкальный слух, память, чувство ритма.
Чтобы снять с участников естественную стеснительность, скованность, первые занятия целесообразно посвятить знакомству с коллективом, дать возможность хористам поближе узнать друг друга. В этот период хорошо попробовать петь всем вместе в один голос какие-нибудь известные массовые и народные песни.
Созданию атмосферы доверия и доброжелательства способствует непринужденная беседа руководителя с участниками вокального коллектива на разные темы: какой музыке они отдают предпочтение, каких исполнителей знают и любят, приходилось ли им петь раньше в вокальном коллективе? Все эти и подобные вопросы помогут руководителю выявить художественную ориентацию желающих петь, понять мотивы их участия в вокальном коллективе, завязать с ними более тесные контакты.
Когда создана благоприятная обстановка, можно перейти к индивидуальному прослушиванию каждого участника, которое проводится в присутствии всего коллектива. Самому смелому участнику предлагается повторить на а или ля сыгранный на инструменте или спетый руководителем звук. Для женских голосов он берется в пределах первой октавы, а для мужских - в малой октаве. Если ребенок свободно и чисто поет задаваемые звуки, можно предложить ему спеть мажорное трезвучие снизу вверх и обратно. Начать следует с до-мажорного трезвучия и двигаться по полутонам вверх, слушая, насколько свободно и легко звучит голос, определяя верхнюю границу его диапазона. Затем то же самое упражнение исполняется по полутонам вниз, при этом руководителем фиксируется нижняя граница диапазона голоса певца. После того можно попросить певца проинтонировать минорное трезвучие (с голосом руководителя или с помощью инструмента); затем - уменьшенное трезвучие или коротенькую попевку со словами либо на какой-нибудь заданный слог. По результатам ответов, по чистоте интонирования определяется наличие музыкального слуха у ребенка.
2.2. Упражнения для работы в вокальном коллективе младшего школьного возраста
Овладение участниками коллектива вокально-хоровой техникой исполнения происходит не только в ходе разучивания репертуара, но и в процессе пения) специальных упражнений. Задача этих упражнений заключается в том, чтобы повысить вокальную технику коллектива. Распевания - это те же упражнения, которые дети выполняют перед началом концерта или репетиций, чтобы приготовить голосовой аппарат для работе. Здесь главное - настройка детей, подготовка их к наилучшей исполнительской форме.
Целесообразно начинать занятия не просто с распевания детей с вокально-хоровых упражнений, каждое из которых имеет конкретную техническую задачу. Время для распевания и вокально хоровых упражнений определяется руководителем в зависимости от учебно-творческих целей и ближайших планов репетиции. На первых занятиях упражнения, естественно, будут занимать значительное время. Иногда целесообразно посвятить им не 10-15 минут, как это принято в практике, а гораздо больше, так как вокально-технически подвинутый хор скорее овладевает репертуаром, интонационно точнее и художественно полноценнее исполняет его.
Упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам работа над ними должна приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к хоровому пению.
Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т. п., словом, должны помочь певцам овладеть техническими приемами выразительного исполнения.
Есть упражнения, которые носят комплексный характер то есть развивают различные навыки одновременно. Начинать надо с простейших, развивающих элементарные вокальные навыки упражнений, диапазон которых небольшой (в объеме терции, кварты), тесситура удобная (звуки рабочего диапазон: примарной зоны), темп умеренный, динамика средняя. Постепенно технические задачи упражнений усложняются, одноголосные задания чередуются с двухголосными, а также элементами полифонии и гармонии.
Заключение
Изучив тему «Организационное и методические основы создания вокального коллектива младшего школьного возраста», можно сделать следующие выводы:
1.Обучение пению - это не только обучение данному виду искусств. В процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребенка, поэтому обучение пению – это, прежде всего педагогическая задача.
2.Методика вокальной работы строится на основе представления о регистровых возможностях детского голоса. Любой звук в человеческом голосе есть результат работы голосового аппарата в том или ином регистровом режиме. С голосовыми регистрами связаны вопросы звуковысотной интонации, резонирования звука, явления «гудошничества», нарушение координации между слухом и голосом. Управлять процессом развития детского голоса - значит не навязывать какой-то ход, противоречащий его природе, а наоборот учитывать природу естественно протекающего процесса.