Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос о частях речи давно занимал умы ученых. Исследования в этой области проводили Аристотель, Платон, Яска, Панини; по русскому языкознанию Л.В. Щерба, В. Виноградов, А.А. Шахматов и другие.
Самыми распространенными и необходимыми грамматическими категориями для любого языка являются части речи. Грамматическое описание любого языка начинается с объяснения части речи. Говоря о частях речи, они подразумевают грамматическую группировку лексических единиц языка, то есть выделение в лексике языка определенных групп или категорий, характеризующихся определенными особенностями. Но по какому признаку различаются выражения, называемые частями речи, какова их роль?
Проблема сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира - одна из самых противоречивых проблем общего языкознания.
Отличаются ли разные части речи на основе основной характеристики, присущей словам, относящимся к данной группе слов, или они различаются на основе набора различных характеристик, ни одна из которых не может быть названа основной? Если первое верно, какова основная характеристика? Лексическое значение слова? А логическая категория включена? Связь с грамматической категорией? Его морфологический характер? Его синтаксическая функция? Его роль в речи?
Знания о природе слова, особенно о его грамматической природе, все еще недостаточно глубоки, чтобы установить грамматическую классификацию слов в научном смысле слова и разделение слов на части языка, которые постепенно возникли и в традициях укоренились. . Однако это еще не классификация, а просто утверждение, что среди слов есть группы, которые объединены какими-то общими и более или менее значимыми, но не всегда четкими признаками.
Самая сложная часть языка для изучения и, следовательно, выучить местоимение в школе. Эта часть языка сложна, потому что, в отличие от других важных слов, она не имеет собственного значения, но часто заменяет другие части языка. Поэтому студенты не сразу приобретают умение находить местоимения в тексте. Кроме того, использование некоторых местоимений (например, «оба», «оба» в клавиатуре) в языке также вызывает трудности.
В связи с этим актуальна данная тема исследования.
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕСТОИМЕНИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
1.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЕСТОИМЕНИИ
В любой книге или пособии на русском языке всегда есть раздел по морфологии. Итак, что такое морфология, как она соотносится с грамматикой?
В словаре иностранных слов эти термины переведены с латыни, для которой, в свою очередь, они были переведены с греческого.
Морфология (греч. morphe - ‘форма’, logos - ‘слово, понятие, учение).
Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).
Грамматика - это раздел лингвистики, изучающий структуру слов и фраз в языке и состоящий из двух частей, соответственно: морфологии и синтаксиса.
Одно из определений понятия морфология следующее:
«Морфология - это отрасль науки о языке, в которой изучаются части речи и способы их изменения».
Другое определение гласит, что морфология является независимым разделом общего образования, посвященным грамматической структуре русского языка и изучающим непосредственно грамматику классы и категории слов с их грамматическими значениями и присущими им грамматическими формами.
Сравнивая приведенные выше определения, мы приходим к выводу, что морфология - это изучение частей речи, словообразования и словоизменения.
В задачи морфологии входит:
1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;
2) устанавливает принципы грамматической классификации слов;
3) определение грамматических классов и категорий слов на основе этих принципов;
4) описание общих и частных грамматических значений, присущих отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих эти грамматические значения.
Таким образом, предметом морфологии является изучение частей речи и их функций в грамматической структуре русского языка.
Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносов. Одним из первых источников научного развития теории частей речи являются ее грамматические представления. В своей «Русской грамматике» (1756 г.) М.В. Ломоносов выделил «много важных деталей:
1. Имя для наименования вещей;
2. Местоимения для сокращения номинаций;
3. Глагол для названия дела;
4. Причастие к сокращению путем объединения имени и глагола в предложении;
5. Наречие для краткого описания обстоятельств;
6. Предлог, чтобы показать, что обстоятельства принадлежат вещам или действиям;
7. Ассоциация, представляющая взаимность наших концепций;
8. Междометие, чтобы вкратце показать движение ума.
Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов:
Существительные, местоимения-существительные, слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, ваш, ваш, их, кто и т.д.). Прилагательное, цифра, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междомерые.
В качестве самостоятельной части языка в этой классификации выделяется местоимение - существительное (я, ты, мы, ты, он, кто, что, кто угодно, что-то и т.д.).
Местоимение отличается от других частей речи тем, что не имеет собственного постоянного и устойчивого лексического значения. Его значение варьируется и зависит от значения слова, к которому оно относится или используется вместо. Следовательно, местоимение можно определить как часть языка, которая дает общее указание на предметы и символы, но не называет их сам. В этом смысле местоимение определяется как часть языка, заменяющая существительное, прилагательное или цифру.
По вопросу о положении местоимений в системе частей речи современного русского языка существуют две противоположные точки зрения:
1) Некоторые ученые считают местоимения частью речи (М. В. Ломоносов, А. Х. Востоков, А. Н. Гвоздев, и др.).
2) Другие отвергают их по самостоятельности и распределяют по значимым частям речи (А. А. Потебня, А. М. Пешковский, В. Н. Мигирин и др.).
В.В. Виноградов относится только к предметно-личным местоимениям и производным от них. Подумайте о местоимениях как о группе слов, разбитых и умирающих. По его словам, сохранились лишь остатки местоимений как особой части речи, а большинство местоимений слились с прилагательными и наречиями. В 1950-х годах В.В. Виноградов признал, что его прежний взгляд на развитие местоимений был ошибочным, но официально не подкрепил его теоретическими расчетами.
Местоимения нельзя выделить среди других значимых частей речи по следующим причинам.
Способы представления действительности в местоимениях и категориально соотнесенных частях речи различны. Первые подчеркивают предметы, знаки, количества и т. Д., Указывают или отрицают их, бесконечно сообщают о них или запрашивают информацию о них, то есть они реализуют отображение местоимений через один из пяти основных типов, которые развились в русских местоимениях. При этом каждому знаку (местоимению) не присваивается постоянное содержание, их значение варьируется и зависит от контекста и ситуации. Слова категориально соотнесенных частей речи (существительные, прилагательные, числительные, наречия и безличные предикативные слова) выполняют номенклатурную функцию, имеют номинативный способ представления действительности.
Следовательно, включение местоимений в другие части речи противоречит основным законам логики, обязательным для всех научных классификаций.
Местоимения и категориально связанные части речи не имеют одинаковых конкретных категорий рода, числа и падежа.
Не все местоимения современного русского языка можно категорически соотнести с другими частями речи. В результате, не входя ни в одну из них, они становятся «бомжами».
Примеры: когда в качестве вопроса об условии, что – от как вопрос о состоянии, что – вопрос о цене, как – вопрос о состоянии и др.
(Когда после приставки пишется твердый знак? Что Лена, поправляется? Что стоят эти сапоги? Как Марина?).
Следовательно, местоимения не могут быть распределены между категориально связанными значимыми частями речи: существительными, прилагательными, числами, наречиями и безличными предикативными словами. Вместе с тем необходимо иметь достаточные основания для объединения их в местоименную часть речи. Учитывая, что каждая часть речи характеризуется набором дифференциальных характеристик, определяемых с учетом критериев выделения частей речи, мы назовем основные лексико-грамматические особенности местоимений.