Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управления - сложный процесс, который невозможно выполнить успешно, руководствуясь заученными формулами и постулатами. Сущность современного менеджмента состоит в оптимизации конкретных задач управления благодаря рациональному и оптимальному использованию ресурсов: материальных, материально - технических, кадровых, финансовых и тому подобное. Поэтому одной из актуальных проблем современного руководителя является проблема профессионального роста, или профессиональной карьеры работников образования как одной из составляющих личного развития, повышения уровня знаний, умений и компетентности, то есть постоянного движения к успеху.
В начале XXI века желание, усердия и преданности хорошего руководителя ХХ века, уже недостаточно. В частности речь идет о качественно новом уровне компетентности, соответствующую качественно новую подготовку к руководящей должности, формирование профессиональной управленческой культуры. Надо принять как аксиому, что управление - это наука, деятельность и искусство. Чтобы делать что-то качественно, надо знать, что и как делать, а уже потом можно моделировать, создавать. Сейчас возникает парадоксальная ситуация: руководитель не имеет элементарных знаний о своих обязанностей, о своей профессии узнает из научно - методической литературы самостоятельно. Современный менеджер во всем мире воспринимается как эффективный, инновационный руководитель. Он должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление по вопросам внутренней связи факторов учреждения и взаимодействия последних с внешней средой.
Объектом исследования является процесс управления.
Предмет исследования: технология управления карьерой.
Цель: совершенствование профессиональных навыков и повышения личной эффективности руководителей различных уровней для повышения эффективности управления.
Гипотеза: процесс управления деловой карьерой обеспечивает координацию действий персонала организации на всех его уровнях по рациональному использованию ним имеющихся ресурсов с применением научного подхода, психологических и этических норм руководства.
Задачи, определили содержание и структуру исследования в его теоретической и экспериментальной частях:
• Изучить основные особенности деловой карьеры.
• Выявить уровень направленности личности на управление карьерой.
• На основе теоретического и психологического анализа обосновать возможность осуществления деловой карьеры.
Методологическую основу исследования составляют ключевые положения менеджмента о деятельном творческую сущность личности педагога, основные положения концепции гуманитаризации образования, закономерности осуществления профессиональной карьеры, осознание ее значения.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использованы методы исследования: теоретический анализ научно-методическую и психолого-педагогическую литературу.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ КАРЬЕРЫ В ПСИХОЛОГИИ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. ПОНЯТИЕ КАРЬЕРЫ В ПСИХОЛОГИИ
Феномен карьеры находится в поле зрения представителей многих наук, в том числе психологов, экономистов, социологов. К тому же «карьера» - одно из центральных понятий менеджмента, специалистов в области управления персоналом, корпоративной культуры. В зависимости от потребностей теории и практики карьеру рассматривают с разных позиций, освещают те или иные ее стороны, выделяют составляющие, видят важными отдельные исследователи. Изучение карьеры как специфического социального и индивидуально-психологического феномена в отечественной науке получило распространение сравнительно недавно, с момента распада Советского Союза.
К этому времени термин «карьера» не входил в тезауруса специалистов ни в области психологии, ни в области социологии или экономической теории. исследуя особенности перемещения обобществленных индивидов в социально-профессиональном пространстве, механизмы и специфику указанных процессов, ученые обычно оперировали такими конструктами, как «профессиональное самоопределение», «профессиональный жизненный путь», «профессиональная деятельности», «трудовые перемещения», «профессиональная мобильность» и другие.
На современном этапе произошел значительный рост заинтересованности ученых разных научных направлений проблемами профессиональной активности, закономерностями социальных и психологических детерминант реализации трудового потенциала личности. Несмотря на довольно значительные наработки в области исследования карьеры, возникает потребность в более четком определении основных сущностных характеристик этого явления. Анализ различных трактовок и определений карьеры свидетельствует о дискуссионность и неоднозначность понимания ее основных составляющих и исходных положений. Сущностное содержание понятия «карьера» отражает термин «продвижение», то есть «движение вперед».
Для описания карьеры как процесса используют такие синонимы, как «рост», «переход», отражающие процесс продвижения человека в заданном направлении. важными в содержательном плане здесь есть показатели временной перспективы деятельности человека и широта сфер ее жизнедеятельности, а также целевой связь конкретной деятельности и активности. Приведенные особенности влияют на сложность и неоднозначность объяснения феномена карьеры, требуют разработки его целостной концепции.
В контексте упомянутого свойства карьеры (ее интенциональности) представляется целесообразным начать содержательный рассмотрение понятие «карьера» с его этимологического наполнения. Считается, что этот термин попал в научный оборот из повседневного употребления. Однако до сих пор нет общего мнения о том, из какого языка пришло к нам слово «карьера» - итальянской или французской. Карьера (итал. Carriera) - быстрое и успешное продвижение в служебной, общественной, научной и другой деятельности [1, с. 314].
Современные словари трактуют понятие «карьера» как:
• быстрое, успешное продвижение в служебной, научной и другой деятельности, достижения славы, выгоды и т.п., род занятий [2, с. 525];
• карьера (фр. carriere) - продвижение в служебной или иной виде деятельности, достижение известности, славы, деятельность на определенной ниве [3, с. 420].
Анализ научной литературы дает основание трактовать понятие «карьера» в узком и широком смысле. В первом случае, анализируя карьеру с позиций эффективности профессиональной деятельности, известный специалист в области психологии профессионализма, результатом карьерного восхождение в широком смысле является высокий профессионализм человека, достижения профессионального статуса.
В более узком ракурсе карьера - это сугубо служебное продвижение, когда речь идет не только об овладении уровнями и ступенями профессионализма. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и охватывает достижения в ней социально признанных стандартов в профессиональном повседневные [4, с. 123-127]. Обзор литературных источников показал, что в подходах к терминологического определения понятие «карьера» существуют как неоправданно лаконичные и «локальные» дефиниции, так и слишком расширены. Примером первого случая является следующее определение: карьера - это последовательность должностей, занимаемых сотрудник в пределах одной организации [5, с. 128].
Другие ученые используют это понятие карьеры не только для обозначения занятия в профессиональной сфере, но и для понимания занятости домохозяек, матерей, временных и сезонных работников, учащихся [6, с. 428]. Стоит заметить, что при таком подходе происходит неоправданное размывания термина «карьера» как научного понятия. Представляется аргументированным для обозначения профессиональных ролей употреблять другой терминологический аппарат. Не отрицая общественной значимости множества социальных статусов и ролей, которые человек занимает и выполняет в течение своей жизни, существует потребность в разграничении понятий, с помощью которых они описываются и изучаются.
Е.А. Могилевкин придерживается понимания карьеры с позиций акмеологического подхода и рассматривает карьерный рост не только (и не столько) как продвижение по службе организационной иерархии, а как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в профессиональной деле, достижения личностью своего «акме» [9, с. 35].
И. Г. Гнедин описывает карьеру как личностный проект, состоящий из таких компонентов [10, c. 10]:
1) целевой (цели, проекты, ориентации, задачи, домогательства, мотивы, атитюды, желания, потребности, стремления, ценности, смыслы),
2) процессуальный (средства, стратегии, тактики, темпы, этапы, периоды, фазы),
3) результативный (достижение, изменения ролей и позиций, профессиональная компетентность и эффективность, профессиональное и должностное роста).
Преимуществами такого подхода к пониманию карьеры является акцент на внутренних (Психологических, внутриличностных) компонентах носителей карьеры, рассмотрение планов, мотивов, целей их карьерного продвижения с позиций индивидуального осмысления места в структуре профессиональных отношений. В социологической науке существует своя традиция рассмотрения карьеры. В широком смысле карьера определяется как:
• общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, отдыха) [11, c. 67];
• общая схема жизни, состоящий из ряда эпизодов и событий и охватывает не только продвижение жизненным путем, но и все значимые изменения на нем [12, с. 304];
• последовательность занимаемых индивидом рабочих мест в иерархической системе трудовой деятельности общества, а также сам процесс перемещение работника из низших позиций на высшие [12 c. 306].
В узком толковании понятие «карьера» связывается с динамикой состояния и активности личности в трудовой деятельности, то есть с прогнозируемым путем ее бюрократического восхождения.
Отечественные ученые [13 c. 7], проанализировав имеющиеся определения карьеры, получили такие обобщения:
• карьера связана как с индивидуальной, так и с социальной основой человека и ее деятельностью;
• карьера связана с социальной мобильностью лица;
• в любой иерархии (производственной, имущественной, социальной, административной и т.д.) присутствует карьера;
• карьера охватывает достижения успеха в широком диапазоне сфер деятельности - служебной, научной, общественной и др.;
• во всех определениях рассматриваемого термина присутствует признак успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху», а также результат достижения успеха;
• важным видится понимание карьеры и как процесса, и как его результата.
Итак, проведенный анализ позволил обосновать подход к карьере как к процессу и результату согласования потребности обобществленного индивида в самовыражении и самозреализуванни с интересами общества в максимальном использовании его трудового потенциала. Ряд приведенных определений дает основания рассматривать карьеру как сложно организован комплекс социально-психологических, индивидуально окрашенных оценок в понимании человеком своего места в социальном пространстве на фоне объективно заданных критериев, определяющих направление и развитие ее.
Очевидно, в карьере пересекаются личностные и общественные интересы. Поэтому критериям удачной карьеры является удовлетворенность человека жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (Объективный кри
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сотникова С.И. Управление карьерой персонала в системе менеджмента современной организации / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2014. № 3. С. 60–67.УДК 65.012.2
2. Сотникова С.И. Профессиональная карьера работника: актуальность, сущность, виды, детерминанты, индикаторы исследования / Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 1. С. 100–107.
3. Управление персоналом организации: Учеб. Пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2011. – 398 с.
4. Сотникова С.И., Управление карьерой: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 408 с. (Серия «Высшее образование»).
5. Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: сборник материалов III (VIII) Международной научнопрактической конференции / под ред. Л.И. Ушвицкого. Часть 2. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. - 266 с.
6. Ануфриева И. Ю. Обучение управлению карьерой будущих специалистов – выпускников высших учебных заведений /Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров : материалы Междунар. экон. форума / под ред. С. Н. Бочарова. Барнаул : Изд-во Алт.ун-та, 2014. С. 7–11.
7. Правила внутреннего трудового распорядка «ООО Командор Холдинг.
8. Киселева Е.В. Планирование и развитие карьеры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Киселева, – Вологда : Легия, 2010. – 332с.
9. Устав ООО «Командор – Холдинг»
10. Иваненко Л.В., Когдин А.А. Роль мотивации и стимулирования в управлении деловой карьерой персонала /Основы экономики, управления и права. 2012. № 2. С. 103 – 106.
11. Александрова А.П. Управление деловой карьерой, как фактор развития персонала предприятия в сфере услуг / Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 5. С. 41-44.
12. Калинин В.В. Управление деловой карьерой, как фактор развития персонала организации (на примере администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга) / Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 39-2. С. 90-107.
13. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – Спб, 2001).
14. Лобызенкова В.А. Карьера и служебно-профессиональное продвижение как кадровые технологии повышения эффективности по управлению персоналом (на примере коллектива администрации Свердловского района Волгоградской области) / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-4. С. 170-175.
15. Резникова О.С. Мероприятия по разработке стратегии управления персоналом / Бюллетень науки и практики. 2016. № 2. С. 51-56.
16. Климочкина Н.И. Методика оценки сотрудников на основе ассессмент – центра / Бюллетень науки и практики. 2016. № 4 (5). С. 432-439.
17. Евменов А.Д., Сазонова Е.В., Лавров В.В. Управление персоналом организации социальной сферы. Часть II.Оценка, мотивация, управление карьерой и социально-психологические аспекты управления персоналом / Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6-1. С. 146-148.
18. Минева О.К., Ходенкова О.П., Храмова Т.М., Войнова Ю.С. Современные подходы к развитию персонала в России / Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2015. № 4 (32). С. 22-34.
19. Смирнова А.Ю. Влияние управленческих умений руководителя на формирование увлеченности персонала работой / Актуальные вопросы психологии. 2015. № 9. С. 25-30.
20. Папанова С.Ю. Ролевая игра «Телевизионное ток-шоу «прямой диалог». Тема выпуска «Проблемы трудоустройства выпускников вузов» и ее использование на практических занятиях по теме «управление карьерой персонала»: методика поведения / Наука и образование: новое время. 2015. № 6 (11). С. 56-61.
21. Лаврова Т.Н. Деловая карьера. Проблемы ее построения / Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2015. № 3. С. 49-53.
22. Бавыкина Е.Н. Качество рабочей силы: теоретические и методологические аспекты / Вестник алтайской науки. 2015. № 3-4 (25-26). С. 28-31.
23. Каштанова Е.В. Действенные инструменты управления деловой карьерой персонала / Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 11. С. 235-241.
24. Дьячкова Е.Н. Актуальные аспекты управления карьерой персонала в системе менеджмента современной организации / Белгородский экономический вестник. 2015. № 3 (79). С. 100-111.
25. Даниленко О.В., Чернышев А.И., Воробьев Д.П. Служба персонала предприятия и управление деловой карьерой сотрудников / Этносоциум и межнациональная культура. 2015. № 9 (87). С. 80-84.
26. Селина О.В. Ключевые факторы и резервы повышения производительности труда на предприятии / Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 89.
27. Яшкова Е.В., Царева И.А. Селф-менеджмент как метод управления личной карьерой менеджера / Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5 (30). С. 113.
28. Духанов А.А. Управление деловой карьерой, как фактор развития персонала организации в сфере услуг / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 1. С. 123-127.
29. Голубева Л.Ф. Социально-психологические основы управления трудовым коллективом / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2 (142). С. 66-73.
30. Логунова И.В. Методологический подход к разработке системы развития человеческих ресурсов предприятия / Организатор производства. 2015. № 1 (64). С. 42-50.
31. Ануфриева И.Ю. Управление карьерой как фактор конкурентоспособности персонала / Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2015. № 6. С. 24-30.
32. http://www.sm-komandor.ru/company/now
33. Правила внутреннего трудового распорядка «ООО Командор Холдинг
34. https://krs.rosrabota.ru
35. С.Д. Резник, И. А. Игошина. Введение в менеджмент / «Менеджмент» под общ. ред. С. Д. Резник. - 2-е изд., доп. Москва : ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
36. Басовский, Л. Е. Менеджмент / учебное пособие Л. Е. Басовский. - 2- е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
37. Резник, С. Д. Введение в менеджмент / учеб. пособие для высш. учеб. заведений / С. Д. Резник, И. А. Игошина ; под ред. С. Д. Резника. - 2-е изд., доп. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 416 с.
38. Григорьева Е. Г. Управление карьерой: учебно-методическое пособие [Электронный курс] / сост. Е.Г. Григорьева. – Элнетрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер ун-т, 2013. – Систем. требования: РС не ниже класса Premium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. – Загл. сэкрана.
39. Рахмаева А.М., Зольникова С.П. Управление внутриорганизационной карьерой как один из факторов повышения успешности организации / В сборнике: Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием материалы Всероссийской c международным участием научно-практической конференции. 2014. С. 173-276.
40. Александрова А.П. Управление деловой карьерой, как фактор развития персонала предприятия в сфере услуг / Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 5. С. 41-44.
41. Хайбуллина Ю.Г., Калашников В.Г. Управление карьерой в организации / В сборнике: НАЧАЛО В НАУКЕ материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов, посвященной 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Ш. Х. Чанбарисова. 2016. С. 222- 225.
42. Утешев Р.С.. Барбакова Е.В., Устинова О.В. Карьера как объект упра вленческого воздействия / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 657.
43. Фищук Е.Н. Теоретические аспекты создания инновационного механ изма управления персоналом в современных условиях / Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 477.
44. Сотникова С.И. О карьерном пространстве в Российском обществе / Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 3. С. 46-52.
45. Ким Н.В. Роль психологических факторов в управлении персоналом / Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). С. 159-164.
46. Астахов Ю.В. Планирование деловой карьеры персонала как эффективная кадровая технология / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2013. Т. 13. № 2. С. 14-17.
47. Иваненко Л.В., Когдин А.А. Роль мотивации стимулирования в управлении деловой карьерой персонала / Основы экономики, управления и права. 2013. № 5 (11). С. 73-76.
48. Невская Л.В. Карьерный рост как взаимная ответственность сотрудников и организации / Креативная экономика. 2012. № 10. С. 82-88.
49. Шеримбекова В.Э. Система управления деловой карьерой как фактор эффективности управления персоналом / Вестник КГУСТА. 2012. № 2. С. 52- 59.
50. Агапова Е.Н. Оценка потенциала как фактор управления карьерой персонала / Народное образование. 2010. № 6. С. 113-122